Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 707-52-87 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • СДВГ у дошкольников и школьников: признаки, особенности, рекомендации психолога

СДВГ у дошкольников и школьников: признаки, особенности, рекомендации психолога

Синдром дефицита внимания у детей (СДВГ) — это нейробиологическое расстройство, которое характеризуется трудностями с концентрацией внимания, импульсивностью и гиперактивностью. Простыми словами, это особенность работы мозга, которая влияет на то, как ребенок учится, общается и ведет себя. Разберем подробнее проявления синдрома и узнаем, чем родители могут помочь ребенку.

Содержание статьи:

Что такое СДВГ у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это особенность развития нервной системы и работы мозга. Встречается у 3–7 % детей в мире.

Согласно Международной классификации болезней (МКБ), раньше диагноз СДВГ у ребенка относили к поведенческим нарушениям, а сейчас рассматривают как неврологическую особенность. Гиперактивность, импульсивность, невнимательность — это следствие нетипичной работы мозга.

СДВГ возникает из-за сочетания разных факторов, но главные из них — биологические: дисбаланс дофамина и норадреналина, которые играют ключевую роль в процессах внимания и самоконтроля. Также оказывают влияние генетические, психосоциальные и экологические факторы.

Обычно симптомы проявляются у детей в раннем, дошкольном, младшем школьном возрасте и сохраняются в будущем. Мнение о том, что СДВГ можно перерасти, — миф. В 40–50% случаев симптомы сохраняются и во взрослой жизни (источник: Lancet Psychiatry 2016 Dec;3(12):1157-1165)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей часто сочетается с другими нарушениями, например, с расстройствами речи и тиками. А также увеличивает риск развития обсессивно-компульсивного расстройства и эпилепсии (источник Egypt J Neurol Psychiatry Neurosurg 58, 52 (2022). Кроме этого, распространены эмоциональные проблемы, низкая терпимость к стрессу и неловкость движений. Дети с СДВГ больше подвержены несчастным случаям. 

Особенности СДВГ у мальчиков и девочек. По данным МКБ, у мальчиков синдром встречается в 2–4 раза чаще и обычно проявляется гиперактивностью и импульсивностью. У девочек чаще встречается тип СДВГ с преобладанием невнимательности.

СДВГ у дошкольников и школьников: признаки, особенности, рекомендации психолога

Симптомы СДВГ у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности проявляется как длительные (не менее 6 месяцев) симптомы невнимательности и/или гиперактивности и импульсивности. Эти симптомы сильнее, чем у большинства детей того же возраста и уровня развития, мешают в учебе, общении и повседневной жизни.

СДВГ с преобладанием невнимательности

У некоторых детей с СДВГ заметна только невнимательность, без гиперактивности. Это выражается в мечтательности и рассеянности. Иногда про таких детей говорят, что у них вялый (низкий) когнитивный темп.

Особенности детей с синдромом дефицита внимания (СДВ):

  • часто «витают в облаках» и отвлекаются во время общения;
  • переключаются с одного дела на другое, например, начинают делать уроки и тут же отвлекаются на любую мелочь;
  • постоянно теряют вещи (ручки, карандаши, портфель);
  • испытывают трудности с планированием и организацией;
  • забывают о просьбах и не слышат, когда к нему обращаются;
  • не могут долго сосредоточиться на заданиях;
  • часто делают ошибки «по невнимательности» и не доводят начатое до конца.

Невнимательность может быть менее заметна, если ребенок занят делом, которое его сильно интересует.

СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности

У некоторых детей больше выражена гиперактивность с импульсивностью. Признаки СДВГ у ребенка при этом типе:

  • не может долго находиться в одном положении, например, на уроке встает и бегает по классу, во время обеда ерзает на стуле или перебирает что-то в руках;
  • слишком много говорит (тараторит);
  • не может спокойно выжидать, например, перебивает человека и отвечает, не дослушав вопрос, пытается пройти куда-то вне очереди;
  • совершает необдуманные поступки, например, выбегает перед машиной на дорогу.

Часто гиперактивность имеет хаотичный, бесцельный характер.

Комбинированный тип

Если заметны признаки и невнимательности, и гиперактивности с импульсивностью, то это комбинированный тип СДВГ. Иногда его еще называют гиперкинетическим расстройством и считают наиболее тяжелой формой.

Проявления и степень выраженности симптомов СДВГ могут меняться в зависимости от окружения. Чтобы поставить диагноз, поведение нужно оценивать в разных ситуациях. Важно собрать мнения учителей и родителей, а не только побеседовать с ребенком.

Особенности поведения детей с СДВГ по возрастам

До года. Плаксивость, раздражительность. Ребенок может отстраняться от матери, избегать тактильного контакта.

Ранний возраст. Крикливость, резкая смена настроения, беспокойный и прерывистый сон, гиперчувствительность к свету и шуму, гиперактивность, негативизм (стремление делать противоположное тому, о чем просят родители).

Дошкольный возраст (3–6 лет). Хаотичная активность, нарушение правил в играх, неспособность спокойно сидеть на месте.

Младший школьный возраст (6–10 лет). В этом возрасте при синдроме дефицита внимания у детей симптомы становятся более заметными. Ребенок редко доводит начатое дело до конца, испытывает сложности с обучением письму и чтению. Могут возникать проблемы в общении со сверстниками и желание изолироваться от общества​​. 

Средний и старший школьный возраст (подростки). Проблемы с самооценкой, депрессия, тревожность, оппозиционное отношение к старшим людям, плохая переносимость неудач.

Детская нейропсихология. Диагностика и коррекция высших психических функций у детей, имеющих нарушения различного генеза
340 часов / 3 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
29 000 руб
25 300 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Нейропсихология детского возраста
144 часов / 2 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
16 100 руб
13 400 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Как СДВГ влияет на жизнь ребенка

СДВГ у детей школьного и дошкольного возраста может существенно влиять на учебу, отношения со сверстниками и родителями, эмоциональное состояние и поведение.

Школа. Дети с СДВГ могут не успевать усваивать материал на уроках, пропускать важную информацию и оставлять задания невыполненными. Если ребенок перебивает учителя или отвечает, не подумав, то это может вызывать недовольство со стороны педагогов и одноклассников. Также часто дети с СДВГ нарушают дисциплину, дерутся и мешают сверстникам учиться.

Отношения со сверстниками. Дети с СДВГ могут испытывать трудности в интерпретации социальных сигналов, что мешает им строить дружеские отношения. Импульсивное поведение часто приводит к конфликтам и непониманию. Из-за трудностей в общении и возможного непринятия со стороны сверстников страдает самооценка ребенка.

Отношения с родителями. Могут возникать конфликты из-за непослушания или невыполнения домашних обязанностей. Родителям бывает сложно справиться с чрезмерной активностью и импульсивностью ребенка, что приводит к повышенному уровню стресса в семье. А он может увеличивать интенсивность признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка.

Социальная жизнь. Ребенку может быть сложно освоить правила поведения в общественных местах. Например, в очереди к врачу он может бегать по больнице, кричать, трогать других детей и взрослых. А в кабинете врача может бегать по кабинету, трогать инструменты и другие предметы, которые попадаются.

Синдром дефицита внимания у детей школьного возраста может стать причиной возникновения тревожности и негативизма. Часто такие дети находятся под сильным контролем со стороны родителей, что мешает развитию независимости и самостоятельности​​.

Особые таланты детей с СДВГ

Дети с СДВГ часто обладают богатым воображением и нестандартным мышлением. Они могут придумывать интересные истории, создавать оригинальные рисунки, изобретать игры. Они полны энергии и энтузиазма. Они могут быть очень активными, любить движение, спорт, танцы, приключения. Дети с синдромом часто любознательны и жаждут новых знаний. Они могут задавать много вопросов, интересоваться различными темами, увлекаться какими-то конкретными областями знаний. Они могут быть очень внимательны к деталям, особенно в том, что их интересует. Могут замечать мелочи, которые другие пропускают. Дети с СДВГ могут быстро усваивать новую информацию, особенно в том, что их интересует. Могут обладать высоким уровнем интеллекта, но им нужна специальная поддержка, чтобы их потенциал раскрылся.

Даже если ребенок не обладает талантами, перечисленными выше, важно не ограничивать его диагнозом, а искать сильные стороны и развивать их. Создавайте поддерживающую среду, которая будет способствовать развитию и самореализации. Поощряйте интересы и хобби ребенка. Помогите ему развить навыки саморегуляции. Обучайте стратегиям управления временем, помогайте социально адаптироваться. Не бойтесь обращаться за поддержкой к специалистам: педагогу-психологу, логопеду, психологу.

Лоленко Елена Валентиновна

Психолог-консультант, преподаватель психологических дисциплин

Рекомендации детям с синдромом дефицита внимания

Родители могут напечатать памятку-рекомендации для ребенка. Важно, чтобы она была простой и понятной. Лучше составить индивидуальный список вместе с психологом. В целом можно обратить внимание на следующие моменты.

  • Если задача кажется сложной, раздели ее на небольшие шаги и выполняй их по очереди.
  • Убери все ненужные вещи с рабочего стола. Держи под рукой только то, что нужно для учебы.
  • Заведи будильники или напоминания в телефоне, чтобы помнить о важных делах.
  • Попробуй использовать таймер, чтобы сосредоточиться на задаче в течение 15–20 минут, а потом делай короткий перерыв.
  • Играй в игры, которые развивают концентрацию, например, собирай пазлы.
  • Во время перерывов между уроками сделай небольшую зарядку или прогуляйся.
  • Каждый раз, когда тебе удается справиться с задачей или ситуацией, поощряй себя похвалой или наградой.
  • Веди дневник успехов — записывай все, что у тебя получилось за день.
  • Помни, что каждый человек уникален, и важно принимать себя таким, какой ты есть.
  • Помни, что я люблю тебя, и ты всегда можешь обратиться ко мне за помощью.

Такие рекомендации помогут ребенку с СДВГ лучше адаптироваться к повседневной жизни и развивать ценные навыки. При этом важно, чтобы каждый пункт родители объяснили на практике. Например, сначала показали ребенку, как выполнять упражнение с таймером, и первое время вместе занимались. Необходимо поддерживать ребенка в его усилиях и поощрять положительные изменения.

Памятка для родителей

Каждому родителю, который воспитывает ребенка с СДВГ, полезно обратиться к психологу. Он поможет принять диагноз, отличить его проявления от особенностей возраста и подобрать оптимальный стиль воспитания. Также полезно придерживаться следующих рекомендаций.

  • Будьте последовательны и спокойны в общении с ребенком.
  • Хвалите за успехи, избегайте частых запретов.
  • Давайте четкие, краткие инструкции.
  • Организуйте четкий распорядок дня и рабочее место ребенка.
  • Разбивайте большие задачи на малые части.
  • Чередуйте занятия с перерывами.
  • Используйте наглядные схемы и рисунки.
  • Начинайте с легких заданий, постепенно усложняя их.
  • Обеспечьте возможность физической активности.
  • Учитывайте периоды работоспособности ребенка.
  • Используйте систему поощрений за хорошее поведение.
  • Не применяйте физические наказания.
  • Развивайте интерес ребенка.
  • Вовлекайте в игры по правилам.
  • Сокращайте процент рутины и добавляйте новизну в задачи.
  • Определите допустимый уровень активности при выполнении уроков (перебирать в руках карандаш, рисовать что-то на полях).

Воспитание детей с СДВГ — это марафон, а не спринт. Нужно терпение, последовательность, усилия всех участников процесса. Каждый ребенок с синдромом индивидуален, и подход к помощи ему должен быть индивидуальным. Не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: врачу-психиатру, психологу, педагогу-психологу, специалистам по ранней помощи и реабилитации

Лоленко Елена Валентиновна

Психолог-консультант, преподаватель психологических дисциплин

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
100% дистанционный формат
100% дистанционный формат
Подробнее
Учебные материалы доступны 24/7 в приложении на смартфоне и личном кабинете на компьютере.
Помощь в процессе обучения
Помощь в процессе обучения
Подробнее
Более 170+ экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает контакт-центр.
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн-вебинары с экспертами каждый месяц. Вебинары в записи по тематике программы и другим направлениям.
Материалы программы доступны бессрочно
Материалы программы доступны бессрочно
Подробнее
В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
Скидки на обучение
Скидки на обучение
Подробнее
Скидка 5% на повторное обучение, возможность вернуть до 13%, оформив налоговый вычет. Рассрочка 0% на программы профессиональной переподготовки.
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Подробнее
На период обучения доступ к 130000+ книг и 16000+ дисциплин, энциклопедиям и книжным коллекциям электронной библиотеки biblioclub.ru.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.