8 (800) 707-52-87 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Профессия педагог-дефектолог

Педагог-дефектолог или учитель-дефектолог — это специалист в области коррекционной педагогики, который занимается обучением и развитием лиц с ограниченными возможностями здоровья, особенностями поведения и обучения. Он помогает им учиться, адаптироваться в социуме и раскрывать потенциал с учетом индивидуальных особенностей.

Содержание статьи:

Профессия педагог-дефектолог

Специализация учителя-дефектолога

Дефектолог работает с детьми, у которых:

  • есть отставание в психомоторном, речевом, когнитивном и/или социальном развитии по сравнению с их сверстниками;
  • диагностирован аутизм или наблюдаются нарушения в общении и взаимодействии с окружающим миром и стереотипные поведенческие особенности;
  • выявлен синдром Дауна, влияющий на физическое и умственное развитие, а также на речевые навыки;
  • заметны проблемы с артикуляцией, грамматикой, лексикой, слуховым восприятием и пониманием речи;
  • имеются расстройства слуха или восприятия аудио- и/или визуальной информации, что затрудняет их обучение и общение;
  • возникают трудности с чтением и письмом — дислексия и дисграфия;
  • есть проблемы с контролем эмоций, адаптацией к социальным ситуациям и поведением в обществе и т. п.

Специалист занимается с детьми, которым из-за особенностей развития нужна дополнительная помощь для успешного обучения и адаптации в обществе.

Обязанности учителя-дефектолога

Функции учителя-дефектолога могут отличаться в зависимости от конкретной должности, места работы и специфики образовательного учреждения. Обычно специалист выполняет следующие задачи:

  • диагностирует и оценивает уровень развития детей с ОВЗ и инвалидностью;
  • определяет индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка;
  • разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР);
  • планирует и проводит занятия с учетом СИПР;
  • обучает детей основам чтения, письма, математики, а также помогает им развивать коммуникативные, социальные и жизненные навыки;
  • оказывает поддержку и содействует социальной адаптации детей с ОВЗ;
  • создает специальные условия для комфортного обучения и развития;
  • консультирует и взаимодействует с родителями (законными представителями) для координации усилий;
  • сотрудничает с другими специалистами (педагогами, психологами, логопедами и т. д.);
  • следует современным методикам и технологиям в работе;
  • составляет отчеты, журналы наблюдений и другую документацию.

Деятельность педагога-дефектолога направлена на обеспечение максимальной поддержки и развития каждого ребенка с особыми образовательными потребностями.

Пример работы педагога-дефектолога

Занятия с дефектологом проходят по-разному, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Для детей до четырех лет занятия будут больше похожи на естественную игру, но с развивающими упражнениями. Ребенка как бы направляют к достижению определенных целей, используя игровые формы обучения.

Во время занятий с детьми пяти-шести лет акцент также делают на игровые задания для развития внимания, памяти, пространственной ориентации и логики, а также формирования математических представлений.

Занятия с детьми школьного возраста становятся более структурированными, уже напоминая уроки. Дефектолог дает ребенку задания, помогающие продвигаться в развитии, и адаптирует учебный материал под его потребности. 

Коррекционный процесс также зависит от конкретного нарушения и его влияния на умственное и социальное развитие ребенка. Например, утрата слуха в детском возрасте вызывает ряд вторичных дефектов, таких как речевые нарушения. Ранняя глухота может привести к полному отсутствию речи. Немота, в свою очередь, затрудняет формирование словесного мышления, что оказывает отрицательное воздействие на процесс познания. Учитывая эти особенности, на уроках используют специальные приемы и методы обучения, которые способствуют активизации познавательной деятельности слабослышащих детей и развитию их речевых умений и навыков:

  • картинки, диаграммы, схемы, видео и других визуальные средства для иллюстрации учебного материала;
  • четкое и медленное произношение слов, артикуляционные упражнения и речевые модели для помощи в формировании речи у детей;
  • адаптация учебного материала под индивидуальные потребности каждого ребенка, учет его уровня восприятия и понимания;
  • применение слуховых аппаратов;
  • прочие средства, помогающие слабослышащим детям успешно интегрироваться в образовательную среду и добиваться хороших результатов в учебе.

Длительность занятий зависит от выраженности нарушения. Некоторым детям может хватить одного года, а другим нужно несколько лет. В особенно сложных случаях поддержка и сопровождение могут требоваться на протяжении всей жизни.

Особенности работы учителя-дефектолога

Дефектология — это сфера, требующая особого призвания и набора навыков, где главным считается любовь к детям. Успех в этой профессии зависит не только от образования, но и от личных качеств и внутреннего стержня человека.

Хорошему педагогу-дефектологу нужно понимать чувства каждого ученика, уметь ставить себя на их место, сопереживать и сочувствовать. Быть готовым работать с людьми, которым требуется много дополнительного времени и усилий для усвоения материала или развития навыков. Немаловажно уметь эффективно общаться с родителями, коллегами и другими специалистами, а также мотивировать и поддерживать учеников в их учебном процессе.

В дефектологии большое значение придается не только академическим знаниям, но и приобретению практических навыков, необходимых для успешной адаптации в реальной жизни. Например, математику изучают так, чтобы дети могли использовать знания для расчета денег на покупку или подсчета сдачи.

