Синдром дефицита внимания у детей (СДВГ) — это нейробиологическое расстройство, которое характеризуется трудностями с концентрацией внимания, импульсивностью и гиперактивностью. Простыми словами, это особенность работы мозга, которая влияет на то, как ребенок учится, общается и ведет себя. Разберем подробнее проявления синдрома и узнаем, чем родители могут помочь ребенку.
Содержание статьи:
- Что такое СДВГ у детей
- Симптомы СДВГ у детей
- Особенности поведения детей по возрастам
- Как СДВГ влияет на жизнь ребенка
- Особые таланты детей с СДВГ
- Рекомендации детям с синдромом дефицита внимания
- Памятка для родителей
Что такое СДВГ у детей
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это особенность развития нервной системы и работы мозга. Встречается у 3–7 % детей в мире.
Согласно Международной классификации болезней (МКБ), раньше диагноз СДВГ у ребенка относили к поведенческим нарушениям, а сейчас рассматривают как неврологическую особенность. Гиперактивность, импульсивность, невнимательность — это следствие нетипичной работы мозга.
СДВГ возникает из-за сочетания разных факторов, но главные из них — биологические: дисбаланс дофамина и норадреналина, которые играют ключевую роль в процессах внимания и самоконтроля. Также оказывают влияние генетические, психосоциальные и экологические факторы.
Обычно симптомы проявляются у детей в раннем, дошкольном, младшем школьном возрасте и сохраняются в будущем. Мнение о том, что СДВГ можно перерасти, — миф. В 40–50% случаев симптомы сохраняются и во взрослой жизни (источник: Lancet Psychiatry 2016 Dec;3(12):1157-1165)
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей часто сочетается с другими нарушениями, например, с расстройствами речи и тиками. А также увеличивает риск развития обсессивно-компульсивного расстройства и эпилепсии (источник Egypt J Neurol Psychiatry Neurosurg 58, 52 (2022). Кроме этого, распространены эмоциональные проблемы, низкая терпимость к стрессу и неловкость движений. Дети с СДВГ больше подвержены несчастным случаям.
Особенности СДВГ у мальчиков и девочек. По данным МКБ, у мальчиков синдром встречается в 2–4 раза чаще и обычно проявляется гиперактивностью и импульсивностью. У девочек чаще встречается тип СДВГ с преобладанием невнимательности.
Симптомы СДВГ у детей
Синдром дефицита внимания и гиперактивности проявляется как длительные (не менее 6 месяцев) симптомы невнимательности и/или гиперактивности и импульсивности. Эти симптомы сильнее, чем у большинства детей того же возраста и уровня развития, мешают в учебе, общении и повседневной жизни.
СДВГ с преобладанием невнимательности
У некоторых детей с СДВГ заметна только невнимательность, без гиперактивности. Это выражается в мечтательности и рассеянности. Иногда про таких детей говорят, что у них вялый (низкий) когнитивный темп.
Особенности детей с синдромом дефицита внимания (СДВ):
- часто «витают в облаках» и отвлекаются во время общения;
- переключаются с одного дела на другое, например, начинают делать уроки и тут же отвлекаются на любую мелочь;
- постоянно теряют вещи (ручки, карандаши, портфель);
- испытывают трудности с планированием и организацией;
- забывают о просьбах и не слышат, когда к нему обращаются;
- не могут долго сосредоточиться на заданиях;
- часто делают ошибки «по невнимательности» и не доводят начатое до конца.
Невнимательность может быть менее заметна, если ребенок занят делом, которое его сильно интересует.
СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности
У некоторых детей больше выражена гиперактивность с импульсивностью. Признаки СДВГ у ребенка при этом типе:
- не может долго находиться в одном положении, например, на уроке встает и бегает по классу, во время обеда ерзает на стуле или перебирает что-то в руках;
- слишком много говорит (тараторит);
- не может спокойно выжидать, например, перебивает человека и отвечает, не дослушав вопрос, пытается пройти куда-то вне очереди;
- совершает необдуманные поступки, например, выбегает перед машиной на дорогу.
