Игровые методики, которые применяет дефектолог в дошкольном учреждении, развивают важные навыки у детей с особыми образовательными потребностями.
В статье рассмотрим интересные игры и поделимся рекомендациями педагога-психолога Юлии Иванчиковой.
Почему для занятий с детьми дефектолог выбирает игру
Для ребенка игра — это не только развлечение, но и способ познавать окружающий мир. По мере взросления дошкольника игры становятся сложнее.
Рассмотрим, как меняются правила игры в дошкольном возрасте, и выделим основные этапы:
- Сенсомоторный
В первый год жизни младенец изучает пространство через органы чувств. «Путеводителями» для исследователя становятся зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Малыш взаимодействует с предметами, изучает свойства материалов. Например, кладет вещи в рот, чтобы различать съедобные и несъедобные предметы. - Предметный
В первые три года жизни малыш все отчетливее понимает мир. Ребенок начинает осмысленно играть. Он продолжает изучать предметы, но уже использует их по назначению. - Сюжетно-отобразительный
В возрасте 3–4 лет малыш способен играть долгое время. Процесс строится на знакомых сценках из жизни. Ребенок копирует поведение взрослых в магазине или поликлинике. - Сюжетно-ролевой
К 5 годам активизируется детское воображение. Каждый игрок исполняет свою роль, соблюдая правила.
Стажировка уже во время обучения
Все дети, включая тех, у кого есть нарушения, играют. Например, ребенок с аутизмом может нередко повторять одни и те же действия с игрушками. Педагог-дефектолог помогает таким детям преодолеть этот этап развития и перейти на следующий.
Когда у детей диагностированы нарушения развития, подключаться к сюжетно-ролевой игре им может быть трудно. Но даже сниженный слух у ребенка не считается преградой, дефектолог поможет развить навык. Даже в сложных ситуациях можно придумать интересные сенсорные и предметные игры.
Юлия Иванчикова, специальный психолог, учитель-логопед
Учим ориентироваться в пространстве с помощью игры
Освоение пространственной ориентации — это важный навык, который помогает освоиться в новой обстановке. Этот навык эффективно развивают дидактические игры.
Дети и взрослые вместе могут воспроизводить ритмичные стихи с помощью жестов и мимики, создавая мини-представление.
Стихотворение «Как на горке»
Когда участники игры слышат слово «снег», то ударяют по своим коленям. На последних строках про спящего зверя, малыши подносят палец к губам.
Стихотворение «Правая и левая»
Дети следуют сюжету и по очереди поднимают правую и левую руку.
Стихотворение «Та-та — два кота»
Участники игры ритмично хлопают в ладоши, а в конце — гладят воображаемого кота.
«Угадай кто?»
Возьмите три игрушки и положите рядом с ребенком: спереди, сзади, сбоку. Загадайте одну из них и предложите ученику узнать, о чем идет речь. С помощью подсказок направляйте ребенка. Например, сообщите, что игрушка находится спереди. Когда малыш даст ответ, можно поменяться с ним местами, и снова сыграть.
«Что изменилось?»
Разложите игрушки на столе перед ребенком: одни разместите в верхнем ряду, другие — в нижнем. Предложите малышу запомнить последовательность предметов, а потом закрыть глаза. Уберите одну вещь или «пересадите» какую-нибудь игрушку на другое место. Предложите ребенку ответить, что изменилось.
По словам Юлии Иванчиковой, не стоит думать, что приведенные игры слишком просты для детей. Педагогам и родителям важно помнить об интеллектуальных и ментальных особенностях детей. Поэтому, выбирая подходящие игры, следует ориентироваться на уровень развития конкретного ребенка.
Развиваем словарный запас в игровой форме
Лучше выражать мысли и эмоции ребенку помогает развитый словарный запас. Специальные игры обогащают лексику. Предлагаем несколько примеров.
«Поймай и брось»
Вместе с детьми подбирайте цвет для какого-либо предмета. Занятие проходит активно. Бросьте ребенку мяч и назовите цвет, например, зеленый. Малыш ловит мяч и перечисляет предметы, которые могут иметь обозначенный оттенок.
«Цирк»
Возьмите таз и набор из пластмассовых животных. Дети разбирают по одной игрушке и подходят к тазику. Персонажи цирка «готовятся» к прыжку в бассейн. Когда вы говорите «Тигр, прыгай!», ребенок с названной игрушкой бросает ее внутрь таза.
«Кто в домике живет?»
Расположите перед малышами маленькие домики. Задача детей — понять, чьи это жилища. К примеру:
«Здесь живет кошка, она мяукает — “Мяу-мяу”.
Здесь живет собака, она гавкает — “Гав-гав”».
Предложите ребенку постучать в домик, чтобы узнать, чей он. Отвечайте фразой «Здесь живет корова, она мычит…», чтобы дети продолжали «Му-му».
Учитель-логопед
Научитесь корректировать речевые патологии и получите профессиональные инструменты для занятий
- дистанционное обучение с практикой
- регулярные вебинары от экспертов
- диплом о профпереподготовке

«Прятки»
Распределите игрушки по кабинету, выбирая для этого видные места. Оставьте одну куклу и расскажите, что ей грустно без друзей, которые где-то спрятались. Дети по очереди ищут «спрятавшиеся» игрушки.
«Покажи картинку»
Выберите картинки с разными предметами и разложите перед детьми. Предложите каждому малышу найти нужное изображение. Когда дети освоятся, просите каждого участника игры показывать две или три картинки.
Как выбрать подходящие игры для конкретного ребенка
Для планомерного развития детей дефектолог подбирает игры, учитывая их особенности и интересы. Основные критерии, на которые может опираться начинающий специалист:
- Степень развития. Игры для малышей должны быть подходящими по сложности. Например, ребенку с двигательными нарушениями подойдет такое упражнение: малыш должен опустить руки в коробку с бобами и подбрасывать их. Когда ребенок будет готов к сюжетным играм, можно постепенно вводить и их.
- Развиваемые навыки. Каждая игра направлена на формирование определенных навыков, например, речи или памяти. Для улучшения координации движений педагог через активные занятия развивает мелкую моторику ребенка.
- Предпочтения ребенка. Дети не будут играть, если им скучно. Когда дефектолог планирует занятие, то проводит его с учетом интересов ребенка. Так, любителю машинок может подойти игра по сортировке игрушек. Расставляя автомобили по цвету, ребенок развивает усидчивость и внимание.
- Поэтапная адаптация. Педагог выстраивает игровую активность от простого к сложному. Так ребенок плавно привыкает к задачам.
Педагог постепенно усложняет игры, предлагая альтернативные варианты. Вместо привычных однообразных занятий специалист предлагает новые ритмические активности. Важно постепенно вводить изменения, чтобы помочь ученику привыкнуть.
Юлия Иванчикова, специальный психолог, учитель-логопед
Начинающий специалист может столкнуться с такой ситуацией: несколько занятий подряд ребенок играет, а потом внезапно отказывается от активностей. Важно разобраться с тем, что случилось. Возможно, малыш просто не выспался и устал. В таком случае важно не настаивать на играх и дать ребенку время.
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных