Коррекционно-образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья могут сильно различаться в зависимости от возраста и варианта нарушения. Персональный подход к коррекционному обучению помогает создать индивидуальная программа развития. В статье расскажем о ее преимуществах, принципах разработки, а также разберем особенности работы учителя-дефектолога.
Содержание статьи:
- Что такое инклюзивное образование
- Как составляется индивидуальная программа развития ученика с ОВЗ
- Какие есть преимущества у индивидуальной программы развития
- Как стать учителем-дефектологом
Что такое инклюзивное образование
Сегодня современное образование строится по принципу инклюзивности, согласно которому дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью могут учиться в общеобразовательных учреждениях по адаптированным и индивидуальным программам.
Школы обязаны создать условия, при которых дети будут получать образование, находясь в общей учебной среде со своими сверстниками, социализироваться и закреплять жизненные навыки.
Опыт показывает, что обучение в инклюзивной среде помогает детям с ОВЗ лучше усваивать программу, формировать навыки коммуникации, сотрудничества и взаимопонимания, необходимые для успешной социализации.
Чтобы ребенок с ОВЗ мог успешно учиться и полностью реализовывать свой потенциал, для него разрабатывается индивидуальная или адаптированная программа развития.
Как составляется индивидуальная программа развития ученика с ОВЗ
Индивидуальная программа развития (ИПР) составляется для конкретного ребенка с учетом его особых образовательных потребностей, психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Программа разрабатывается на основании рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) и результатов психолого-педагогической диагностики, проведенной специалистами школы. Если у ученика есть инвалидность, то дополнительно учитывается индивидуальная программа реабилитации.
Адаптированную образовательную программу и индивидуальную программу утверждает образовательная организация в соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ.
В программе объединены все участники коррекционно-развивающего обучения, которые будут непосредственно работать с ребенком: учителя, логопед, педагог-дефектолог, психолог, тьютор. Определены объем, содержание, планируемые результаты образования.
Для адаптации ребенка с ОВЗ в школе обязательно создают необходимые условия, ориентированные не только на то, что ребенок может делать самостоятельно, но и на то, чего он может достичь через сотрудничество с педагогами и сверстниками. Например, проектируют специальную архитектурную безбарьерную среду, обеспечивают ребенка специальными техническими средствами.
Родители играют в этом процессе важную роль, так как они лучше всех знают своего ребенка и могут предоставить полную информацию о его умениях и навыках. Их объективность и реалистичные ожидания помогут избежать недопониманий и обеспечат более эффективное обучение.
Какие есть преимущества у индивидуальной программы развития
Успешно разработанная ИПР направлена на максимальное раскрытие потенциала каждого ребенка с ОВЗ. У нее есть множество плюсов:
- индивидуальный подход к обучению с учетом возможностей, потребностей и способностей каждого ребенка с ОВЗ;
- адаптация учебного процесса и материалов к конкретным требованиям ребенка, его физическим, когнитивным или эмоциональным особенностям;
- вариативные формы получения образования;
- развитие сильных сторон ребенка и его уникальных талантов и способностей;
- учет индивидуального темпа обучения ребенка;
- специальные методики, обучающие материалы и ресурсы;
- меры по содействию социализации ребенка;
- принцип постепенного развития;
- участие родителей в процессе обучения.
Помощь ученику с ОВЗ в получении образования в соответствии с особенностями его развития и рекомендациями ПМПК, входит в обязанности учителя-дефектолога.
Но разработать ИПР мало — необходимо ее успешно внедрить и реализовать. Иногда в процессе школа и учитель-дефектолог сталкиваются с трудностями:
- нехватка специального оборудования и технических средств для коррекционных занятий;
- отсутствие специализированной литературы и обучающих программ;
- неготовность к инклюзивному образованию со стороны общества;
- недостаточное взаимодействие с родителями;
- сложности в организации безбарьерной образовательной среды;
- недостаток обученных кадров.
Проблемы решаются на всех уровнях: от строительства новых школ с инклюзивной средой до вовлечения родителей в учебный процесс. Формируется позитивное отношение к инклюзивному образованию в обществе, а также разрабатываются новые программы обучения для специалистов, работающих с детьми с ОВЗ.
Как стать учителем-дефектологом
Если вы хотите помогать детям с особыми образовательными потребностями и мечтаете получить социально значимую профессию, вам не нужно искать для обучения вуз или ссуз. Курсы дополнительного образования позволяют освоить специальности «педагог-дефектолог» и «учитель-дефектолог» за короткий срок не выходя из дома.
Например, на программе «Специальное (дефектологическое) образование» вы будете учиться всего 5,5 месяцев. Это возможно потому, что в учебный план входят только профильные дисциплины, необходимые для работы учителя-дефектолога.
Обучение полностью дистанционное, включая отправку и получение документов. Для учебы даже не понадобится компьютер — достаточно мобильного приложения.
Если вы успешно и без долгов пройдете 75% курса, то получите доступ к Центру Развития Карьеры — ресурсу, помогающему учителю-дефектологу начать работать без страха и сомнений. Вы получите диплом о профпереподготовке и начнете вести деятельность педагога-дефектолога сразу после окончания обучения.
➥ Заполняйте форму на сайте, чтобы связаться со специалистом приемной комиссии и подать заявку на поступление: