Анализируя происходящее, осуществляя поиск решения, иногда стоит оглядеться – и подсказки найдутся сами неожиданно быстро. Интуитивно чувствуешь, что нужно именно этому клиенту для работы с его проблемой — только ему и только сейчас.
Бывает, что лучше слов психолога или в продолжение этих слов модификации мышления человека способствует его личное восприятие окружающего пространства. Работа с предметами окружающей среды может изменить мышление человека или хотя бы направить в нужную для него сторону.
Почему мы говорим в «нужную для него»? Работа психолога в любом случае совершается ради клиента, для клиента. Важно понимать, что самоопределение человека, обратившегося за помощью, включает принятие им личной ответственности за результат своих решений — будет ли это решение за изменения или против них.
Когда клиент работает со своей проблемой вне кабинета психолога, используя природные, экологически чистые материалы, это снижает его сопротивление, уменьшает или минимизирует тревожность, переключает его на позитивные мысли.
Опыт показывает: важнейшим для клиента оказывается самоанализ во время работы руками. Все то, что он сможет сделать самостоятельно, буквально создать своими руками — ценнейший опыт. Его личный опыт.
Создать, проявить фантазию, творчество, затем, если нужно, разрушить результат — все это помогает понять, насколько созданное тобой ты разрушаешь сам, зачем ты это делаешь, стоило ли делать это таким образом и так ли нужны были эти разрушения.
Целительные свойства песка
Использование ресурсов породы может помочь человеку неожиданно для него самого.
Многие из нас не подозревают, какая это неоценимая помощь, пока не начнут работать с материалами. Недаром в сенсорных комнатах используют мелкодисперсный песок с подсветкой — он активизирует зрение, тактильные ощущения, расслабляет и раскрепощает человека.
Удивительно, как упражнения «из подручных материалов» помогают выявить ресурсы личности. Человек может и не подозревать, сколько в нем заложено, а может, и не истрачено живой и кипучей энергии. Энергия есть, достаточно поработать с песком, чтобы понять это.
Я полтора года поработала в сенсорной комнате в детском саду параллельно с преподаванием в вузе. С детьми и взрослыми мы рисовали на песке. Все беды в песок уходили!
В сенсорной комнате рисовали все от мала до велика: дошкольники, школьники, воспитатели. Не было человека, который обошел бы вниманием этот столик, заглядывая в комнату. Единственное ограничение — дозировка. Нельзя проводить за столом больше положенного по инструкции времени. Воздействие на психику получается сильнее, чем человек осознает.