Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 707-52-87 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Как помочь детям с ОВЗ, если у них проблемное поведение

Как особенности развития влияют на поведение ребенка

Поведение ребенка с ОВЗ во многом определяется особенностями его развития.

Вид ОВЗ

Как ребенок ведет себя

Расстройство сенсорной чувствительности

При гиперчувствительности — раздражается от шума, яркого света, некомфортной одежды, например, шерстяного свитера.

При недостаточной чувствительности — может кусаться или сильно сжимать руки при объятиях.

Расстройство аутистического спектра

Закрывает уши, убегает в «укрытие», кричит при избытке ощущений. Проявляет стереотипные движения, такие как махи руками или прыжки. Может наносить себе вред.

Задержка психического развития

Не контролирует себя, не может сосредотачиваться. Агрессивно реагирует, если не понимает задачу.

Тяжелые речевые нарушения

Капризничает, если не способен сказать, что ему нужно. Может замыкаться и прекращать реагировать.

Гиперактивность и дефицит внимания (СДВГ)

Часто отвлекается, уходит, проявляет импульсивность. Не завершает начатые действия.

Синдром Дауна

Ведет себя импульсивно при переменах; может сопротивляться нововведениям.

Освойте методику ABA-терапии всего за 4 месяца

Помогайте детям и взрослым с РАС обучиться бытовым и социальным навыкам

Оппозиционное расстройство: почему дети становятся агрессивными и конфликтными

Оппозиционное вызывающее расстройство (ОВР) — это поведенческое нарушение, которое чаще всего наблюдается у детей дошкольного возраста. Характеризуется регулярным игнорированием правил, провокацией конфликтов и агрессией.

Как проявляется ОВР у ребенка:

  • частые истерики;
  • желание отомстить обидчикам;
  • нарушение установленных запретов;
  • быстрая потеря контроля и переход в ярость;
  • нанесение вреда окружающим или животным;
  • частые споры со взрослыми по незначительным вопросам;
  • непризнание своих ошибок и обвинение других в своих ошибках;
  • намеренное раздражение окружающих и провокация конфликтов;
  • нежелание выполнять просьбы или следовать правилам: к примеру, разбрасывание вещей в ответ на просьбу убрать их.

Развитие ОВР может быть связано с несколькими факторами.

  • Биологические: наследственная предрасположенность, особенности работы лобных долей мозга, дисбаланс гормонов, отвечающих за удовольствие и поведение.
  • Семейные: жесткие наказания или отсутствие четких границ, напряженная атмосфера, недостаток внимания или избыточная забота со стороны взрослых.
  • Социальные факторы: трудности в общении с ровесниками, нехватка ясных норм от учителей и копирование агрессивного поведения, наблюдаемого у взрослых.

Упрямое или капризное поведение — это не всегда ОВР. Диагноз ставят, если такое поведение продолжается не менее шести месяцев.

Как улучшить поведение детей с ОВЗ

Главное — хвалить ребенка и четко обозначать границы дозволенного. Нельзя сегодня что-то запрещать, а завтра разрешать — ребенок просто запутается и не поймет, какие правила на самом деле важны. Подходы, которые можно применять:

  • Замечайте хорошее

Когда ребенок старается вести себя лучше, важно каждый раз это замечать — похвалой или стикером. Это может быть и простая доброжелательная фраза, и визуальная система поощрений. 

Например, дневник достижений помогает отмечать даже маленькие успехи. За них ребенок получает стикеры. Это дает возможность всем — и ребенку, и родителям, и педагогу — видеть прогресс.

  • Сделайте распорядок дня 

Детям с ОВЗ спокойнее, когда день четко распланирован. Картинки на липучках помогут распределить дела и показать, что за чем идет. Полезно вместе проговаривать: что уже сделали, а что впереди. Это снижает тревожность и дает ребенку чувство контроля.

«В течение дня важно смотреть с детьми расписание. Если что-то сделано — визуально отмечать это. Нужно показывать, что происходит в данный момент, например так: “Сейчас мы вот здесь. Поиграли. Теперь убираем куклы. Затем одеваемся и выходим на улицу, чтобы погулять”. Важно говорить коротко и просто».
 
Юлия Иванчикова 
  • Помогайте выражать желания 

Цель — научить ребенка доносить свои потребности доступным ему способом. Например, если он хочет есть, может показать это руками. В случаях, когда вербальное выражение потребностей затруднено, можно использовать карточки с картинками. Они помогут ребенку объяснять, что он чувствует и чего хочет.

