Педагог-дефектолог или учитель-дефектолог — это специалист в области коррекционной педагогики, который занимается обучением и развитием детей с ограниченными возможностями здоровья. Специалист помогает им осваивать различные навыки и адаптироваться в социуме. Читайте дальше, чтобы узнать о работе этого специалиста больше.
Содержание статьи:
- Специализация учителя-дефектолога
- Обучение на педагога-дефектолога
- Обязанности учителя-дефектолога
- Пример работы педагога-дефектолога
- Особенности работы учителя-дефектолога
- Карьера педагога-дефектолога
- Преимущества и недостатки профессии
- Различие профессий педагога-дефектолога и логопеда
Специализация учителя-дефектолога
Дефектолог работает с детьми, у которых:
- имеются расстройства слуха или зрения, нарушения восприятия аудио- и/или визуальной информации;
- выявлены нарушения функций опорно-двигательного аппарата (в том числе детский церебральный паралич);
- имеются нарушения интеллектуального развития;
- отмечается задержка в психомоторном, речевом, когнитивном и/или социальном развитии по сравнению с их сверстниками;
- диагностирован аутизм или наблюдаются нарушения в общении и взаимодействии с окружающим миром, а также стереотипное поведение;
- определены нарушения речевого развития (в том числе нарушения чтения и письма — дислексия и дисграфия);
- имеются множественные нарушения развития.
Дефектолог также может работать с детьми, которым сложно усваивать образовательную программу.
Обучение на педагога-дефектолога
Для работы в этой области требуется специальное дефектологическое образование. Получить его можно на курсах профпереподготовки в АНО «НИИДПО». Наши эксперты разработали специальную программу, которая позволяет получить профессию в короткий срок.
Обучение проходит дистанционно, поэтому вам не придется надолго отрываться от работы или других обязанностей — вы можете самостоятельно устанавливать график обучения, подстраивая его под привычные дела.
Программа разработана с учетом современных образовательных стандартов и технологий, чтобы обеспечить максимально эффективное обучение. Мы ставим перед собой задачу обучить вас не только теории, но и практическим навыкам, необходимым для успешной карьеры в выбранной области.
Все преподаватели — опытные практикующие специалисты. На протяжении обучения вы будете получать поддержку и обратную связь от них и наших консультантов. По завершении учебы получите диплом о профпереподготовке и сможете сразу же приступить к работе.
Обязанности учителя-дефектолога
Функции учителя-дефектолога могут отличаться в зависимости от конкретного места работы и специфики образовательного учреждения. Обычно специалист решает следующие задачи:
- оценивает уровень развития детей с ОВЗ и инвалидностью;
- определяет индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка;
- участвует в разработке специальной индивидуальной программы развития (СИПР);
- планирует и проводит занятия с учетом СИПР;
- обучает детей основам чтения, письма, математики, а также помогает им развивать коммуникативные, социальные и жизненные навыки;
- оказывает поддержку детям с ОВЗ и содействует их социальной адаптации;
- взаимодействует с родителями ребенка для координации усилий, проводит консультативную работу;
- сотрудничает с другими специалистами (педагогами, психологами, логопедами и т.д.);
- использует в работе современные методики и технологии;
- заполняет отчеты, журналы наблюдений и другую документацию.
Деятельность учителя-дефектолога направлена на обеспечение максимальной поддержки и развития каждого ребенка с особыми образовательными потребностями.
Пример работы педагога-дефектолога
Занятия с дефектологом проходят по-разному, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Для детей до четырех лет занятия будут больше похожи на игру, но с развивающими упражнениями. Ребенка как бы направляют к достижению определенных целей, используя игровые формы обучения.
Во время занятий с детьми пяти-шести лет акцент делают на игровые задания для развития внимания, памяти, пространственной ориентации и логики, а также формирования элементарных математических представлений.
Занятия с детьми школьного возраста становятся более структурированными, уже напоминают уроки. Дефектолог дает ребенку развивающие задания и адаптирует учебный материал под его потребности.
Специфика организации коррекционного процесса также зависит от имеющегося у ребенка нарушения и его влияния на когнитивное и социальное развитие.
Например, утрата слуха в детском возрасте вызывает ряд вторичных дефектов, среди которых речевые нарушения. Ранняя глухота может привести к полному отсутствию речи. Отсутствие речи, в свою очередь, затрудняет формирование словесно-логического мышления, что оказывает отрицательное воздействие на развитие ребенка в целом.
