Эксперт АНО «НИИДПО» Юлия Иванчикова рассказала о том, как особенности развития влияют на поведение и чем может помочь взрослый в такой ситуации.
Как особенности развития влияют на поведение ребенка
Поведение ребенка с ОВЗ во многом определяется особенностями его развития.
Вид ОВЗ | Как ребенок ведет себя |
---|---|
Расстройство сенсорной чувствительности | При гиперчувствительности — раздражается от шума, яркого света, некомфортной одежды, например, шерстяного свитера. При недостаточной чувствительности — может кусаться или сильно сжимать руки при объятиях. |
Расстройство аутистического спектра | Закрывает уши, убегает в «укрытие», кричит при избытке ощущений. Проявляет стереотипные движения, такие как махи руками или прыжки. Может наносить себе вред. |
Задержка психического развития | Не контролирует себя, не может сосредотачиваться. Агрессивно реагирует, если не понимает задачу. |
Тяжелые речевые нарушения | Капризничает, если не способен сказать, что ему нужно. Может замыкаться и прекращать реагировать. |
Гиперактивность и дефицит внимания (СДВГ) | Часто отвлекается, уходит, проявляет импульсивность. Не завершает начатые действия. |
Синдром Дауна | Ведет себя импульсивно при переменах; может сопротивляться нововведениям. |
Освойте методику ABA-терапии всего за 4 месяца
Помогайте детям и взрослым с РАС обучиться бытовым и социальным навыкам
Оппозиционное расстройство: почему дети становятся агрессивными и конфликтными
Оппозиционное вызывающее расстройство (ОВР) — это поведенческое нарушение, которое чаще всего наблюдается у детей дошкольного возраста. Характеризуется регулярным игнорированием правил, провокацией конфликтов и агрессией.
Как проявляется ОВР у ребенка:
- частые истерики;
- желание отомстить обидчикам;
- нарушение установленных запретов;
- быстрая потеря контроля и переход в ярость;
- нанесение вреда окружающим или животным;
- частые споры со взрослыми по незначительным вопросам;
- непризнание своих ошибок и обвинение других в своих ошибках;
- намеренное раздражение окружающих и провокация конфликтов;
- нежелание выполнять просьбы или следовать правилам: к примеру, разбрасывание вещей в ответ на просьбу убрать их.
Развитие ОВР может быть связано с несколькими факторами.
- Биологические: наследственная предрасположенность, особенности работы лобных долей мозга, дисбаланс гормонов, отвечающих за удовольствие и поведение.
- Семейные: жесткие наказания или отсутствие четких границ, напряженная атмосфера, недостаток внимания или избыточная забота со стороны взрослых.
- Социальные факторы: трудности в общении с ровесниками, нехватка ясных норм от учителей и копирование агрессивного поведения, наблюдаемого у взрослых.
Упрямое или капризное поведение — это не всегда ОВР. Диагноз ставят, если такое поведение продолжается не менее шести месяцев.
Как улучшить поведение детей с ОВЗ
Главное — хвалить ребенка и четко обозначать границы дозволенного. Нельзя сегодня что-то запрещать, а завтра разрешать — ребенок просто запутается и не поймет, какие правила на самом деле важны. Подходы, которые можно применять:
- Замечайте хорошее
Когда ребенок старается вести себя лучше, важно каждый раз это замечать — похвалой или стикером. Это может быть и простая доброжелательная фраза, и визуальная система поощрений.
Например, дневник достижений помогает отмечать даже маленькие успехи. За них ребенок получает стикеры. Это дает возможность всем — и ребенку, и родителям, и педагогу — видеть прогресс.
- Сделайте распорядок дня
Детям с ОВЗ спокойнее, когда день четко распланирован. Картинки на липучках помогут распределить дела и показать, что за чем идет. Полезно вместе проговаривать: что уже сделали, а что впереди. Это снижает тревожность и дает ребенку чувство контроля.
«В течение дня важно смотреть с детьми расписание. Если что-то сделано — визуально отмечать это. Нужно показывать, что происходит в данный момент, например так: “Сейчас мы вот здесь. Поиграли. Теперь убираем куклы. Затем одеваемся и выходим на улицу, чтобы погулять”. Важно говорить коротко и просто».
- Помогайте выражать желания
Цель — научить ребенка доносить свои потребности доступным ему способом. Например, если он хочет есть, может показать это руками. В случаях, когда вербальное выражение потребностей затруднено, можно использовать карточки с картинками. Они помогут ребенку объяснять, что он чувствует и чего хочет.
- Устраивайте активные передышки
Их стоит проводить в середине занятия или между активностями, позволяя детям выплеснуть энергию. Легкие физические упражнения, такие как прыжки или танцы, помогут снизить напряжение. Важно избегать слишком активных движений, чтобы не перевозбудить нервную систему.
- Учите расслабляться
Педагог может предложить детям удобно устроиться, закрыть глаза и делать глубокие вдохи и выдохи.
«Релаксация помогает при импульсивности и гиперактивности. Ее можно использовать, если ребенок не может контролировать двигательную активность — постоянно бегает, прыгает, машет руками».
Педагогу важно быть на связи с родителями: обсуждать, что помогает именно их ребенку, и делиться наблюдениями.
Как не стоит себя вести с детьми с ОВЗ
Реакции взрослых сильно влияет на то, как быстро ребенок успокоится и восстановится после стресса. Разберемся, какие ошибки совершают взрослые — и что лучше делать вместо этого.
Некорректные реакции | Альтернативные подходы |
---|---|
Проявлять агрессию, кричать Крик и агрессия только пугают ребенка. Он может не понять, за что его ругают — и станет еще тревожнее. | Сделайте паузу — отойдите на пару секунд, чтобы и вы, и ребенок успокоились. Можно сказать, что понимаете его чувства, и предложить нарисовать, что он сейчас переживает. |
Игнорировать агрессивное поведение Это может усугубить проблему. | Если ребенок причиняет вред себе или другим — спокойно, но твердо остановите его. Объясните: «Так делать нельзя, это больно». Обозначайте последствия: «Если не соберешь куклы, то я их уберу насовсем. Главное — быть последовательным и выполнять обещанное. |
Пугать Запугивание подрывает доверие. Ребенку становится страшно, и он перестает доверять взрослым. | Не запугивайте и не приказывайте. Лучше предлагать сделать выбор, например: «Попроси словами или покажи руками». |
Унижать, смеяться над ребенком Это формирует низкую самооценку, ребенок замыкается. | Уважайте ребенка. Например, вместо «не кричи» можно сказать: «Повтори, пожалуйста, потише» или «Покажи, чего ты хочешь». |
Корректировать поведение нужно мягко и с учетом особенностей ребенка. Вместо наказаний — учите общаться по-другому.
* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных