Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 707-52-87 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Нейропсихология развития ребенка: понятие, цели, особенности

Нейропсихология развития ребенка — междисциплинарная наука, изучающая механизмы психического развития на основе закономерностей анатомического и функционального развития центральной нервной системы. Нейропсихология развития базируется на принципах нейрофизиологии, нейропсихологии и возрастной психологии.

Содержание статьи:

Основные цели нейропсихологии детского развития

Детский мозг обладает высокой пластичностью. Именно благодаря пластичности возможно заместить пораженное звено «здоровым». Очень важно понимать, что чем раньше начать коррекционные мероприятия, тем выше шанс на дальнейшее успешное развитие ребенка.

Рогацкая Маргарита Сергеевна

Практикующий педагог-психолог

Нейропсихолог, работающий с детским развитием, решает несколько ключевых задач:

  • Изучает формирование высших психических функций в детском возрасте — памяти, внимания, мышления, речи и других.
  • Диагностирует особенности функционирования мозга ребенка через оценку актуального состояния высших психических функций (внимания, мышления, памяти и других), выявляет структуру дефекта.
  • Разрабатывает коррекционные программы для помощи детям с нарушениями в развитии в соответствии с выявленными проблемами, учитывая сильные и слабые стороны работы мозга ребенка.

Развитие речи в контексте нейропсихологии

Нейропсихология и развитие речи — тесно связанные понятия, так как речь является не только средством общения, но и инструментом мышления. Отчасти формирование речевого навыка связано с нейрофизиологическими процессами. Мозговые механизмы речи в раннем детстве носят интегративный характер, то есть речь приобретается за счет работы мозга в целом. Постепенно отдельные речевые функции получают локализацию в тех или иных отделах мозга.

Нарушения развития речи могут возникать по разным причинам — от генетических факторов до травм или заболеваний. Нейропсихологическое обследование помогает выявить мозговые механизмы возникновения этих нарушений.

Детская нейропсихология. Диагностика и коррекция высших психических функций у детей, имеющих нарушения различного генеза
340 часов / 3 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
27 300 руб
22 800 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Нейропсихология детского возраста
144 часов / 2 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
16 300 руб
12 100 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нейропсихология и развитие мозга

Нейропсихология также изучает, как процесс развития мозга влияет на психическое развитие ребенка. Например, известно, что в раннем детстве происходит интенсивный рост нейронов и синапсов, затем этот процесс замедляется, но продолжается до самого подросткового возраста, юности и молодости (в среднем до 20–25 лет).

Развитие мозга у детей происходит поэтапно и связано с созреванием различных его отделов:

  • В младенчестве и раннем детстве (0–3 года). Происходит активный рост мозга, формирование нейронных связей. Созревают зоны, отвечающие за основные жизненные функции и сенсорное восприятие (слух, зрение, осязание).
  • В дошкольном возрасте (3–7 лет). Развиваются лобные доли, отвечающие за планирование, самоконтроль, внимательность. Формируются основы высших когнитивных функций (памяти, внимания, речи и других).
  • В младшем школьном возрасте и подростковом периоде. Созревают ассоциативные области коры головного мозга, что способствует развитию абстрактного мышления и других сложных когнитивных процессов.

Нейропсихология развития объясняет, почему некоторые дети испытывают трудности с обучением или поведением, и помогает преодолеть эти трудности.

Развитие памяти и внимания в контексте нейропсихологии

В раннем возрасте ребенок имеет ограниченные возможности запоминания информации. Это связано с тем, что структуры мозга, отвечающие за память (гиппокамп и префронтальная кора), еще находятся в стадии развития. В младенческом и раннем детстве память преимущественно кратковременная. Формирование памяти проходит путь от непроизвольного запоминания информации, ориентирующегося на восприятие, к произвольному запоминанию, тесно связанному с мышлением и основанному на осмыслении запоминаемого материала.

С помощью нейропсихологии развития можно диагностировать и устранять сложности с запоминанием и обработкой информации, другие проблемы с памятью. На ранних этапах работы с ребенком специалисту важно стимулировать развитие памяти через игры и упражнения, включающие задания на запоминание и воспроизведение информации.

Нейропсихология развития ребенка: понятие, цели, особенности

Развитие внимания — еще один важный аспект, так как именно внимание играет значительную роль в успешном обучении, выстраивании коммуникаций и других видах социального взаимодействия.

У детей внимание развивается в несколько этапов, связанных с изменениями в различных областях мозга. В раннем детстве для внимания характерны непродолжительность и непроизвольность. Однако по мере взросления внимание становится все более осмысленным, ребенок может самостоятельно направлять и удерживать фокус внимания на задаче, даже если она неинтересна или требует значительных усилий.

Нейропсихология помогает скорректировать нарушения внимания. Для этого используют методы, требующие подключения внимательности и концентрации. Это могут быть соответствующие игры, чтение книг, обучение навыкам самоконтроля.

Нейропсихология развития помогает понять, как формируются и развиваются когнитивные функции ребенка, благодаря чему нейропсихологи могут проводить раннюю диагностику и коррекцию отклонений. Если вы тоже хотите научиться эффективно работать с когнитивными нарушениями у детей — поступайте в НИИДПО на программы по нейропсихологии. Вы сможете учиться полностью дистанционно в удобном для вас темпе по учебным материалам, подготовленным опытными экспертами. После завершения программы вы получите диплом или удостоверение о повышении квалификации московского института.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
100% дистанционный формат
100% дистанционный формат
Подробнее
Учебные материалы доступны 24/7 в приложении на смартфоне и личном кабинете на компьютере.
Помощь в процессе обучения
Помощь в процессе обучения
Подробнее
Более 170+ экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает контакт-центр.
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн-вебинары с экспертами каждый месяц. Вебинары в записи по тематике программы и другим направлениям.
Материалы программы доступны бессрочно
Материалы программы доступны бессрочно
Подробнее
В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
Скидки на обучение
Скидки на обучение
Подробнее
Скидка 5% на повторное обучение, возможность вернуть до 13%, оформив налоговый вычет. Рассрочка 0% на программы профессиональной переподготовки.
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Подробнее
На период обучения доступ к 130000+ книг и 16000+ дисциплин, энциклопедиям и книжным коллекциям электронной библиотеки biblioclub.ru.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.