00дней
00часов
00минут
00секунд
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 707-52-87 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Как работать с детьми с ОВЗ в детском саду? Где учиться для приобретения нужных знаний?

Как работать с детьми с ОВЗ в детском саду? Где учиться для приобретения нужных знаний?

Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ закрепил равный доступ к образованию для всех детей, включая детей с ОВЗ. Для последних дошкольное образование может играть более важную роль — чем раньше специалисты начнут работать с таким ребенком, тем выше его шансы на адаптацию в обществе и успешное обучение в школе. Расскажем, как работать с детьми с ОВЗ в детском саду: какие условия создавать, как взаимодействовать и где получить необходимые знания.

Содержание статьи:

Кто такие дети с ОВЗ и чем они отличаются от детей-инвалидов?

Дети с ОВЗ в детском саду

Под общим термином «дети с ограниченными возможностями здоровья» подразумевается широкая и неоднородная группа детей с различными отклонениями развития. Они включают нарушение зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, расстройства поведения (СДВГ и РАС), а также комплексные нарушения. Отклонения могут быть временными или постоянными, легкой или тяжелой степени.

«Дети с ОВЗ»— понятие более широкое, чем «дети-инвалиды». Задержки и отклонения в развитии не всегда приводят к установлению инвалидности. У детей-инвалидов расстройство функций организма стойкое, его причиной могут быть врожденные дефекты или травмы.

И тех, и других детей объединяет то, что они нуждаются в специальных условиях, которые позволят им освоить образовательные программы. Подходы к их обучению одинаковы, а программы различаются в зависимости от типа и тяжести заболевания.

Где учат работать с детьми с ОВЗ?

Как и где можно выучиться на воспитателя детского сада, который владеет основами коррекционного обучения? АНО «НИИДПО» предлагает пройти курсы повышения квалификации в этой сфере дистанционно*. Набор Слушателей ведется постоянно, и вы сможете в любой момент приступить к учебе — как только возникла необходимость. Продолжительность программ — от 3 до 8 недель.

Узнать об особенностях инклюзивного дошкольного образования можно на курсе:

Организация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО
144 часов / 2 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
11 000 руб
8 200 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Составлять и реализовывать образовательные маршруты для детей с ОВЗ, подбирать формы и методы работы научат на курсе:

Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО
72 часов / 1 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
7 800 руб
5 200 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

По окончании дистанционного* курса выдается свидетельство о повышении квалификации установленного образца. Выучитесь на воспитателя, знающего основы коррекционного дошкольного обучения, и станете востребованным специалистом, которому будут рады в любом детском саду, где есть дети с ОВЗ.

Формы дошкольного образования для детей с ОВЗ

Существует три формы дошкольного воспитания и образования детей с ОВЗ в условиях ДОО:

Работа с детьми с ОВЗ в детском саду

  • в детских садах компенсирующего вида, где созданы необходимые условия для воспитания и обучения детей с особенностями — такие учреждения посещают дети с существенными отклонениями физического или психического развития;
  • в группах компенсирующего вида в обычных детских садах;
  • путем интеграции детей с ОВЗ, по 2–3 человека, в обычную группу вместе со здоровыми детьми — этот способ подходит для детей с легкими формами отклонений, но и для них необходимо создавать особые условия и обеспечивать индивидуальный подход.

Какая именно форма дошкольного образования подойдет ребенку, решает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

Какие условия для коррекционной работы должны быть созданы в детском саду?

Особый ребенок имеет все те же потребности, что и здоровый, а также дополнительные потребности. В ДОО, которые посещают дети с ОВЗ, обязательно создаются условия для коррекционно-развивающей работы: безбарьерная среда, специальное оборудование, индивидуальные планы образования и сопровождения.

Когда в детский сад поступает ребенок с ОВЗ, воспитатель не должен оставаться с ним один на один. В работу включаются разные специалисты: психолог, логопед, дефектолог. Они не только проводят индивидуальные занятия и занятия в небольших группах, но и дают рекомендации воспитателю и родителям ребенка.

Если заключение ПМПК предусматривает сопровождение тьютора, детский сад должен его предоставить. В обязанности тьютора может входить как постоянное индивидуальное сопровождение 1–2 детей, так и координация работы всех специалистов, воспитателей и родителей. В последнем случае за тьютором закрепляется большее количество детей.

Что следует учесть воспитателю во время работы с особыми детьми?

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ДОУПрежде всего, воспитатели, работающие с детьми с ОВЗ, должны понимать, что обучение особых детей требует несколько иных подходов. Традиционные методы взаимодействия не подойдут. Такие дети быстро устают, могут иметь моторные трудности, низкую работоспособность, рассеянное внимание, расторможенность или, наоборот, заторможенность.

Поэтому стоит дать им чуть больше времени на еду и одевание, сократить продолжительность занятий, чаще менять виды деятельности. В работе с такими детьми больше, чем обычно, требуется индивидуальный подход и учет особенностей ребенка.

Индивидуальный подход не означает, что малыша с ОВЗ следует отделять от группы здоровых сверстников. Наоборот, следует включать его в общий процесс, давая ему посильные задания, создавать атмосферу доброжелательности.

Понимая, что особенности поведения и сниженные способности ребенка к обучению — следствие его болезни, а не капризов, педагог должен корректно оценивать динамику его развития. В педагогической работе важно найти положительные стороны личности малыша, сохранные функции, и опираться на них в обучении и воспитании.

Программы по теме статьи:

Организация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО
144 часов / 2 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
11 000 руб
8 200 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Дошкольный педагог-дефектолог. Организация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации ФГОС ДО
620 часов / 5.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
24 300 руб
20 300 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
100% дистанционный формат
100% дистанционный формат
Подробнее
Учебные материалы доступны 24/7 в приложении на смартфоне и личном кабинете на компьютере.
Помощь в процессе обучения
Помощь в процессе обучения
Подробнее
Более 170+ экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает контакт-центр.
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн-вебинары с экспертами каждый месяц. Вебинары в записи по тематике программы и другим направлениям.
Материалы программы доступны бессрочно
Материалы программы доступны бессрочно
Подробнее
В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
Скидки на обучение
Скидки на обучение
Подробнее
Скидка 5% на повторное обучение, возможность вернуть до 13%, оформив налоговый вычет. Рассрочка 0% на программы профессиональной переподготовки.
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Подробнее
На период обучения доступ к 130000+ книг и 16000+ дисциплин, энциклопедиям и книжным коллекциям электронной библиотеки biblioclub.ru.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.