С 2016 г. в РФ существуют инклюзивные классы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Прежде таким ученикам приходилось обучаться в спецшколах, а это не способствовало социализации. Теперь дети с ограниченными возможностями могут стать учениками обычных школьных классов с той лишь разницей, что работе с ними уделяется особое внимание. Их обучением и развитием занимаются специалисты, которые прошли курсы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Содержание статьи:
- Особенности работы с детьми с ОВЗ
- Методы и приемы для эффективного обучения
- Какое обучение нужно пройти, чтобы работать с детьми с ограниченными возможностями?
Особенности работы с детьми с ОВЗ
Основные аспекты образования лиц с ОВЗ закреплены в статье 79 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Но есть и нюансы, которые не имеют отношения к законодательству:
- Переводить ребенка на специальное обучение нужно сразу после обнаружения проблем со здоровьем. Промедление может усугубить ситуацию.
- Если ребенок учится в инклюзивном классе, важно работать не только с ним, но и с учениками без ограничений здоровья — сглаживать проблемы их взаимодействия с одноклассником.
- Индивидуальный подход обязателен в работе с детьми с ОВЗ. В эту группу входят ученики с нарушениями зрения и слуха на разных стадиях, задержками в развитии, дефектами речи, расстройствами эмоциональной сферы и многими другими особенностями — учить всех одинаково просто невозможно.
- В обучении нужно применять специальные методики и средства — в частности, компьютерные программы.
- Образовательное пространство важно расширить далеко за пределы школы. Психолого-педагогическим сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья должны заниматься не только учителя, но также родители и другие родственники, преподаватели в кружках по интересам и пр.
- Дети со слабым здоровьем быстро утомляются, поэтому им нужен особый ритм обучения: больше отдыха, частые перерывы, изучение небольших блоков материала и пр.
- Для большинства таких учеников характерна низкая работоспособность, слабая мотивация к учебе, нежелание действовать самостоятельно. Именно поэтому классический пассивный формат работы, когда школьник слушает речь учителя и читает учебник, в этом случае малоэффективен. Предпочтение нужно отдавать активным методикам и форматам: например, игровым ситуациям и тренингам.
- Детям с ОВЗ нужна регулярная гимнастика. Чтобы снять напряжение в мышцах, можно на каждом уроке прерываться и делать несколько простых упражнений.
Эти нюансы подробно разбирают на курсах по работе с детьми с ОВЗ.
Методы и приемы для эффективного обучения
Работая с такими учениками, предпочтение лучше отдавать активным игровым методам. Они усиливают мотивацию к учебе, учат детей общаться с окружающими, импровизировать, помогают лучше усваивать материал. Хорошо подходит коммуникативный, объяснительно-иллюстративный, информационно-коммуникационный метод. Для проверки уровня усвоения материала можно использовать методы контроля, а также само- и взаимоконтроля.
Есть много эффективных приемов для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями. Вот несколько примеров:
- Использование картинных материалов. Подходит и для закрепления материала, и для небольшого отдыха во время занятия. В этом приеме заложено много техник. Пример — один из вариантов комментированного рисования, когда дети рассказывают о каких-то своих действиях (например, о прогулке), а учитель делает зарисовки на доске.
- Использование буквенных или словесных вставок для доски. Пример — совместное разгадывание кроссворда. Особенность метода в том, что ребенок, который правильно выполнил задание или ответил на вопрос, сам крепит слово или букву на доску, и это воспринимается как небольшая награда или победа в соревновании.
- Применение сигнальных карточек. Это могут быть карточки с цифрами или буквами, либо с вариантами «правильно / неправильно» — учитель задает вопрос, и все ученики одновременно на него отвечают.
Сейчас уже есть хорошо проработанная база методик, способов приемов и технологий. Они используются в том числе при организации для детей с ОВЗ дополнительного образования — кружков, творческих студий, лабораторий, секций и пр.
Какое обучение нужно пройти, чтобы работать с детьми с ограниченными возможностями?
Первый вариант — выучиться на дефектолога в колледже или вузе. Он подходит, если у вас еще нет среднего или высшего образования, либо вы получили специальность, не связанную с психологией и педагогикой.
Второй вариант — пройти курсы переподготовки или повышения квалификации, если у вас уже есть среднее или высшее образование. Мы предлагаем получить нужную специальность, не тратя время на изучение непрофильных дисциплин. Вы можете:
- Пройти курсы переподготовки или повышения квалификации, чтобы работать с дошкольниками.
- Научиться работать с детьми с ЗПР.
- Стать логопедом и помогать детям с тяжелыми нарушениями речи, с умственной отсталостью и другими ограничениями.
- Пройти курсы по сурдопедагогике и обучать детей с нарушением слуха.
- Посмотреть другие наши программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и выбрать подходящую.
В рамках дистанционного обучения* в АНО «НИИДПО» вы можете освоить новую профессию или углубить знания в нужной области знания, потратив от 1 месяца до полугода. После обучения вы получите удостоверение или диплом и сможете сразу приступить к работе.
Программы по теме статьи:
* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.