Часто гиперактивность имеет хаотичный, бесцельный характер.
Комбинированный тип
Если заметны признаки и невнимательности, и гиперактивности с импульсивностью, то это комбинированный тип СДВГ. Иногда его еще называют гиперкинетическим расстройством и считают наиболее тяжелой формой.
Проявления и степень выраженности симптомов СДВГ могут меняться в зависимости от окружения. Чтобы поставить диагноз, поведение нужно оценивать в разных ситуациях. Важно собрать мнения учителей и родителей, а не только побеседовать с ребенком.
Пройдите быстрый тест на СДВГ в ВКонтакте →
Особенности поведения детей с СДВГ по возрастам
До года. Плаксивость, раздражительность. Ребенок может отстраняться от матери, избегать тактильного контакта.
Ранний возраст. Крикливость, резкая смена настроения, беспокойный и прерывистый сон, гиперчувствительность к свету и шуму, гиперактивность, негативизм (стремление делать противоположное тому, о чем просят родители).
Дошкольный возраст (3–6 лет). Хаотичная активность, нарушение правил в играх, неспособность спокойно сидеть на месте.
Младший школьный возраст (6–10 лет). В этом возрасте при синдроме дефицита внимания у детей симптомы становятся более заметными. Ребенок редко доводит начатое дело до конца, испытывает сложности с обучением письму и чтению. Могут возникать проблемы в общении со сверстниками и желание изолироваться от общества.
Средний и старший школьный возраст (подростки). Проблемы с самооценкой, депрессия, тревожность, оппозиционное отношение к старшим людям, плохая переносимость неудач.
Как СДВГ влияет на жизнь ребенка
СДВГ у детей школьного и дошкольного возраста может существенно влиять на учебу, отношения со сверстниками и родителями, эмоциональное состояние и поведение.
Школа. Дети с СДВГ могут не успевать усваивать материал на уроках, пропускать важную информацию и оставлять задания невыполненными. Если ребенок перебивает учителя или отвечает, не подумав, то это может вызывать недовольство со стороны педагогов и одноклассников. Также часто дети с СДВГ нарушают дисциплину, дерутся и мешают сверстникам учиться.
Отношения со сверстниками. Дети с СДВГ могут испытывать трудности в интерпретации социальных сигналов, что мешает им строить дружеские отношения. Импульсивное поведение часто приводит к конфликтам и непониманию. Из-за трудностей в общении и возможного непринятия со стороны сверстников страдает самооценка ребенка.
Отношения с родителями. Могут возникать конфликты из-за непослушания или невыполнения домашних обязанностей. Родителям бывает сложно справиться с чрезмерной активностью и импульсивностью ребенка, что приводит к повышенному уровню стресса в семье. А он может увеличивать интенсивность признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка.
Социальная жизнь. Ребенку может быть сложно освоить правила поведения в общественных местах. Например, в очереди к врачу он может бегать по больнице, кричать, трогать других детей и взрослых. А в кабинете врача может бегать по кабинету, трогать инструменты и другие предметы, которые попадаются.
Синдром дефицита внимания у детей школьного возраста может стать причиной возникновения тревожности и негативизма. Часто такие дети находятся под сильным контролем со стороны родителей, что мешает развитию независимости и самостоятельности.
Особые таланты детей с СДВГ
Дети с СДВГ часто обладают богатым воображением и нестандартным мышлением. Они могут придумывать интересные истории, создавать оригинальные рисунки, изобретать игры. Они полны энергии и энтузиазма. Они могут быть очень активными, любить движение, спорт, танцы, приключения. Дети с синдромом часто любознательны и жаждут новых знаний. Они могут задавать много вопросов, интересоваться различными темами, увлекаться какими-то конкретными областями знаний. Они могут быть очень внимательны к деталям, особенно в том, что их интересует. Могут замечать мелочи, которые другие пропускают. Дети с СДВГ могут быстро усваивать новую информацию, особенно в том, что их интересует. Могут обладать высоким уровнем интеллекта, но им нужна специальная поддержка, чтобы их потенциал раскрылся.
Даже если ребенок не обладает талантами, перечисленными выше, важно не ограничивать его диагнозом, а искать сильные стороны и развивать их. Создавайте поддерживающую среду, которая будет способствовать развитию и самореализации. Поощряйте интересы и хобби ребенка. Помогите ему развить навыки саморегуляции. Обучайте стратегиям управления временем, помогайте социально адаптироваться. Не бойтесь обращаться за поддержкой к специалистам: педагогу-психологу, логопеду, психологу.
Лоленко Елена ВалентиновнаПсихолог-консультант, преподаватель психологических дисциплин
Рекомендации детям с синдромом дефицита внимания
Родители могут напечатать памятку-рекомендации для ребенка. Важно, чтобы она была простой и понятной. Лучше составить индивидуальный список вместе с психологом. В целом можно обратить внимание на следующие моменты.
- Если задача кажется сложной, раздели ее на небольшие шаги и выполняй их по очереди.
- Убери все ненужные вещи с рабочего стола. Держи под рукой только то, что нужно для учебы.
- Заведи будильники или напоминания в телефоне, чтобы помнить о важных делах.
- Попробуй использовать таймер, чтобы сосредоточиться на задаче в течение 15–20 минут, а потом делай короткий перерыв.
- Играй в игры, которые развивают концентрацию, например, собирай пазлы.
- Во время перерывов между уроками сделай небольшую зарядку или прогуляйся.
- Каждый раз, когда тебе удается справиться с задачей или ситуацией, поощряй себя похвалой или наградой.
- Веди дневник успехов — записывай все, что у тебя получилось за день.
- Помни, что каждый человек уникален, и важно принимать себя таким, какой ты есть.
- Помни, что я люблю тебя, и ты всегда можешь обратиться ко мне за помощью.
Такие рекомендации помогут ребенку с СДВГ лучше адаптироваться к повседневной жизни и развивать ценные навыки. При этом важно, чтобы каждый пункт родители объяснили на практике. Например, сначала показали ребенку, как выполнять упражнение с таймером, и первое время вместе занимались. Необходимо поддерживать ребенка в его усилиях и поощрять положительные изменения.
Памятка для родителей
Каждому родителю, который воспитывает ребенка с СДВГ, полезно обратиться к психологу. Он поможет принять диагноз, отличить его проявления от особенностей возраста и подобрать оптимальный стиль воспитания. Также полезно придерживаться следующих рекомендаций.
- Будьте последовательны и спокойны в общении с ребенком.
- Хвалите за успехи, избегайте частых запретов.
- Давайте четкие, краткие инструкции.
- Организуйте четкий распорядок дня и рабочее место ребенка.
- Разбивайте большие задачи на малые части.
- Чередуйте занятия с перерывами.
- Используйте наглядные схемы и рисунки.
- Начинайте с легких заданий, постепенно усложняя их.
- Обеспечьте возможность физической активности.
- Учитывайте периоды работоспособности ребенка.
- Используйте систему поощрений за хорошее поведение.
- Не применяйте физические наказания.
- Развивайте интерес ребенка.
- Вовлекайте в игры по правилам.
- Сокращайте процент рутины и добавляйте новизну в задачи.
- Определите допустимый уровень активности при выполнении уроков (перебирать в руках карандаш, рисовать что-то на полях).
Воспитание детей с СДВГ — это марафон, а не спринт. Нужно терпение, последовательность, усилия всех участников процесса. Каждый ребенок с синдромом индивидуален, и подход к помощи ему должен быть индивидуальным. Не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: врачу-психиатру, психологу, педагогу-психологу, специалистам по ранней помощи и реабилитации
Лоленко Елена ВалентиновнаПсихолог-консультант, преподаватель психологических дисциплин