00дней
00часов
00минут
00секунд
Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 707-52-87 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Нейропсихологическая диагностика и обследование детей: принципы и методы

Нейропсихологическая диагностика и обследование детей: принципы и методы

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 20% детей страдают нарушениями когнитивных функций, и их количество продолжает увеличиваться. Проблемы с речью, памятью, вниманием негативно влияют на адаптацию ребенка к детскому саду и школе, выстраивание взаимоотношений с окружающими, нормальную успеваемость. Чтобы вовремя выявить когнитивные нарушения и начать работу по их коррекции, специалисты проводят нейропсихологическую диагностику детей разного возраста.

Содержание статьи:

Принципы нейропсихологической диагностики

Нейропсихологическое обследование детей основано на принципах науки нейропсихологии, изучающей мозговую организацию психических процессов, таких как память, внимание, мышление, речь и др. Рассмотрим основные принципы нейропсихологической диагностики и коррекции нарушений у детей.

  1. Принцип направленности диагностической методики на исследование конкретного психического процесса или его определенного компонента. Он же принцип функциональной пробы.
  2. Принцип первоочередной нацеленности методик на определение тех звеньев психических функций, которые были нарушены. Он же принцип провокации.  
  3. Принцип проведения исследования психических функций с использованием комплекта методик, результаты которых будут уточнять и дополнять друг друга. Он же принцип перекрестного контроля.
  4. Принцип обязательного проведения анализа не только результата работы, но и самого процесса деятельности, а также его составляющих: операционных, нейродинамических, регуляторных, мотивационных.
  5. Принцип сочетания качественного анализа выявленных нарушений с количественной оценкой степени выраженности симптомов.
  6. Принцип обучения — в ходе выполнения конкретной методики нейропсихолог при необходимости фиксирует возможность усвоения испытуемым способа действия и его применения в аналогичных заданиях.
  7. Принцип сопоставления данных, полученных при нейропсихологическом обследовании, с данными анамнеза, объективных клинических и параклинических исследований (проведенных и назначенных врачом).
  8. Принцип учета возрастных и преморбидных особенностей испытуемого (типа характера до возникновения нарушений, вне их контекста).

В ходе работы нейропсихолог учитывает, в каком возрасте ребенок проходит нейродиагностику. Нейропсихологическая диагностика ребенка 2–3 лет может продолжаться 5–10 минут. В 4–5 лет ребенок уже может удерживать внимание около 15 минут, после чего ему необходимо предоставить 10–минутный перерыв, желательно заполненный физическими упражнениями. В 6–7 лет ребенок в среднем может удерживать внимание на заданиях уже около получаса. Обследование школьника 7–8 лет не должно длиться более 45 минут. Обследование ребенка 9 лет может длиться около часа. 

Рогацкая Маргарита Сергеевна

Практикующий педагог-психолог

Методы нейропсихологического обследования детей

Специалист выбирает методы нейропсихологической диагностики с учетом возраста ребенка и характера предполагаемых проблем. Далее рассмотрим различные варианты инструментов. 

Нейропсихологическая диагностика и обследование детей: принципы и методы

Нейропсихологическая диагностика и обследование детей дошкольного возраста

Нейропсихологическая диагностика детей до года проводится редко, так как в этом возрасте они еще не могут выполнять тесты и задания. Обычно выявлением возможных нарушений в развитии ребенка занимаются педиатр и невролог, а нейропсихолог подключается только тогда, когда есть подозрение на серьезные нарушения. 

При нейропсихологической диагностике ребенка 4–5 лет и в целом при обследовании дошкольников специалисты используют следующие методы:

  • Наблюдение — метод, позволяющий оценить естественное поведение ребенка в различных ситуациях. Психолог фиксирует, как ребенок взаимодействует с окружающими, как реагирует на новые задачи, как ведет себя в стрессовых ситуациях.
  • Психометрические тесты — методики для количественной оценки речевых способностей, памяти, внимания, мышления и других когнитивных функций.
  • Нейропсихологические пробы — специфические задания, которые помогают выявить нарушения в развитии высших психических функций. Например, проба на динамический праксис (упражнение «Кулак–Ребро–Ладонь») исследует способность ребенка к выполнению последовательных движений.
  • Игровые методики — кукольные спектакли или игры с сюжетными заданиями помогают оценить эмоциональное состояние и социальные навыки ребенка.
  • Анализ рисунков и других продуктов деятельности помогает оценить эмоциональное состояние, уровень развития мелкой моторики и воображение ребенка.

Диагностика не должна проводиться в строгих лабораторных условиях. Это особенно актуально при организации обследования дошкольников. Необходимо везде, где возможно, применять игровую форму оценки

Рогацкая Маргарита Сергеевна

Практикующий педагог-психолог

Диагностика школьников

Нейропсихологическая диагностика и обследование детей от 6 лет в большей степени направлены на выявление нарушений в работе головного мозга, влияющих на готовность ребенка к школе и способность к освоению школьных навыков. Специалисты используют следующие методы диагностики:

  • Психометрические тесты для оценки различных аспектов интеллектуального развития и степени сформированности когнитивных функций. 
  • Нейропсихологические пробы, направленные на анализ уровня развития когнитивных навыков, например, пробы на слухоречевую память и зрительно-пространственное восприятие.
  • Методы оценки школьных навыков (часто используются при нейропсихологической диагностике и обследовании ребенка 7 лет и старше). К этим методам относятся анализ ошибок при письме, оценка навыков чтения, выполнения математических заданий.
  • Игровые методы, выявляющие особенности эмоционального состояния ребенка и характер межличностных отношений между ним и окружающими.
  • Компьютерные тесты на внимание и память, позволяющие объективно оценить уровень когнитивного развития ребенка.

Нейропсихологическое обследование детей с нарушениями речи

У различных авторов подход к обследованию речи отличается. Но в целом нейропсихолог изучает:

  • особенности автоматизированной речи ребенка (перечисление числового ряда, месяцев);
  • фонематический слух (способность понимать звуки и слоги);
  • номинативные процессы (способность соотносить названия с объектами/предметами);
  • понимание лексико-грамматических конструкций (предложений с предлогами);
  • особенности построения самостоятельного речевого высказывания;
  • особенности письма (у школьников), чтения и счета. 

Обследование проводится с помощью различных нейропсихологических проб и упражнений.

Чтобы научиться диагностировать и корректировать нарушения высших психических функций у детей, поступайте на курсы обучения нейропсихологической диагностики детей в НИИДПО. Подавайте документы и учитесь полностью дистанционно в удобное время. Окончив выбранную программу, вы получите диплом или удостоверение о повышении квалификации московского института.

Детская нейропсихология. Диагностика и коррекция высших психических функций у детей, имеющих нарушения различного генеза
340 часов / 3 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
29 100 руб
25 300 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Нейропсихология детского возраста
144 часов / 2 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
16 100 руб
13 400 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
100% дистанционный формат
100% дистанционный формат
Подробнее
Учебные материалы доступны 24/7 в приложении на смартфоне и личном кабинете на компьютере.
Помощь в процессе обучения
Помощь в процессе обучения
Подробнее
Более 170+ экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает контакт-центр.
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн-вебинары с экспертами каждый месяц. Вебинары в записи по тематике программы и другим направлениям.
Материалы программы доступны бессрочно
Материалы программы доступны бессрочно
Подробнее
В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
Скидки на обучение
Скидки на обучение
Подробнее
Скидка 5% на повторное обучение, возможность вернуть до 13%, оформив налоговый вычет. Рассрочка 0% на программы профессиональной переподготовки.
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Подробнее
На период обучения доступ к 130000+ книг и 16000+ дисциплин, энциклопедиям и книжным коллекциям электронной библиотеки biblioclub.ru.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.