По статистике количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) увеличивается каждый год. В связи с этим растет потребность в педагогах-дефектологах. Рассказываем, что это за профессия и почему она нужна.
Содержание статьи:
- Кто такой дефектолог
- С кем работает специалист
- Чем занимается специалист
- Направления деятельности
- Как стать дефектологом
Кто такой дефектолог
Дефектолог — это специалист, который обеспечивает детям с ОВЗ условия для их обучения и воспитания.Дефектолог помогает детям с нарушениями развития освоить учебную программу, которую он создает совместно в другими специалистами с учетом особенностей конкретного ребенка с ОВЗ и его образовательных потребностей. Также дефектолог прививает детям навыки жизни в быту и социуме, чтобы “особенный” ребенок мог по возможности самостоятельно обслуживать себя, общаться с людьми любым доступным ему способом и ощущать себя частью общества.
С кем работает специалист
Деятельность дефектолога связана с оказанием коррекционной помощи дошкольникам и школьникам с особыми образовательными потребностями (в том числе и с инвалидностью). Специалист работает с детьми с различными нарушениями развития. При этом для каждой категории детей с ОВЗсуществует своя специализация.
- Олигофренопедагог занимается с детьми, у которых диагностированы интеллектуальные нарушения (умственная отсталость).
- Сурдопедагог работает с детьми с нарушениями слуха, при этом потеря слуха может быть как частичной, так и полной.
- Тифлопедагог занимается с детьми с нарушениями зрения (слепыми и слабовидящими).
- Логопед занимается с детьми с нарушениями речи. К ним относится задержка речевого развития (ЗРР), заикание, дизартрия, алалия, дисграфия, дислексия и другие нарушения.
Также дефектолог оказывает помощь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в том числе детям с церебральным параличом), детям с расстройством аутистического спектра, задержкой психического развития (ЗПР).
Как стать дефектологом
Согласно профстандарту «Педагог-дефектолог» 2023 года, для работы специалисту нужно получить высшее профильное образование, либо на основании высшего педагогического или психологического образования пройти программу профпереподготовки.
Такие программы есть в АНО «НИИДПО». На дистанционном курсе «Специальное (дефектологическое) образование», который длится около полугода, вы научитесь вести коррекционную работу с детьми с различными нарушениями.
Если планируете работать в детском саду, поступайте на программу «Дошкольный педагог-дефектолог. Организация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации ФГОС ДО».
После обучения вы получите диплом о профессиональной переподготовке, который позволит стать дефектологом в любом образовательном учреждении.
Направления деятельности
Работу дефектолога условно можно поделить на 5 блоков, каждый из которых включает в себя конкретные задачи:
- Диагностический.
- Коррекционный.
- Аналитический.
- Консультативно-просветительский.
- Организационно-методический.
Диагностическое направление нацелено на то, чтобы выявить проблемы конкретного ребенка и наметить пути их преодоления. Специалист оценивает актуальное развитие ребенка, а также зону его ближайшего развития. Диагностика проводится дефектологом в начале и в конце учебного года, что позволяет отследить динамику развития детей и оценить эффективность коррекционной работы. Также специалист может проводить текущую диагностику и на основе полученных данных вносить изменения в программу коррекционной работы.
Коррекционное направление представляет собойсистему коррекционно-развивающего воздействия на детей с ОВЗ. Дефектолог занимается развитием познавательных процессов, сенсомоторных навыков, формирует представления об окружающей действительности. Для этого специалист использует различные методы и приемы, подбирает необходимые дидактические материалы.
Аналитическое направление предполагает оценку эффективности коррекционных программ и при необходимости их изменение с учетом полученных в ходе диагностики детей результатов.
Консультативно-просветительское направление нацелено на то, чтобы родители и смежные специалисты имели представление о способах воспитания и развития детей с ОВЗ. Для этого дефектолог проводит, например, индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия.
Организационно-методическое направление включает в себя подготовку к различным методическим мероприятиям (педагогическим советам, методическим объединениям и т.д.) и оформление документации.
Чем занимается специалист
Работа дефектолога имеет свою специфику в зависимости от того, какие нарушения диагностированы у его подопечных. Однако главная задача его деятельности — создать условия для максимально возможной адаптации ребенка с ОВЗ и коррекции имеющихся у ребенка нарушений.
На начальном этапе работы дефектолог обследует детей. Специалист изучает особенности мыслительной деятельности ребенка, оценивает понимает ли ребенок инструкции, как он общается со взрослым, какие эмоциональные реакции демонстрирует и т.д. В целом такое обследование затрагивает развитие ребенка со всех сторон.
Далее дефектолог анализирует полученные результаты. На основании этого он может разбить детей на группы по уровню развития. Это позволяет реализовать подходящую программу обучения. Например, работая с детьми с нарушениями зрения, специалист делает упор на развитие навыков ориентации в окружающем мире, воссоздает образы через описания и тактильные ощущения.
Большое значение в работе дефектолога отводится обучению детей навыкам самообслуживания и коммуникации. Это должно помочь подопечным вести взрослую самостоятельную жизнь.
Программы обучения по теме