Читайте также:
Оснащение кабинета логопеда: как купить то, что вам действительно пригодится?Педагог работает с различными нарушениями развития у детей. Специалист ведет занятия на улучшение памяти и мелкой моторики, развитие речи и расширение словарного запаса. Дефектолог помогает ребенку обрести необходимые навыки, адаптироваться к обучению в школе и жизни в социуме.
Разбираемся, как обустроить рабочее пространство по СанПиНу, чтобы было удобно и ученику, и специалисту.
Какие нормы диктует СанПиН
Когда руководство образовательной, медицинской или социальной организации берется за подготовку кабинета педагога-дефектолога, учитываются нормы сразу трех СанПиНов:
- № 1.2.3685-21, который определяет, сколько будут продолжаться уроки, как должно быть обустроено пространство для занятий с точки зрения гигиены и безопасности;
- № 2.3/2.4.3590-20, требующий установки кулеров для воды и питьевых фонтанчиков по соседству с местом обучения;
- № 3.3686-21, который подсказывает, как дезинфицировать классную комнату, если ее посещал заболевший ребенок или взрослый, способный передать инфекцию другим.
Итак, кабинет специалиста укомплектован мебелью. Далее педагог поддерживает комфортную обстановку в помещении, а именно:
- контролирует степень освещенности кабинета, используя лампы с регулировкой яркости света;
- проветривает учебную комнату, пока дети отсутствуют, и проводит влажную уборку при необходимости.
Во время перерыва каждый ребенок должен иметь возможность вымыть руки. Поэтому вблизи кабинета дефектолога устанавливают умывальник.
Получите сразу 2 квалификации: учитель-логопед и нейропсихолог за год
Какое оборудование должно быть в кабинете
Прежде всего, комната, в которой работает специалист, должна располагать к занятиям. Поэтому в кабинете нет места лишней мебели и ненужному оборудованию.
Для индивидуальных и групповых занятий с детьми могут потребоваться следующие предметы:
- Мебель
Эргономичные столы и стулья, шкафы-пеналы с глухими дверцами и безопасные полки для размещения учебных пособий, зеркало, доска. - Дидактические материалы
Детская обучающая литература, тематические иллюстрации, счетные палочки, наборы цифр и геометрических фигур. - Методические материалы
Картотеки по различным видам гимнастики, материалы для коррекции звуков и развития речи. - Средства диагностики
Первичные документы, в которых зафиксированы результаты обследования ребенка с нарушениями развития. - Документы педагога
Рабочие программы и планы, учебное расписание.
Что конкретно пригодится дефектологу, зависит от возраста учеников и целей, на которые направлена коррекционная деятельность.
Еще один немаловажный параметр — площадь учебного помещения. Небольшой комнаты достаточно для индивидуальных уроков, для групповых занятий требуется больше пространства. Вне зависимости от площади в кабинете поддерживается порядок.
По словам педагога-дефектолога Сергея Баранова, в учебной комнате желательно найти место для родителей. Они могут приходить в кабинет специалиста, чтобы поддержать ребенка и мотивировать его на хорошие результаты. Родители могут побеседовать с педагогом в комфортной обстановке, чтобы, например, скорректировать план выполнения домашних заданий.
Зонирование кабинета дефектолога
Каждая часть пространства предназначена для конкретной деятельности:
- Учебная зона
Здесь размещают столы и стулья для детей, рабочий стол специалиста, методические пособия и магнитную доску. Педагогу доступно оборудование и дидактические материалы для проведения занятий. - Двигательная зона
Часть комнаты освобождена от мебели, чтобы дети могли прыгать и танцевать. На полу можно разместить ковер. - Игровая локация
В этой зоне дети могут расслабиться и позаниматься с игрушками, которые развивают когнитивные и моторные навыки. Предметы подобраны по возрасту. - Диагностическая, методическая и коррекционная зоны
Здесь сосредоточены инструментарий для тестирования детей, пособия и материалы для упражнений с учениками, нормативные акты и документы педагога. - Консультативная локация
В этой зоне педагог-дефектолог общается с родителями, дает рекомендации по учебной деятельности в домашних условиях.
Независимо от зоны, важно поддерживать безопасную атмосферу. Всю мебель хорошо закрепляют. В кабинете дефектолога уместно использовать столы с закругленными углами, а также стулья, которые можно регулировать под рост ребенка. Напольное покрытие должно быть нескользящим.
Расположение кабинета дефектолога влияет на эффективность занятий. Рекомендую выбирать спокойное место, удаленное от шума и суеты. Только в такой атмосфере чуткие дети смогут сосредоточиться и достичь лучших результатов на занятиях.
Безопасность ребенка до и после занятий Когда кабинет дефектолога оснащен и оформлен, пора организовать учебный процесс. Педагог заранее готовится к занятиям. Так специалисту не придется бросаться на поиски маленькой коробки с сыпучими материалами или карточек с изображениями времен года. При этом дети будут сохранять настрой на занятия.
Ученики приходят заранее — хотя бы за пять минут до урока. В это время педагог уже находится в помещении. Дети могут готовиться к занятиям в рабочей зоне, не мешая другим. Перед тем как покинуть комнату дефектолога, ребенок собирает свои вещи и выходит с разрешения педагога.
Педагог может заниматься с несколькими детьми параллельно или организовать урок в группе. Используя первый подход, важно проследить, чтобы дети занимались в своей рабочей зоне и не мешали другим. Если процесс взаимодействия выстроен правильно, каждый ребенок сможет сосредоточиться на своих заданиях и выполнять их результативно. Когда педагог ставит перед собой задачу сформировать коммуникативные навыки или развить социальное взаимодействие между детьми, уместно проводить групповые занятия.
Как сделать кабинет дефектолога уютнее
Для детей с особыми потребностями важно создать уютный кабинет педагога-дефектолога для комфортного знакомства и адаптации. Чтобы сформировать благоприятную атмосферу, стоит:
- Выбирать нейтральные оттенки для покраски стен.
- Переносить яркие цветовые акценты в игровые локации.
- Размещать на стенах плакаты с позитивными изображениями.
- Постелить ковёр.
- Распределить по зонам кресла и пуфы.
- Повесить спокойные по цвету шторы.
Эксперты АкадемСити рекомендуют создавать сдержанный интерьер без лишних деталей. Ни к чему заставлять подоконники комнатными растениями, ведь горшки будут затемнять помещение. А мобильные перегородки, отделяющие тематические зоны, как раз помогут в учебном процессе. Так ребенок сможет уединиться, если устанет от общения с другими детьми.
Другие программы для вас
За 8 месяцев получите 2 квалификации
и начните профессионально помогать детям с ОВЗ