В России с 2020 года по 2023-й число детей с особыми возможностями здоровья увеличилось на 0,6% и достигло полутора миллионов.
Проблемы с речью имеют около 40% всех детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), нарушения зрения и слуха — 30%, расстройства нервной системы и психического развития — 20% и 10% соответственно.
Со всеми этими нарушениями работают специалисты — дефектологи. Рассказываем, как они помогают детям в дошкольных образовательных учреждениях.
Содержание статьи:
- Кто такой дефектолог
- С какими дошкольниками работает дефектолог
- Что делает учитель-дефектолог в ДОУ
- Какие задачи выполняет специалист
- Как войти в профессию
Кто такой дефектолог
Этот специалист работает с детьми с различными особенностями в развитии. Он занимается развитием детей в социальном, эмоциональном, интеллектуальном и физическом аспектах. В итоге дети с ОВЗ получают возможность быть максимально интегрированными в общество — они обучаются взаимодействовать с другими людьми (сверстниками, взрослыми), самостоятельно себя обслуживать и реализовывать потенциал.
Учитель-дефектолог не только является педагогическим работником, но и разбирается в вопросах психологии, физиологии и медицины. Это помогает лучше понимать природу нарушения и эффективно корректировать его.
В результате возможно два пути. Первый — когда нарушение удается исправить. Например, наладить произношение отдельных звуков. Второй — когда полная коррекция невозможна. В таком случае дефектолог помогает ребенку компенсировать работу проблемных систем. Например, максимально развить тактильные ощущения и ориентацию в пространстве при нарушениях зрения.
С какими дошкольниками работает дефектолог
Детям дошкольного возраста показана работа с учителем-дефектологом в самых разных ситуациях:
- При нарушениях речи. Логопед помогает справиться с задержкой развития речи, расстройствами ритма и темпа, дизартрией и многими другими сложностями.
- При нарушениях слуха. Сурдопедагог помогает развивать детей с частичным или полным отсутствием слуха. Главная задача — обучить дошкольников устной речи.
- При нарушениях зрения. Тифлопедагог помогает детям с полным отсутствием или частичными нарушениями зрения адаптироваться к своим особенностям. Для этого дефектолог обучает воспитанников использовать другие органы чувств — слух, осязание и т. д.
- При нарушениях опорно-двигательного аппарата. Ортопедагог помогает скорректировать двигательные нарушения дошкольников.
- При интеллектуальных нарушениях. Олигофренопедагог помогает детям всесторонне развиваться, сформировать бытовые навыки и стать самостоятельными.
Также бывают сочетанные нарушения. Это когда у одного ребенка наблюдается сразу несколько ограничений по здоровью, например, слепота и глухота. С этим тоже работает учитель-дефектолог.
Что делает учитель-дефектолог в ДОУ
Обязанности специалиста в детском саду закреплены в профстандарте «Педагог-дефектолог» по профилю «Ранний и дошкольный возраст».
Учитель-дефектолог выполняет следующее:
- разрабатывает образовательные программы,
- оценивает развитие подопечных,
- занимается коррекцией нарушений,
- планирует занятия с учетом персональных особенностей,
- организовывает образовательную и развивающую среду,
- совершенствует у воспитанников социальные умения и навыки,
- формирует среди дошкольников культуру общения.
Для качественного и результативного выполнения обязанностей специалисту важно уметь:
- планировать работу по коррекции,
- подбирать наиболее подходящие методы для оценки достижений воспитанников,
- отбирать средства развития детей с особыми потребностями,
- владеть различными технологиями для работы, в том числе цифровыми,
- проводить воспитательную деятельность,
- вести документацию.
Также профстандарт предъявляет требования к знаниям дошкольного дефектолога. Специалисту важно обладать информацией:
- в области законов и нормативных актов касательно образования и профессиональной деятельности,
- в вопросах педагогики и психологии,
- в направлениях, принципах и требованиях коррекционной помощи,
- в вопросах особенностей различных нарушений,
- в принципах оценивания результатов коррекционной работы.
Какие задачи выполняет специалист
Главная цель учителя-дефектолога — повысить качество жизни детей с ОВЗ, сделать их более самостоятельными и всесторонне развитыми. Для этого педагог выполняет множество задач.
Сначала он наблюдает за подопечным и оценивает его первичное состояние. Затем определяет, над чем нужно работать. После этого специалист составляет индивидуальную программу, по которой будет заниматься с конкретным ребенком.
Далее следует коррекционная работа. Она может проводиться как персонально, так и в группе воспитанников с похожими нарушениями развития.
Помимо работы с детьми, дефектолог взаимодействует с их родителями и педагогами. Он проводит консультации, дает персональные рекомендации и задания. Также к коррекционной деятельности могут подключаться другие специалисты — логопеды, психологи, медицинские работники.
Как войти в профессию
Работать учителем-дефектологом можно при наличии профильного высшего профессионального образования. Также возможен другой вариант — пройти профпереподготовку по направлению дефектологии. Он подойдет тем, кто имеет высшее педагогическое или психологическое образование.
Подходящая программа профпереподготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» реализуется в Институте АНО «НИИДПО».
Она длится чуть менее полугода и проходит в дистанционном формате. При этом вы получаете все необходимые знания и умения, а также диплом о профпереподготовке с квалификацией «Учитель-дефектолог».
Документ дает право вести профессиональную деятельность и работать с детьми, подростками, а также взрослыми с ОВЗ.
Посмотреть содержание программы, требования к поступлению и отзывы других слушателей можно по ссылке: