Работа с родителями — важная часть профессии. Но что делать, если они недовольны или критикуют ваши методы? Об этом рассказала Юлия Иванчикова, эксперт АНО «НИИДПО».
Проектирует и ведет образовательный процесс для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС.
Занимается психолого-педагогическим сопровождением школьников: проводит диагностику, коррекционные и развивающие занятия, тренинги, консультации. Оказывает психологическую помощь семьям детей с ОВЗ.
Консультирует педагогов и родителей по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Разрабатывает диагностические и коррекционно-развивающие программы.
5 секретов правильного общения с родителями
Когда родители не доверяют специалисту, ребенок это чувствует. Он может закрываться и тревожиться. Поэтому важно, чтобы мама и папа видели в дефектологе союзника.
Особенно сложно бывает, когда родители часто критикуют работу. Как наладить с ними общение? Вот 5 советов.
Будьте открытыми
Рассказывайте, зачем нужны те или иные упражнения. Например, объясните, что нанизывание колечек на пирамидку развивает мелкую моторику и внимание.
Родители могут сомневаться в методах работы специалиста, если не знают цели и задачи терапии. Поэтому я часто приглашаю родителей на занятия. Иногда присутствие близких людей помогает ребенку привыкнуть к новой обстановке. А когда он освоится, мама с папой могут подождать за дверью.
Поясняйте, а не спорьте
Родители часто ждут быстрых результатов. Поэтому лучше заранее обсуждать, чего реально достичь, и ставить достижимые цели. Например, «через три месяца ребенок научится складывать кубики и пользоваться игрушками».
Нельзя обещать то, в чем нет уверенности. Если ребенок в пять лет не говорит, хотя его родители делают всё возможное, нужно честно обсудить варианты. Иногда стоит рассмотреть средства альтернативной коммуникации.
Специальное (дефектологическое) образование
Станьте дефектологом за 5,5 месяцев и помогайте детям с физическими и интеллектуальными нарушениями
- дистанционное обучение с практикой
- регулярные вебинары от экспертов
- диплом о профпереподготовке

Установите доверие
Внимательно слушайте родителей, учитывайте их опыт. Иногда они знают о диагнозе больше специалиста, особенно если речь идет о редких нарушениях. Будьте открытыми к новым источникам информации и обращайтесь к родителям за советом.
Соблюдайте границы
Начинающие дефектологи стараются быть на связи 24/7. Но это путь к выгоранию. Сразу договоритесь, когда и как можно писать или звонить. Так вы сохраните силы и сможете помогать детям эффективнее.
Как дефектологу работать с критикой
Родители не всегда критикуют из-за недоверия или желания обидеть. Чаще за этим стоит тревога и прошлый негативный опыт. Важно понять причины недовольства и грамотно реагировать на него.
- «Я не вижу прогресса».
Почему так бывает: родители ждут быстрых результатов.
Что можно сказать:
«Я понимаю, что вы волнуетесь. Давайте посмотрим на маленькие шаги, которые уже сделал ребенок».
Результаты не всегда заметны сразу. Могу подсказать, как помочь дома, чтобы усилить эффект от занятий».
Квалификация «Учитель-дефектолог» за 9,5 месяцев
Научитесь разрабатывать и реализовывать программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ
- «Мой ребенок все еще не говорит, а у других уже есть изменения».
Почему так бывает: родители сравнивают своего сына или дочь другими детьми и переживают.
Что можно сказать:
«У каждого ребенка свой темп. Мы подбираем подход, исходя из особенностей именно вашего малыша».
«Могу дать рекомендации для домашних занятий, которые будут поддерживать развитие речи».
- «Вы уделяете мало внимания моему ребенку».
Почему так бывает: родители считают, что упражнений слишком мало или они не приносят пользы.
Что можно сказать:
«Мы работаем по индивидуальному плану, он соответствует возможностям ребенка. Главное — не количество, а польза».
«Вы можете посмотреть занятие, чтобы увидеть, как именно мы работаем и зачем нужны такие упражнения».
- «Дома ребенок ведет себя иначе. Похоже, упражнения не дают эффекта».
Почему так бывает: родители видят, что ребенок с дефектологом и дома ведет себя по-разному, и делают вывод, что занятия не помогают.
Что можно сказать:
«Это нормально, что дети по-разному ведут себя в разных условиях. Давайте обсудим, какие ситуации дома вас тревожат».
«Давайте составим короткий домашний план: какие игры и упражнения делать и как часто».
- «Ваш подход неэффективен, потому что вы не понимаете ребенка».
Почему так бывает: родители считают, что специалист не учитывает особенности их ребенка.
Что можно сказать:
«Я хочу лучше узнать вашего сына / дочь. Давайте вместе выберем методы, которые подойдут ему / ей лучше всего».
«Ваши наблюдения очень важны. Расскажите, пожалуйста, как он ведет себя дома — это поможет выбрать лучший подход».
Однажды на консультацию пришла мама с десятилетним ребенком. У нее был негативный опыт: за годы занятий к сыну так и не нашли подход. Позже эта мама призналась, что думала, будто мы только создаем видимость работы. Но увидела, что мы действительно работаем.Юлия Иванчикова
Как отстаивать свою позицию
Развивайте и профессиональные, и личные навыки — это придает уверенности. С чего начать:
- Не переставайте развиваться в профессии
Знание актуальных методов помогает уверенно объяснять свои решения. Регулярно обновляйте знания: читайте исследования и научные статьи, повышайте квалификацию.
- Учитесь общаться.
Важно уметь ясно и точно излагать свою точку зрения, а также вести продуктивный диалог. Тренируйте навыки общения с коллегами, записывайте свои ответы, а затем разбирайте их.
- Используйте авторитетные источники
Если вы хотите убедить других в своей правоте, подкрепляйте слова ссылками на исследования и признанные источники. Это придаст вашим аргументам дополнительную силу и убедительность. Рекомендуйте родителям книги или статьи, которые помогут лучше понять ребенка.
- Готовьтесь заранее
Продумайте ответы на типичные вопросы и претензии. Так вы будете чувствовать себя увереннее и спокойно реагировать на замечания
Открытость, поддержка и совместные решения укрепляют доверие и помогают ребенку развиваться.
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных