Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 20% детей страдают нарушениями когнитивных функций, и их количество продолжает увеличиваться. Проблемы с речью, памятью, вниманием негативно влияют на адаптацию ребенка к детскому саду и школе, выстраивание взаимоотношений с окружающими, нормальную успеваемость. Чтобы вовремя выявить когнитивные нарушения и начать работу по их коррекции, специалисты проводят нейропсихологическую диагностику детей разного возраста.
Содержание статьи:
- Принципы нейродиагностики
- Методы обследования детей
- Диагностика дошкольников
- Диагностика школьников
- Обследование детей с нарушениями речи
Принципы нейропсихологической диагностики
Нейропсихологическое обследование детей основано на принципах науки нейропсихологии, изучающей мозговую организацию психических процессов, таких как память, внимание, мышление, речь и др. Рассмотрим основные принципы нейропсихологической диагностики и коррекции нарушений у детей.
- Принцип направленности диагностической методики на исследование конкретного психического процесса или его определенного компонента. Он же принцип функциональной пробы.
- Принцип первоочередной нацеленности методик на определение тех звеньев психических функций, которые были нарушены. Он же принцип провокации.
- Принцип проведения исследования психических функций с использованием комплекта методик, результаты которых будут уточнять и дополнять друг друга. Он же принцип перекрестного контроля.
- Принцип обязательного проведения анализа не только результата работы, но и самого процесса деятельности, а также его составляющих: операционных, нейродинамических, регуляторных, мотивационных.
- Принцип сочетания качественного анализа выявленных нарушений с количественной оценкой степени выраженности симптомов.
- Принцип обучения — в ходе выполнения конкретной методики нейропсихолог при необходимости фиксирует возможность усвоения испытуемым способа действия и его применения в аналогичных заданиях.
- Принцип сопоставления данных, полученных при нейропсихологическом обследовании, с данными анамнеза, объективных клинических и параклинических исследований (проведенных и назначенных врачом).
- Принцип учета возрастных и преморбидных особенностей испытуемого (типа характера до возникновения нарушений, вне их контекста).
В ходе работы нейропсихолог учитывает, в каком возрасте ребенок проходит нейродиагностику. Нейропсихологическая диагностика ребенка 2–3 лет может продолжаться 5–10 минут. В 4–5 лет ребенок уже может удерживать внимание около 15 минут, после чего ему необходимо предоставить 10–минутный перерыв, желательно заполненный физическими упражнениями. В 6–7 лет ребенок в среднем может удерживать внимание на заданиях уже около получаса. Обследование школьника 7–8 лет не должно длиться более 45 минут. Обследование ребенка 9 лет может длиться около часа.
Рогацкая Маргарита СергеевнаПрактикующий педагог-психолог
Методы нейропсихологического обследования детей
Специалист выбирает методы нейропсихологической диагностики с учетом возраста ребенка и характера предполагаемых проблем. Далее рассмотрим различные варианты инструментов.
Нейропсихологическая диагностика и обследование детей дошкольного возраста
Нейропсихологическая диагностика детей до года проводится редко, так как в этом возрасте они еще не могут выполнять тесты и задания. Обычно выявлением возможных нарушений в развитии ребенка занимаются педиатр и невролог, а нейропсихолог подключается только тогда, когда есть подозрение на серьезные нарушения.
При нейропсихологической диагностике ребенка 4–5 лет и в целом при обследовании дошкольников специалисты используют следующие методы:
- Наблюдение — метод, позволяющий оценить естественное поведение ребенка в различных ситуациях. Психолог фиксирует, как ребенок взаимодействует с окружающими, как реагирует на новые задачи, как ведет себя в стрессовых ситуациях.
- Психометрические тесты — методики для количественной оценки речевых способностей, памяти, внимания, мышления и других когнитивных функций.
- Нейропсихологические пробы — специфические задания, которые помогают выявить нарушения в развитии высших психических функций. Например, проба на динамический праксис (упражнение «Кулак–Ребро–Ладонь») исследует способность ребенка к выполнению последовательных движений.
- Игровые методики — кукольные спектакли или игры с сюжетными заданиями помогают оценить эмоциональное состояние и социальные навыки ребенка.
- Анализ рисунков и других продуктов деятельности помогает оценить эмоциональное состояние, уровень развития мелкой моторики и воображение ребенка.
Диагностика не должна проводиться в строгих лабораторных условиях. Это особенно актуально при организации обследования дошкольников. Необходимо везде, где возможно, применять игровую форму оценки
Рогацкая Маргарита СергеевнаПрактикующий педагог-психолог
Диагностика школьников
Нейропсихологическая диагностика и обследование детей от 6 лет в большей степени направлены на выявление нарушений в работе головного мозга, влияющих на готовность ребенка к школе и способность к освоению школьных навыков. Специалисты используют следующие методы диагностики:
- Психометрические тесты для оценки различных аспектов интеллектуального развития и степени сформированности когнитивных функций.
- Нейропсихологические пробы, направленные на анализ уровня развития когнитивных навыков, например, пробы на слухоречевую память и зрительно-пространственное восприятие.
- Методы оценки школьных навыков (часто используются при нейропсихологической диагностике и обследовании ребенка 7 лет и старше). К этим методам относятся анализ ошибок при письме, оценка навыков чтения, выполнения математических заданий.
- Игровые методы, выявляющие особенности эмоционального состояния ребенка и характер межличностных отношений между ним и окружающими.
- Компьютерные тесты на внимание и память, позволяющие объективно оценить уровень когнитивного развития ребенка.
Нейропсихологическое обследование детей с нарушениями речи
У различных авторов подход к обследованию речи отличается. Но в целом нейропсихолог изучает:
- особенности автоматизированной речи ребенка (перечисление числового ряда, месяцев);
- фонематический слух (способность понимать звуки и слоги);
- номинативные процессы (способность соотносить названия с объектами/предметами);
- понимание лексико-грамматических конструкций (предложений с предлогами);
- особенности построения самостоятельного речевого высказывания;
- особенности письма (у школьников), чтения и счета.
Обследование проводится с помощью различных нейропсихологических проб и упражнений.
Чтобы научиться диагностировать и корректировать нарушения высших психических функций у детей, поступайте на курсы обучения нейропсихологической диагностики детей в НИИДПО. Подавайте документы и учитесь полностью дистанционно в удобное время. Окончив выбранную программу, вы получите диплом или удостоверение о повышении квалификации московского института.