Сенсорная интеграция — это процесс, посредством которого мозг принимает, обрабатывает, упорядочивает и интерпретирует информацию, поступающую от органов чувств — глаз, ушей и других. Для детей сенсорная интеграция крайне важна, так как она помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, адаптироваться к окружающей среде, общаться с другими людьми, учиться и развиваться.
Без нее у ребенка возникает ощущение неструктурированности среды, некоего хаоса, в котором он пытается отыскать свое место, пока происходит адаптация к месту, ситуации, человеку. Например, дети с расстройством аутистического спектра беспокойно себя ведут, пока их мозг пытается упорядочить поступающую из внешней среды информацию.
Нарушения сенсорной интеграции
Нарушения сенсорной интеграции у детей — это расстройство, при котором мозг ребенка не может должным образом обрабатывать и интерпретировать информацию, поступающую от органов чувств. Дети с этим расстройством всегда испытывают трудности в обучении, поведении, общении и повседневной деятельности.
Такие дети могут быть особенно чувствительны к новой одежде, пока не привыкнут к ней. Они жалуются, что пуговица на рубашке слишком давит или ярлычок на внутренней стороне воротничка вызывает зуд. Поскольку жалобы бывает трудно выразить в словах, дети их выражают опосредованно — через беспокойное поведение, суетливость, повторяющиеся движения тела.
Проблемы с сенсорной интеграцией могут проявляться по-разному:
- Гиперактивность. Ребенок чрезмерно реагирует на стимулы — прикосновения, звуки, свет. Это может проявляться в виде беспокойства, тревоги, избегания определенных ситуаций или предметов. Без специального обучения дети не различают фактуру поверхностей: шероховатые они или гладкие, ровные ли, волнистые и т. д.
- Гипоактивность. Ребенок показывает сниженную реакцию на стимулы и может казаться безразличным к окружающему миру.
- Смешанные нарушения. Ребенок проявляет как гиперактивность, так и гипоактивность в отношении разных стимулов.
Нейропсихология детского возраста
За 2 месяца научитесь проводить диагностику и коррекционную работу с детьми
- дистанционное обучение с практикой
- удостоверение о повышении квалификации
- регулярные вебинары от экспертов

Симптомы
Симптомы нарушения сенсорной интеграции у детей могут варьироваться в зависимости от типа расстройства и степени его тяжести.
Симптомы нарушения сенсорной интеграции при гиперактивности:
- Чрезмерная реакция на прикосновения, звуки, свет или другие стимулы — например, плач или крик при легком прикосновении, избегание определенных тканей или одежды, затыкание ушей руками при нормальных уровнях шума.
- Беспокойство в новых или шумных местах. Родителям психологи рекомендуют не оставлять детей в новом месте (магазине, детской площадке, поликлинике) в первое посещение больше нескольких минут. Потому что на первых порах мозг ребенка не в состоянии справиться с объемом поступающей информации, и возникающий от этого дискомфорт дети выражают плачем, хныканьем и другими проявлениями, которые взрослые часто воспринимают как упрямство и капризы, которые «пройдут». Но без специальной психокоррекционной работы эти нарушения не проходят.
- Проблемы с вниманием, концентрацией.
- Проблемы с организацией и планированием.
- Повышенная активность, неусидчивость.
Повышенная активность и неусидчивость может быть у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Дети с СДВГ, к примеру, много и как бы беспорядочно, бесцельно прыгают на диване дома, громко выражают свои желания и т. п. Их поведение воспринимается окружающими, не посвященными в особенности их развития, как отсутствие эмпатии к окружающим, потому что дети своим поведением доставляют окружающим неудобство
Колиниченко Ирина АлександровнаПрактикующий психолог, кандидат психологических наук
Симптомы при гипоактивности:
- Сниженная реакция на стимулы — например, безразличие к боли или дискомфорту, отсутствие реакции на звуки.
- Отказ от новых впечатлений.
- Проблемы с моторикой и координацией движений.
- Проблемы с социальным взаимодействием.
- Трудности с речью.
