Нейропсихология развития ребенка — междисциплинарная наука, изучающая механизмы психического развития на основе закономерностей анатомического и функционального развития центральной нервной системы. Нейропсихология развития базируется на принципах нейрофизиологии, нейропсихологии и возрастной психологии.
Содержание статьи:
- Основные цели нейропсихологии детского развития
- Развитие речи в контексте нейропсихологии
- Нейропсихология и развитие мозга
- Развитие памяти и внимания в контексте нейропсихологии
Основные цели нейропсихологии детского развития
Детский мозг обладает высокой пластичностью. Именно благодаря пластичности возможно заместить пораженное звено «здоровым». Очень важно понимать, что чем раньше начать коррекционные мероприятия, тем выше шанс на дальнейшее успешное развитие ребенка.
Рогацкая Маргарита СергеевнаПрактикующий педагог-психолог
Нейропсихолог, работающий с детским развитием, решает несколько ключевых задач:
- Изучает формирование высших психических функций в детском возрасте — памяти, внимания, мышления, речи и других.
- Диагностирует особенности функционирования мозга ребенка через оценку актуального состояния высших психических функций (внимания, мышления, памяти и других), выявляет структуру дефекта.
- Разрабатывает коррекционные программы для помощи детям с нарушениями в развитии в соответствии с выявленными проблемами, учитывая сильные и слабые стороны работы мозга ребенка.
Развитие речи в контексте нейропсихологии
Нейропсихология и развитие речи — тесно связанные понятия, так как речь является не только средством общения, но и инструментом мышления. Отчасти формирование речевого навыка связано с нейрофизиологическими процессами. Мозговые механизмы речи в раннем детстве носят интегративный характер, то есть речь приобретается за счет работы мозга в целом. Постепенно отдельные речевые функции получают локализацию в тех или иных отделах мозга.
Нарушения развития речи могут возникать по разным причинам — от генетических факторов до травм или заболеваний. Нейропсихологическое обследование помогает выявить мозговые механизмы возникновения этих нарушений.
Нейропсихология и развитие мозга
Нейропсихология также изучает, как процесс развития мозга влияет на психическое развитие ребенка. Например, известно, что в раннем детстве происходит интенсивный рост нейронов и синапсов, затем этот процесс замедляется, но продолжается до самого подросткового возраста, юности и молодости (в среднем до 20–25 лет).
Развитие мозга у детей происходит поэтапно и связано с созреванием различных его отделов:
- В младенчестве и раннем детстве (0–3 года). Происходит активный рост мозга, формирование нейронных связей. Созревают зоны, отвечающие за основные жизненные функции и сенсорное восприятие (слух, зрение, осязание).
- В дошкольном возрасте (3–7 лет). Развиваются лобные доли, отвечающие за планирование, самоконтроль, внимательность. Формируются основы высших когнитивных функций (памяти, внимания, речи и других).
- В младшем школьном возрасте и подростковом периоде. Созревают ассоциативные области коры головного мозга, что способствует развитию абстрактного мышления и других сложных когнитивных процессов.
Нейропсихология развития объясняет, почему некоторые дети испытывают трудности с обучением или поведением, и помогает преодолеть эти трудности.
Развитие памяти и внимания в контексте нейропсихологии
В раннем возрасте ребенок имеет ограниченные возможности запоминания информации. Это связано с тем, что структуры мозга, отвечающие за память (гиппокамп и префронтальная кора), еще находятся в стадии развития. В младенческом и раннем детстве память преимущественно кратковременная. Формирование памяти проходит путь от непроизвольного запоминания информации, ориентирующегося на восприятие, к произвольному запоминанию, тесно связанному с мышлением и основанному на осмыслении запоминаемого материала.
С помощью нейропсихологии развития можно диагностировать и устранять сложности с запоминанием и обработкой информации, другие проблемы с памятью. На ранних этапах работы с ребенком специалисту важно стимулировать развитие памяти через игры и упражнения, включающие задания на запоминание и воспроизведение информации.
Развитие внимания — еще один важный аспект, так как именно внимание играет значительную роль в успешном обучении, выстраивании коммуникаций и других видах социального взаимодействия.
У детей внимание развивается в несколько этапов, связанных с изменениями в различных областях мозга. В раннем детстве для внимания характерны непродолжительность и непроизвольность. Однако по мере взросления внимание становится все более осмысленным, ребенок может самостоятельно направлять и удерживать фокус внимания на задаче, даже если она неинтересна или требует значительных усилий.
Нейропсихология помогает скорректировать нарушения внимания. Для этого используют методы, требующие подключения внимательности и концентрации. Это могут быть соответствующие игры, чтение книг, обучение навыкам самоконтроля.
Нейропсихология развития помогает понять, как формируются и развиваются когнитивные функции ребенка, благодаря чему нейропсихологи могут проводить раннюю диагностику и коррекцию отклонений. Если вы тоже хотите научиться эффективно работать с когнитивными нарушениями у детей — поступайте в НИИДПО на программы по нейропсихологии. Вы сможете учиться полностью дистанционно в удобном для вас темпе по учебным материалам, подготовленным опытными экспертами. После завершения программы вы получите диплом или удостоверение о повышении квалификации московского института.