Работа дефектолога приносит свои плоды в виде чувства удовлетворения от прогресса детей. Маленькие успехи и изменения в поведении учеников значительно влияют на психологическое состояние и помогают избежать профессионального выгорания.

 

Карьера педагога-дефектолога

Чаще всего дефектологи начинают карьеру в специализированных учреждениях: школы-интернаты, реабилитационные центры, коррекционные классы или школы и т.д. Здесь учитель-дефектолог разрабатывает программы коррекции и реабилитации и проводит занятия. По данным hh.ru, зарплата начинающего специалиста составляет 55–60 тысяч рублей в Москве и Санкт-Петербурге, а в регионах стартует от 20 тысяч рублей.

С накоплением опыта и развитием профессиональных навыков педагог-дефектолог может стать руководителем или директором. В этой роли он будет координировать работу коллег, разрабатывать программы обучения и реабилитации, вести консультации с родителями и др. Такой специалист может зарабатывать до 100 тысяч рублей.

Со временем можно выбрать карьерный путь эксперта или консультанта: работать в государственных или частных организациях, занимающихся разработкой образовательных и реабилитационных программ, проводить обучающие семинары и конференции, а также консультировать других специалистов. 

При желании можно начать заниматься исследованиями в области дефектологии, разрабатывая новые методики обучения и реабилитации, публикуя научные работы в журналах и участвуя в конференциях.

Учитель-дефектолог с опытом работы может стать методистом, тьютором или педагогом раннего развития. Еще один вариант — оказывать услуги в частном порядке или развивать бизнес в сфере помощи детям с ОВЗ. 

Преимущества и недостатки профессии

Профессия дефектолога имеет свои ярко выраженные плюсы и минусы, которые стоит учитывать при выборе этого направления работы.

Преимущества:

  • Востребованность на рынке труда. В России более одного миллиона учеников с ОВЗ, поэтому специалисты в области дефектологии всегда востребованы.
  • Низкая конкуренция при трудоустройстве. Из-за недостатка квалифицированных специалистов дефектологам проще найти работу в сравнении с другими профессиями.
  • Социально значимая профессия. Дефектолог работает на благо общества, помогая особым детям реализовывать потенциал и адаптироваться в социуме.

Недостатки работы:

  • Уровень заработной платы. В государственных структурах зарплата дефектологов примерно равна средней по стране.
  • Эмоциональная и психологическая нагрузка. Воспитание и обучение детей с ОВЗ требует значительных усилий, терпения, эмпатии и умения справляться с проблемами.
  • Сложности в коммуникации. Результат обучения не всегда зависит от дефектолога — на него влияют также родители, врачи, другие педагоги, сам ребенок. Нужно уметь со всеми выстраивать взаимодействие, направленное на результат.

Профессию педагога-дефектолога чаще всего выбирают люди, которые стремятся помогать другим и работать в сфере социальной защиты.

Различие профессий педагога-дефектолога и логопеда

Логопед занимается диагностикой, коррекцией и профилактикой речевых нарушений у детей и взрослых. Он может работать как с детьми с ОВЗ, так и с нормотипичными людьми, у которых есть проблемы со звукопроизношением, словарным запасом, грамматикой, письменной речью и др.

Дефектолог работает с детьми, у которых есть расстройства не только в речи, но и в других сферах развития: интеллектуальной, эмоциональной, социальной, моторной и т. д. Он специализируется на работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

Обучение на педагога-дефектолога

Для работы в этой области требуется специальное дефектологическое образование. Получить его можно на курсах профпереподготовки в АНО «НИИДПО». Наши эксперты разработали специальную программу, которая позволяет получить профессию в короткий срок. Обучение проходит дистанционно, поэтому вам не придется надолго отрываться от работы или других обязанностей — вы можете самостоятельно устанавливать график обучения, подстраивая его под привычные дела.

Программа разработана с учетом современных образовательных стандартов и технологий, чтобы обеспечить максимально эффективное обучение. Мы ставим перед собой задачу обучить вас не только теории, но и практическим навыкам, необходимым для успешной карьеры в выбранной области. 

Все преподаватели — опытные практикующие специалисты. На протяжении обучения вы будете получать поддержку и обратную связь от них и наших консультантов. По завершении учебы получите диплом о профпереподготовке и сможете сразу же приступить к работе.

Заполните форму, чтобы узнать больше о программе и условиях поступления:

Специальное (дефектологическое) образование
620 часов / 5.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
26 400 руб
22 000 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
100% дистанционный формат
100% дистанционный формат
Подробнее
Учебные материалы доступны 24/7 в приложении на смартфоне и личном кабинете на компьютере.
Помощь в процессе обучения
Помощь в процессе обучения
Подробнее
Более 170+ экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает контакт-центр.
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн-вебинары с экспертами каждый месяц. Вебинары в записи по тематике программы и другим направлениям.
Материалы программы доступны бессрочно
Материалы программы доступны бессрочно
Подробнее
В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
Скидки на обучение
Скидки на обучение
Подробнее
Скидка 5% на повторное обучение, возможность вернуть до 13%, оформив налоговый вычет. Рассрочка 0% на программы профессиональной переподготовки.
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Подробнее
На период обучения доступ к 130000+ книг и 16000+ дисциплин, энциклопедиям и книжным коллекциям электронной библиотеки biblioclub.ru.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.