Речь детей с РАС воспринимается как нечленораздельные или трудные для понимания звуки (за потоком звуков трудно различить слова), и только при внимательнейшем прислушивании к произнесенным словам близкие родственники могут понять, что говорит ребенок. Другие лица могут даже не стараться понять слова ребенка, потому что для этого надо прикладывать волевые усилия
Колиниченко Ирина АлександровнаПрактикующий психолог, кандидат психологических наук
При смешанном варианте расстройства симптомы гиперактивности и гипоактивности проявляются в отношении разных стимулов, например, ребенок может быть чрезмерно чувствительным к прикосновениям, но в то же время игнорировать боль или дискомфорт.
Причины нарушения сенсорной интеграции
Биологические факторы. Проблемы с сенсорной интеграцией часто характерны для детей с ДЦП, а также для детей с ОВЗ, связанными с аутизмом, синдромом Дауна, эпилепсией и другими неврологическими заболеваниями. Для детей с ЗПР нарушения сенсорной интеграции — тоже частое явление.
Психологические факторы. Способы воспитания могут повлиять на развитие сенсорной системы ребенка. Например, если родители перегружают ребенка необходимостью реагировать на стимулы или, наоборот, игнорируют важность сенсорного развития, это может привести к нарушениям сенсорной интеграции.
Социальные факторы. К ним относятся низкий социально-экономический статус семьи, ограниченный доступ к образованию и медицинской помощи.
Методы сенсорной интеграции детей
Прежде чем выбирать конкретные техники, важно провести диагностику сенсорной интеграции. Ее могут проводить психологи в ДОУ и других учреждениях в работе с детьми как школьного, так и дошкольного возраста. Диагностика в раннем возрасте может потребовать дополнительных инструментов. При обследовании для детей 2–3 лет специалисты часто используют стандартизированные тесты. При диагностике более старших детей достаточно провести беседу с родителями и ребенком,а также понаблюдать за поведением ребенка.
Для чего нужна коррекция сенсорной интеграции:
- ребенок учится лучше обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств;
- развиваются координация и мелкая моторика;
- ребенок получает навыки эмоциональной регуляции;
- развивается когнитивная сфера;
- легче проходит адаптация к окружающему миру.
Рассмотрим упражнения для стимуляции сенсорной интеграции.
Игры с песком или водой. Наполните большую емкость песком или водой и предложите ребенку погрузить туда руки. Это упражнение стимулирует тактильную сенсорную систему, помогает успокоиться и расслабиться.
Игра с тестом. Приготовьте тесто и предложите ребенку поиграть с ним. Упражнение стимулирует тактильную сенсорную систему, развивает мелкую моторику.
Шарики. Наполните большую емкость маленькими шариками и предложите ребенку их ловить. Это упражнение развивает тактильную сенсорную систему, улучшает мелкую моторику.
Пузырьки. Надуйте несколько больших мыльных пузырей и попросите ребенка поймать их руками. Занятие благотворно влияет на тактильную сенсорную систему, развивает координацию.
Игра с шумовыми игрушками. Предложите ребенку поиграть с погремушками или музыкальными инструментами. Эта игра стимулирует слуховую сенсорную систему, улучшает координацию.
Прятки. Спрячьтесь в комнате и попросите ребенка найти вас. Игра в прятки развивает зрительную сенсорную систему, внимание и сосредоточенность.
Следование линии. Нарисуйте линию на листе бумаги и предложите ребенку проследовать по ней пальцем. Это упражнение полезно для развития тактильной сенсорной системы, мелкой моторики и координации.
При работе с сенсорной интеграцией для детей с аутизмом специалисту требуется быть особенно внимательным: важно следовать за ребенком в его темпе развития, искать методы, которые помогут преодолеть конкретные проблемы, гибко менять техники, если они не подходят.
Если вы хотите помогать детям и их родителям справляться с различными нарушениями, поступайте на программы по детской нейропсихологии и курсы обучения сенсорной интеграции для детей. Программы подходят психологам, логопедам и другим специалистам, работающим с детьми с особенностями развития.
Станьте практическим психологом за 12,5 месяцев
и получите диплом профпереподготовки московского института