  • Устраивайте активные передышки

Их стоит проводить в середине занятия или между активностями, позволяя детям выплеснуть энергию. Легкие физические упражнения, такие как прыжки или танцы, помогут снизить напряжение. Важно избегать слишком активных движений, чтобы не перевозбудить нервную систему.

  • Учите расслабляться

Педагог может предложить детям удобно устроиться, закрыть глаза и делать глубокие вдохи и выдохи.

«Релаксация помогает при импульсивности и гиперактивности. Ее можно использовать, если ребенок не может контролировать двигательную активность — постоянно бегает, прыгает, машет руками».
 
Юлия Иванчикова 

Педагогу важно быть на связи с родителями: обсуждать, что помогает именно их ребенку, и делиться наблюдениями.

Как не стоит себя вести с детьми с ОВЗ

Реакции взрослых сильно влияет на то, как быстро ребенок успокоится и восстановится после стресса. Разберемся, какие ошибки совершают взрослые — и что лучше делать вместо этого.

Некорректные реакции   

Альтернативные подходы 

Проявлять агрессию, кричать

Крик и агрессия только пугают ребенка. Он может не понять, за что его ругают — и станет еще тревожнее.

Сделайте паузу — отойдите на пару секунд, чтобы и вы, и ребенок успокоились. Можно сказать, что понимаете его чувства, и предложить нарисовать, что он сейчас переживает.

Игнорировать агрессивное поведение

Это может усугубить проблему. 

Если ребенок причиняет вред себе или другим — спокойно, но твердо остановите его. Объясните: «Так делать нельзя, это больно».

Обозначайте последствия: «Если не соберешь куклы, то я их уберу насовсем. Главное — быть последовательным и выполнять обещанное.

Пугать

Запугивание подрывает доверие. Ребенку становится страшно, и он перестает доверять взрослым.

Не запугивайте и не приказывайте. Лучше предлагать сделать выбор, например: «Попроси словами или покажи руками». 

Унижать, смеяться над ребенком

Это формирует низкую самооценку, ребенок замыкается.

Уважайте ребенка. Например, вместо «не кричи» можно сказать: «Повтори, пожалуйста, потише»  или «Покажи, чего ты хочешь».

Корректировать поведение нужно мягко и с учетом особенностей ребенка. Вместо наказаний — учите общаться по-другому.

* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Другие программы для вас
620 часов / 5.5 мес.
Диплом с 1 квалификацией
Квалификация: Учитель-логопед (логопед) (профиль: нарушения речи)
9%до 18.07.2025
от 2 285 ₽ /мес
с рассрочкой на 12 месяцев
Подробнее
о программе
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
108 часов / 1.5 мес.
Удостоверение о повышении квалификации
26%до 18.07.2025
14 100 ₽
10 400 ₽
Подробнее
о программе
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
620 часов / 5.5 мес.
Квалификация: УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ
13%до 18.07.2025
от 2 310 ₽ /мес
с рассрочкой на 12 месяцев
Подробнее
о программе
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
108 часов / 1.5 мес.
Удостоверение о повышении квалификации
26%до 18.07.2025
12 500 ₽
9 200 ₽
Подробнее
о программе
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
144 часа / 2 мес.
Удостоверение о повышении квалификации
26%до 18.07.2025
12 100 ₽
8 900 ₽
Подробнее
о программе
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
144 часа / 1 мес.
Удостоверение о повышении квалификации
12%до 18.07.2025
17 300 ₽
15 100 ₽
Подробнее
о программе
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Заявка на обучение или консультацию

Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных

100% дистанционный формат
100% дистанционный формат
Подробнее
Учебные материалы доступны 24/7 в приложении на смартфоне и личном кабинете на компьютере.
Помощь в процессе обучения
Помощь в процессе обучения
Подробнее
Более 170+ экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает контакт-центр.
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн-вебинары с экспертами каждый месяц. Вебинары в записи по тематике программы и другим направлениям.
Материалы программы доступны бессрочно
Материалы программы доступны бессрочно
Подробнее
В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
Скидки на обучение
Скидки на обучение
Подробнее
Скидка 5% на повторное обучение, возможность вернуть до 13%, оформив налоговый вычет. Рассрочка 0% на программы профессиональной переподготовки.
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Подробнее
На период обучения доступ к 130000+ книг и 16000+ дисциплин, энциклопедиям и книжным коллекциям электронной библиотеки biblioclub.ru.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.