Задержка речевого развития у детей (ЗРР) — это особенность развития, при которой речевые навыки ребенка существенно отстают от возрастной нормы. Диагноз «задержка речевого развития» обычно ставят детям до 5–6 лет лет, когда имеется надежда на доразвитие систем, замедляющих созревание психики и речевой функции естественным путем. Задержка может проявляться в виде замедленного развития речи, частичного или полного ее отсутствия. В этой статье расскажем об основных причинах, признаках и видах речевой задержки у детей.
Содержание статьи:
Виды задержек речевого развития
Причины задержки речевого развития могут быть как биологическими (например, недоразвитие мозга), так и психологическими или социальными (недостаток общения, стрессы).
Задержка речевого развития, связанная с функциональными нарушениями. Возникает из-за неблагоприятных условий воспитания (педагогической запущенности) и тяжелых соматических заболеваний, которые препятствуют нормальной социализации и обучению ребенка, но не связаны с нарушением ЦНС. Часто эти проблемы вызваны не столько анатомическими, сколько психологическими и социально-бытовыми факторами.
Задержка речевого развития, вызванная дефектами органического происхождения (органического поражения ЦНС). Может быть результатом нарушенного функционирования частично поврежденных структур или структур, функционально с ними связанных, то есть результатом поражения мозга. Встречаются 2 вида таких задержек:
- Алалия. Полное или частичное отсутствие речи при нормальном слухе и интеллектуальном развитии. Ребенок понимает обращение к нему, но не говорит или использует ограниченный набор слов. Это связано с органическими повреждениями речевых зон мозга, что затрудняет формирование или понимание речи.
- Дизартрия. Проблемы с произношением звуков из-за недостаточной иннервации (нервной проводимости) мышц, которые участвуют в речи, например, языка и губ. У ребенка может быть нечеткая, смазанная речь, трудности с произношением звуков, требующих тонкой координации. Это происходит при повреждениях центральной нервной системы.
Симптомы задержки речевого развития
Симптомы ЗРР могут различаться в зависимости от возраста ребенка и степени выраженности нарушения. Общие признаки задержки:
- Отсутствие или позднее появление первых слов.
- Отставание в развитии фразовой речи.
- Недостаточное обогащение речи ребенка новыми словами и предложениями.
- Нарушение грамматического строя речи, например, неправильное образование множественного числа, неверное использование времен.
- Нарушение фонематического восприятия.
- Наличие ошибок в артикуляции.
- Отсутствие или нарушение понимания речи.
Причины задержки речевого развития у детей
В психологии до сих пор нет единого ответа на вопрос, почему у ребенка возникает задержка речевого развития. Она может быть обусловлена различными факторами, которые делятся на 3 основные группы: биологические, психологические и социальные.
Биологические причины задержки речевого развития:
- Патологии центральной нервной системы — ДЦП, травмы головного мозга, энцефалит и другие повреждения, полученные в младенчестве и раннем детстве, которые влияют на моторные навыки, необходимые для произношения звуков и фраз.
- Нарушения слуха или зрения. Из-за сложностей с восприятием и обработкой речи может возникнуть задержка.
- Задержка психического развития. Детям с ЗПР сложно усваивать и применять речевые навыки.
- Тяжелые соматические заболевания, которые препятствуют нормальной социализации и обучению ребенка, но не связаны с нарушением ЦНС: например, тяжелые пороки сердца — ребенку запрещена любая физическая нагрузка и посещение детских образовательных организаций, из-за чего резко ограничен круг общения.
- Родовые травмы, недоношенность и инфекции, перенесенные в пренатальный период.
Психологические причины:
- Неблагоприятная психологическая обстановка в семье — проблемы с речевым развитием у ребенка могут возникнуть из-за стресса и тревоги.
- Отсутствие общения со сверстниками.
- Недостаток стимуляции речи со стороны взрослых.
- Пребывание в условиях изоляции и связанная с этим социальная депривация (неудовлетворение потребности в общении).
Социальные причины, например социально-экономический статус семьи. Дети из неблагополучных семей могут иметь ограниченный доступ к обучению, что может привести к задержке речевого развития.
Важно отметить, что причины задержки темпов речевого развития у детей могут быть комплексными и сочетать в себе несколько факторов.
Особенности речевого развития ограничивают ребенка в общении со сверстниками и взрослыми людьми. Из-за этого может появиться страх общения и проблемы с социализацией, поэтому важно как можно раньше начать психокоррекционную работу.
Диагностика задержки речевого развития
Постановка диагноза задержки развития речи зависит от возраста ребенка. Задержка речевого развития у детей 2–2,5 лет — не всегда повод для беспокойства, она может указывать на индивидуальные темпы развития. Но если к этому возрасту ребенок совсем не говорит или его словарный запас меньше 50 слов, то родителям рекомендуется обратиться к педиатру или детскому неврологу для консультации. Если врач диагностирует ЗРР, то подберет план лечения, включающий занятия с логопедом, психологом и другими специалистами.
У детей 3 лет речевые навыки обычно развиты достаточно хорошо. Ребенок может без ошибок строить предложения из 3–4 слов. На возможную задержку речевого развития в этом возрасте может указывать бедный словарный запас (до 1000 слов), трудности с произношением звуков, проблемы с построением предложений и пониманием речи.
О возможной задержке речевого развития у детей 4 лет свидетельствуют такие признаки:
- отсутствие речи;
- использование только простых слов или фраз;
- ограниченное применение грамматических форм;
- трудности с пониманием речи других людей;
- отсутствие жестов и мимики для общения.
В 4 года ребенок может не только строить сложные предложения, но и рассуждать, пересказывать и придумывать простые истории.
Когда ставят задержку речевого развития 5-летним детям:
- при словарном запасе менее 2000 слов;
- неправильном произношении звуков;
- использовании в речи только простых предложений;
- непонимании чужой речи.
В норме у детей 5 лет хорошо развиты речевые навыки, и дальше идет этап совершенствования речи.
У детей 6 и 7 лет диагноз «задержка речевого развития» обычно уточняют другим, более информативным.
Чтобы работать с детьми с задержкой развития речи и другими нарушениями когнитивных функций, поступайте на программы по детской нейропсихологии. Повышайте квалификацию полностью дистанционно и получайте удостоверение о повышении квалификации, востребованное у российских работодателей. Окончив программу, вы освоите современные нейропсихологические концепции и научитесь работать с различными нарушениями высших психических функций у детей.
Программы по теме: