Курс по ABA-терапии позволил Ие проводить консультации для разных подопечных: от «трудных» подростков до детей с расстройствами аутистического спектра. Каждому из них Ия помогает решать сложные психологические проблемы.
Мы поговорили с Ией о том, как стать специалистом по коррекции поведения и какие перспективы открываются перед ABA-терапевтом.
Как усыновление, переезд и отсутствие конкурентов повлияли на карьеру
- Ия, расскажите, что привело вас в психологию?
- Я получила финансово-экономическое образование, работала в Якутии руководителем среднего звена, сначала в детском саду, а затем на складе алмазодобывающей фабрики. Это не было мое призвание, скорее — необходимость зарабатывать.
Параллельно я строила семью, родила троих детей. Позднее забрала из детского дома ребенка, которому на тот момент было 13 лет. Ему непросто далась адаптация к новой жизни, плюс переходный возраст сыграл свою роль. Вот тогда я поняла, что мне не хватает психологических и педагогических знаний. Но я жила в маленьком отдаленном поселке в Якутии и не видела возможностей для развития.
Все изменилось в 2022 году, когда я получила диплом. В 47 лет я переехала в Котельниково — это город в Волгоградской области, и у меня появилась возможность попробовать себя в чем-то новом. Я решила сфокусироваться на психологии.
Нашла Институт прикладной психологии в социальной сфере, прошла в нем профессиональную переподготовку на практического психолога-консультанта, а после обучения вышла на пенсию и начала вести консультации.
- Какая интересная история смены профессии! А столкнулись ли вы с какими-то сложностями, когда стали консультировать клиентов?
- Мне, как и многим начинающим психологам, было страшно на старте. Во-первых, казалось, что я еще не готова. Во-вторых, не знала, с чего начать. Поэтому я обратилась к психологу и начала работать над внутренним состоянием. А также рассказывала о своих услугах в интернете и мониторила рынок.
Первые клиенты были онлайн. Потом по сарафанному радио обо мне узнали в Котельниково, стали обращаться вживую. У нас небольшой город — всего 20 тысяч человек, — поэтому конкуренции фактически нет. Но я решила, что мои услуги должны быть доступными, и поставила достаточно демократичную цену — 2000 рублей за консультацию. Она вполне соотносится и с моим опытом и финансовыми возможностями местных жителей.
Однако отсутствие конкурентов стало и главной сложностью. Ко мне часто обращались мамы с детьми. С некоторыми проблемами, например трудным поведением подростков, я умела работать. Но меня все чаще просили помочь детям с ОВЗ: с задержкой речевого, психического развития…
Я понимала, что не могу работать с такими ребятами, не обладая нужной квалификацией. Но мне хотелось помочь — ведь родителям некуда больше обратиться. Так и появилась идея продолжить образование в этом направлении. Я начала изучать основы логопедии, игросенсорной терапии, а еще, по рекомендации кураторов Института прикладной психологии, прошла курс по ABA-терапии в НИИДПО.
Обучение оказалось для меня не просто полезным — оно расширило мои профессиональные возможности. Оказалось, что в сфере помощи детям с ОВЗ постоянно ищут грамотных специалистов.
И, конечно, не могу не отметить удобство дистанционного формата НИИДПО: я училась удаленно в удобное для себя время. При этом на качестве образования это никак не сказывалось.
Программа, которую окончила Ия:
Что такое ABA-терапия и как коррекция поведения дает детям шанс на счастливое будущее
- Ия, расскажите подробнее — что такое ABA-терапия?
- ABA расшифровывается как «Applied Behavioral Analysis», что означает «прикладной анализ поведения». ABA-терапия позволяет корректировать поведение ребенка. Нежелательное поведение мы минимизируем, а положительное — поощряем и закрепляем.
Этот подход основан на идее о существовании определенных границ нормотипичного поведения. И, хотя они не всегда четко заметны, мы можем увидеть, как далеко от нормы поведение ребенка, и понять, как изменить ситуацию.
Я читала, что у ABA-терапии есть как поклонники, так и критики. Последние сравнивают эту систему с дрессировкой и говорят, что такой подход формирует выученное, рефлекторное поведение. Пройдя обучение, я понимаю, что это не так. ABA-терапия — научно обоснованная система с индивидуальным подходом к каждому ребенку, где не используется принуждение. Специалисты по ABA-терапии помогают детям с различными расстройствами преодолеть социальную изоляцию и стать самостоятельнее.
Возьмем, например, аутизм. Такой ребенок рождается с особым мироощущением, отличным от нашего. Мы не сможем «вылечить» его, но сможем адаптировать к жизни в обществе. Так мы даем ребенку с РАС шанс на будущее, возможность выйти из-под опеки стареющих родителей. И пусть такой ребенок не всегда будет понимать суть правильного поведения, но он будет знать правила, следовать им и впоследствии успешно социализируется.
Кроме того, ABA-терапию можно сочетать и с другими, более творческими инструментами. Так поступаю и я — использую эту систему для диагностики, но дополняю игровыми методиками.
- Расскажите, пожалуйста, о нескольких случаях из вашей практики.
- Прямо сейчас я активно работаю с двумя детьми. Занимаюсь с трехлетней девочкой с задержкой речевого и психического развития. Именно благодаря ей я и пошла учиться на ABA-терапевта. Мама девочки очень просила меня помочь: в городе не было подходящих специалистов, а ездить далеко семья не могла.
Я провела первую консультацию и заметила, что девочка идет со мной на контакт, что при таком диагнозе случается нечасто. На третьем занятии она уже сфокусировала на мне взгляд, а это действительно большая победа для ребенка с РАС. Сейчас, после обучения, я уже профессионально оцениваю ее поведение, разрабатываю стратегию дальнейшего развития и адаптации.
Это сложный путь, и мы пока только ступили на него, но теперь вместо хаоса и паники у меня в голове есть понимание, как выстраивать диалог с особенным ребенком, какие методики можно внедрять в работу. Например, я уже купила специальные игровые карточки и жду следующего занятия, чтобы опробовать эту технику.
Другой клиент, с которым работа идет еще интенсивнее, — подросток с серьезными нарушениями развития. Еще до того, как обратиться ко мне, родители вкладывали в него массу усилий, и им многое удалось. Но сейчас я стараюсь создать для ребенка общую лечебную среду — разрабатываю для него такой образ жизни, при котором он будет активно развиваться даже вне наших занятий.
Здорово, что мама ребенка заинтересована в результате и готова выполнять мои рекомендации.
Сейчас на консультациях мы разбираем вопросы гормонального и сексуального развития. Изменения, которые происходят с телом, вызывают у ребенка много тревоги.
На курсе мы посвящали отдельное внимание половому созреванию подростков, поэтому я быстро поняла, чем могу помочь. Мы снижаем уровень тревоги, перенося интересы ребенка на другие сферы. Чтобы лучше отслеживать и понимать внутренние переживания, мы завели дневник эмоционального развития и проходим различные тесты.
И, конечно, я использую на занятиях методы ABA-терапии. Я анализирую и корректирую поведение ребенка, используя технику положительного и отрицательного подкрепления. Уже заметны результаты такой работы — ребенок стал спокойнее и отзывчивее, с удовольствием приходит на занятия.
- Здорово, что инструменты ABA-терапии пригодились! Вы справедливо отметили, что без активного участия родителей ваша работа не была бы такой эффективной. Случается ли, что взрослые сопротивляются методам, которые вы предлагаете?
- К сожалению, да, и я уже столкнулась с этим, когда начала проводить занятия для девочки с аутистическим расстройством. Терапия с особенными детьми предполагает большую вовлеченность родителей, и нередко требуется индивидуальная работа со взрослым. Только так можно объяснить родителям суть проблемы и создать правильную педагогическую среду для ребенка.
Но поскольку ребенок занимается с неврологом, логопедом и психологом, мама и папа много работают, чтобы оплачивать всех необходимых специалистов. Соответственно, на общение со мной у них не остается времени. И хотя они любят дочь и уделяют ей много внимания, отсутствие личной коммуникации мешает им в полной мере оценить ситуацию. Родители видят ребенка только дома и не отслеживают ее поведенческие особенности, которые проявляются с другими людьми и в непривычной обстановке.
Поэтому я решила наладить контакт с бабушкой девочки. Я поговорила с ней и предложила понаблюдать за тем, как ребенок ведет себя в компании нормотипичных детей. Мы отправились в игровую комнату, и бабушка увидела, что именно отличает девочку от других ребят. Это открытие помогло ей не только осознать особенности ребенка, но и прислушаться к моим рекомендациям — например, активно заниматься с девочкой дома. Ведь ни один, пусть и лучший, психолог не поможет ребенку, если семья тоже не приложит усилий.
Перспективы ABA-терапевта
- Ия, как вам кажется: насколько востребованы ABA-терапевты?
- Думаю, что специалистов моего профиля не хватает. В маленьких городах почти не встретишь психологов, работающих с особенными детьми. При этом ситуаций, где пригодятся инструменты ABA-терапии, достаточно много.
Рассеянность, дислексия, агрессия или потеря интереса к учебе — все это можно корректировать с помощью методов ABA-терапии, сочетая их с другими техниками. А ведь я перечислила довольно частые проблемы, с которыми сталкиваются во многих семьях даже с условно нормотипичными детьми.
Получается, психолог с моей квалификацией легко найдет клиентов в любом уголке страны. И хочется, чтобы число коллег росло. Ведь мы выступаем за глубокий анализ и не просто решаем проблему, а находим ее источник. К примеру, если равнодушие к школе окажется симптомом расстройства аутистического спектра, мы это обнаружим и постараемся помочь.
- Ия, поделитесь вашими планами на будущее.
- Я думаю о том, чтобы снять отдельное помещение для занятий. Это позволит мне использовать в терапии больше материалов и техник, учитывать запросы каждого клиента и организовывать работу так, как удобно именно ему.
Еще хотела бы открыть собственный развивающий детский центр — например, купить франшизу и объединиться с местными педагогами и логопедами. Комплексный подход эффективнее для ребенка и удобнее для родителей — все необходимые специалисты под одной крышей.
Что касается учебы и повышения квалификации, сейчас мне особенно интересны методики профориентации. В нашем городе есть только большой рудник, где работают большинство жителей, и дети просто не видят других профессиональных возможностей. Я планирую пройти обучение, чтобы помогать детям искать себя, видеть свои сильные стороны, строить интересное и перспективное будущее.
- У вас отличные планы — уверены, что все получится! Ия, большое спасибо за интервью. Мы желаем вам удачи!