“Запуск” речи у неговорящих детей: информация для логопедов из Санкт-Петербурга

09.10.2019

Запуск речи у неговорящих детей в СПБМногим родителям трудно понять, нужна ли помощь в “запуске” речи у ребенка или он заговорит сам, просто чуть позже других детей. Задача логопеда, к которому обращаются с такими вопросами — правильно провести диагностику, выявить нарушения речи, если они есть, разобраться в их причинах и объяснить родителям ребенка, как действовать в сложившейся ситуации.

Мы дадим рекомендации для логопедов из Санкт-Петербурга: какие курсы пройти, как понять, что ребенок нуждается в помощи и как работать с его родителями, чтобы добиться наилучшего эффекта. Пройдите обучение, и станете более востребованным специалистом!

Нормы развития речи до 3 лет: как понять, что требуется помощь логопеда?

Важно понимать, что нормы развития речи — это только ориентир. Одни дети начинают говорить очень рано, другие — немного позднее сверстников, и в этом зачастую нет ничего страшного.

Основные этапы развития речи:

  • 2 месяца. Малыш кричит, издает звуки с разной интонацией.
  • 4 месяца. Ребенок учится гулить: произносит слоги «гы», «га» и пр.
  • 7 месяцев. Ребенок лепечет и повторяет одинаковые слоги: «ля-ля-ля», «на-на-на».
  •  1 год. Малыш понимает самые простые фразы, знает слова «мама», «нет», «нельзя», «дай» и может использовать их.
  • 2 года. Ребенок уже знает около 100-150 слов и умеет строить простые предложения, часто неправильные: «Маша баю-бай», «Это ка-ка». Коверкание слов («дяй», «тятя» и пр.) нормально на этом этапе.
  • 3 года. Ребенок активно общается с окружающими, в его словарном запасе достаточно слов для бытового разговора. Он может рассказать, что было на обед в детском саду, и о чем рассказывала воспитательница. Перестановка слогов в слове, неумение следить за громкостью голоса, невнятное произнесение некоторых звуков — нормально на этом этапе.

Как понять, что пора обращаться к специалистам:

  • Ребенок к двум месяцам почти никогда не кричит.
  • Полугодовалый ребенок не гулит, не улыбается, когда с ним говорят, не прислушивается к звукам.
  • Малыш в 7-8 месяцев не реагирует на голоса родителей.
  • К 10 месяцам все еще не начался лепет.
  • К двум годам ребенок не понимает простейших вопросов и просьб (например, «дай машинку папе»), не может произнести ни слова или использует максимум 10-20 слов, коверкая их до неузнаваемости.
  • Ребенок в три года почти не разговаривает с окружающими, не может правильно построить даже простое предложение, в его словарном запасе около 50 слов. Есть серьезные проблемы с произнесением звуков — речь бессвязная, ее очень трудно понять даже родителям.

Даже 2-3 признаков нарушения речи достаточно, чтобы обратиться за помощью. Притом речь не только о логопеде. Для “запуска” речи у неговорящих детей с нуля может потребоваться консультация педиатра, невролога, психиатра, нейропсихолога, психолога, сурдолога, дефектолога. Логопеду важно знать результаты обследований, чтобы правильно выстроить план занятий.

Какой курс обучения “запуску” речи у неговорящих детей пройти логопеду из СПб?

В АНО «НИИДПО» есть специальная программа обучения работе с такими пациентами. На курсах повышения квалификации по запуску речи у неговорящих детей вы научитесь:

  • Определять причины детского безречия. Проводить диагностику и правильно интерпретировать результаты обследования.
  • Различать моторную и сенсорную алалию. Помогать пациентам с разными видами речевых нарушений.
  • Составлять индивидуальные программы по “запуску” речи у неговорящих детей. Корректировать план занятий во время проведения курса, чтобы добиться наилучшего эффекта.

Программа разработана для тех, кто уже освоил профессию логопеда и хочет увеличить список своих услуг и число пациентов.

Обучение ведется заочно, в формате онлайн, поэтому отлично подходит жителям не только Питера, но и Ленинградской области.

Окончив курс по “запуску” речи у неговорящих детей, вы получите удостоверение о повышении квалификации. Документ выдает АНО «НИИДПО» — организация с государственной лицензией на осуществление деятельности в сфере образования.

Остались вопросы? Оставьте заявку на консультацию — с вами свяжется специалист приемной комиссии.

Современные методики “запуска” речи у неговорящих детей

Подробно эта тема разобрана в программе повышения квалификации. Здесь мы расскажем лишь о нескольких вариантах.

Хороший результат дают игры на “запуск” речи у неговорящих детей до года. Их цель — вызвать реакцию, добиться от ребенка попыток говорить или понимания чужой речи. Примеры таких игр:

  • Совершаем однотипные действия (складываем кубики друг на друга) и повторяем одно короткое слово — например, «так».
  • Играем с мячиком, повторяя простые слова: «кати», «дай», «где».
  • Играем с фигурками животных, подражая звукам: «гав», «мяу», «му».
  • Побуждаем ребенка повторять простые слоги. Например, сжимаем ладонь в трубку и повторяем: «дуем-дуем, ду-ду-ду».

Если проблемы с речью возникают у ребенка 1-2 лет, пора добавлять дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику:

  • Вместе с ребенком складываем губы в трубочку, затем растягиваем в улыбку.
  • Надуваем щеки и выпускаем воздух.
  • Мычим. Повторяем простые слоги: «тик-так», «ух-ох».
  • Показываем ребенку фигурки или изображения животных и просим повторять звуки, которые они издают: «мяу-мяу», «гав-гав», «га-га-га».

Занятия для “запуска” речи у ребенка 2-3 лет должны включать в себя артикуляционную гимнастику (прикусывание губ, фырчание, круговые движения языком и пр.), игры на понимание слов (ребенок выполняет простые команды: «ножками топ-топ, ручками хлоп-хлоп» и пр.), на использование слов (ребенок отдает команды: принеси, дай, кати, пой), на использование простых фраз (ребенок помогает взрослому рассказать сказку).

Какие методики “запуска” речи у неговорящих детей посоветовать родителям?

Не стоит ограничиваться только занятиями с логопедом. Желательно, чтобы родители тоже участвовали в процессе. Опытный логопед может объяснить им, что делать:

  • Чаще давать ребенку простые игрушки, которые хочется «озвучить». Тот малыш, который играет с машинкой и произносит «взззз-жжжж-би-би-би» заговорит быстрее, чем тот, который только смотрит мультфильмы на планшете.
  • Показывать картинки и четко произносить, что на них изображено.
  • Больше общаться с ребенком, четко выговаривая слова. Использовать простые сокращения: не «дедушка», а «деда». Выбирать короткие предложения: «дай ложку», «где машинка», «неси папе».
  • Пропевать звуки, которые ребенок уже освоил. Хвалить, если малыш начинает подпевать.
  • Не реагировать на попытки молчаливого ребенка использовать мимику и жесты вместо слов — делать вид, что невозможно понять, чего он хочет. Некоторые дети отлично знают, как произнести просьбу вслух, но не делают этого, потому что родители хорошо реагируют на жесты.

И главное: логопед должен помочь родителям ребенка сохранять спокойствие и оптимизм, не впадая в панику из-за того, что малыш не говорит, хотя его сверстники в детском саду уже используют короткие предложения. Чрезмерное давление на ребенка точно не улучшит ситуацию.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты

117556, г. Москва, Варшавское ш. 79, к. 2

8 (800) 707-52-87, 8 (495) 150-17-11

Карта сайта


наверх