Учитывая эти особенности, специалист создает условия, способствующие активизации познавательной деятельности глухих и слабослышащих детей и развитию речевых умений и навыков:
- применение слуховых аппаратов в течение всего учебного дня и во внеурочное время;
- использование визуальных средств для иллюстрации учебного материала (картинок, диаграмм, схем и т.д.);
- формирование и развитие речевого слуха и речи;
- адаптация учебного материала под индивидуальные потребности каждого ребенка, учет его уровня восприятия и понимания.
Длительность занятий зависит от выраженности нарушения. Некоторым детям может хватить одного года, а другим нужно несколько лет. В особенно сложных случаях поддержка и сопровождение могут требоваться на протяжении всей жизни.
Особенности работы учителя-дефектолога
Успех в этой профессии зависит не только от образования, но и от личностных качеств специалиста.
Педагогу-дефектологу важно понимать эмоции и чувства ребенка, уметь сопереживать и сочувствовать. Быть готовым работать с людьми, которым требуется много времени и усилий для усвоения материала или развития навыков. Немаловажно уметь эффективно общаться с родителями, коллегами и другими специалистами.
В работе учителя-дефектолога большое значение придается не только формированию у детей академических знаний, но и их обучение практическим навыкам, необходимым для успешной адаптации в реальной жизни. Например, математику изучают так, чтобы дети могли использовать знания для расчета денег на покупку или подсчета сдачи.
Работа дефектолога приносит свои плоды в виде чувства удовлетворения от прогресса в развитии детей. Маленькие успехи и изменения в поведении ребенка значительно влияют на психологическое состояние специалиста и помогают избежать профессионального выгорания.
Карьера педагога-дефектолога
Чаще всего дефектологи начинают карьеру в специализированных учреждениях: детские сады и школы для детей с ОВЗ, школы-интернаты, реабилитационные центры. Учитель-дефектолог разрабатывает программы коррекции и реабилитации и проводит занятия.
По данным hh.ru, зарплата начинающего специалиста составляет 55–60 тысяч рублей в Москве и Санкт-Петербурге, а в регионах составляет от 20 тысяч рублей.
С накоплением опыта и развитием профессиональных навыков педагог-дефектолог может стать руководителем или директором. В этой роли он будет координировать работу коллег, организовывать разработку, корректировку и утверждение программ обучения и реабилитации.Такой специалист может зарабатывать до 100 тысяч рублей.
Со временем можно выбрать карьерный путь эксперта или консультанта: устроиться в государственную или частную организацию, занимающуюся разработкой образовательных и реабилитационных программ, проводить обучающие семинары и конференции, а также консультировать других специалистов.
При желании можно начать заниматься исследованиями в области дефектологии, разрабатывая новые методики обучения и реабилитации, публикуя научные работы в журналах и участвуя в конференциях.
Учитель-дефектолог с опытом работы может стать методистом, тьютором или педагогом раннего развития. Еще один вариант — оказывать услуги в частном порядке.
Преимущества и недостатки профессии
Профессия дефектолога имеет плюсы и минусы, которые стоит учитывать при выборе этого направления работы.
Преимущества:
- Востребованность на рынке труда. В России более одного миллиона детей с ОВЗ, поэтому специалисты в области дефектологии всегда востребованы.
- Низкая конкуренция при трудоустройстве. Из-за недостатка квалифицированных специалистов дефектологам проще найти работу в сравнении с другими профессиями.
- Социально значимая профессия. Дефектолог помогает особым детям реализовывать потенциал и адаптироваться в социуме.
Недостатки работы:
- Эмоциональная и психологическая нагрузка. Воспитание и обучение детей с ОВЗ требует значительных усилий, терпения, эмпатии и умения справляться с проблемами.
- Сложности в коммуникации. Результат обучения не всегда зависит от дефектолога — на него влияют также родители, врачи, другие педагоги, сам ребенок. Нужно уметь выстраивать эффективное взаимодействие со всеми участниками реабилитационного процесса.
Различие профессий педагога-дефектолога и логопеда
Логопед занимается диагностикой, коррекцией и профилактикой речевых нарушений у детей и взрослых. Он может работать как с детьми с ОВЗ, так и с нормотипичными людьми, у которых есть проблемы со звукопроизношением, словарным запасом, грамматикой, письменной речью и др.
Дефектолог работает с детьми, у которых есть расстройства не только в речи, но и в других сферах развития: интеллектуальной, эмоциональной, социальной, моторной и т.д. Он специализируется на работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
Программы по теме статьи: