Отклонения в развитии ребенка часто бывают сочетанными. Проблемы с речью сопровождаются несформированностью психических процессов, недоразвитием памяти и внимания. Успешная коррекция таких нарушений возможна только при тесном взаимодействии логопеда и психолога. Как смежным специалистам организовать работу, чтобы она была эффективной? Об этом наша статья.
Содержание статьи:
- Логопед и психолог в ДОУ: общие цели и разные задачи
- Планирование совместной работы
- Взаимодействие логопеда и психолога в рамках коррекционно-развивающей работы
- Анализ результатов совместной работы
- Консультационная и просветительская работа с педагогами и родителями в ДОУ
- Что необходимо обязательно учесть в совместной работе
- В каких случаях логопеду стоит брать на себя дополнительные обязанности?
Логопед и психолог в ДОУ: общие цели и разные задачи
Ставки учителя-логопеда и педагога-психолога есть почти в каждом образовательном учреждении, в том числе в детских садах. Как правило, логопед и психолог входят в психолого-педагогический консилиум и сотрудничают в ходе сопровождения детей с ОВЗ.
Основы взаимодействия в работе логопеда и психолога:
Задачи логопеда:
- развивать звуковую сторону речи;
- учить ребенка связно выражать свои мысли;
- помогать ребенку пополнять словарный запас и осваивать грамматику;
- развивать мелкую моторику и слуховое внимание;
- формировать учебные умения и навыки (чтение, письмо).
Задачи психолога:
- развивать ВПФ — внимание, память, мышление;
- развивать эмоционально-личностную сферу;
- совершенствовать зрительно-моторную координацию;
- формировать навыки самоконтроля и волевые качества;
- обеспечивать психологическую поддержку.
У каждого из специалистов в этой модели свой круг задач, но начинающие психологи и логопеды часто сталкиваются с тем, что их функциональные обязанности не до конца определены. Это может создавать трудности в работе. Следует четко понимать, за что отвечает каждый специалист.
Планирование совместной работы
Задачи у логопеда и психолога в ДОУ разные, но достигать их они могут одними и теми же способами. Поэтому следует вместе планировать работу с ребенком с самого начала, с момента выхода на ПМПК.
Уже при проведении обследования специалисты выявляют детей с нарушениями речи и психологическими проблемами. В ходе комплексной диагностики они определяют уровень речевого и психического развития ребенка, его компенсаторные возможности и пишут психологическую характеристику. На совместном совещании психолог и логопед намечают индивидуальный маршрут развития и составляют интегрированный план работы на год.
На этом этапе взаимодействия психолога и логопеда в ДОУ специалистам следует собрать общий дидактический материал, который каждый из них мог бы использовать в работе. Задания для развития памяти и внимания могут составляться на основе материала, направленного на отработку определенного звука.
Например, психолог предлагает ребенку найти лишнее слова, используя с этой целью карточки для автоматизации звука [Ш]: рубашка, кошка, шуба, шарф или машина, вишня, груша, картошка.
Логопед предлагает составить по картинкам связный рассказ, а психолог просит придумать конец этого рассказа.
Взаимодействие логопеда и психолога в рамках коррекционно-развивающей работы
В идеале оба специалиста должны совместно планировать каждое занятие, а часть из них проводить в интегрированной форме.
Будут полезны и взаимные консультации: логопед консультирует психолога по поводу речевых проблем, влияющих на работу с ребенком, а психолог рассказывает логопеду о психологических, поведенческих и эмоционально-личностных особенностях детей.
И логопед, и психолог занимаются развитием речи и высших психических процессов, но каждый со своей стороны. Основная задача логопеда — развивать речь с использованием приемов активизации внимания, памяти, мышления. При этом логопед может использовать музыкотерапию, сказкотерапию, психогимнастику. Психолог, в свою очередь, воспринимает речь как средство развития интеллекта, помогает ребенку закрепить лексический материал и графические навыки, полученные у логопеда.
Работа логопеда и психолога будет результативной, если вы четко определяете задачи каждого, соблюдаете единство требований к ребенку и реализуете преемственность в работе.
Анализ результатов совместной работы
► Совместно отслеживайте динамику развития ребенка. Определите положительные и отрицательные стороны взаимодействия и при необходимости внесите изменения в план работы.
► Отслеживайте промежуточные результаты не реже чем раз в квартал, установите критерии успешности для каждого этапа.
Консультационная и просветительская работа с педагогами и родителями в ДОУ
Цель такой работы — помочь родителям и педагогам во взаимодействии с ребенком, имеющим нарушения речи и психического развития. Своевременная поддержка поможет предупредить многие проблемы и быстрее скорректировать их. Логопед и психолог совместно:
- проводят индивидуальные и групповые консультации по вопросам психического и речевого развития;
- разрабатывают рекомендации;
- организуют тренинги и семинары;
- оформляют информационные уголки.
Что необходимо обязательно учесть в совместной работе
Казалось бы, у каждого специалиста есть свой, четко очерченный круг задач. Но на деле могут возникать проблемы по разделению смежного функционала.
Одна из таких спорных областей — развитие познавательной сферы. В этом направлении работают и логопед, и психолог. На практике нередки ситуации, когда каждый специалист уделяет этой задаче недостаточно внимания, полагая, что ее решает коллега. Случается и обратное: и логопед, и психолог делают упор на развитие познавательной сферы, иногда даже в ущерб своим основным обязанностям.
Особенно часто такие случаи происходит в учреждениях, где нет педагога-дефектолога — коррекция познавательной сферы как раз входит в его обязанности. Но даже если дефектолог есть, путаница возникает там, где специалисты недостаточно плотно взаимодействуют друг с другом.
В каких случаях логопеду стоит брать на себя дополнительные обязанности?
Идеальная ситуация, когда в образовательной организации есть и логопед, и психолог, и дефектолог, встречается не всегда. В отсутствие смежных специалистов учителю-логопеду приходится брать на себя дополнительные обязанности, потому что многим детям требуется не только логопедическая, но и психологическая помощь.
Если же недостатка в специалистах нет, брать на себя лишние функции не стоит. Стремясь оказать, как он считает, высококвалифицированную помощь, логопед начинает хуже выполнять свои прямые обязанности, сталкивается с быстрым эмоциональным выгоранием и физическим истощением.
Чтобы избежать трудностей в разделении обязанностей и лучше взаимодействовать с коллегами-психологами, логопеду будет полезно понять функциональные обязанности психолога.
Для этого в организации специалисты-смежники создают методические объединения, где проводят лекции и мастер-классы для коллег. Чтобы улучшить качество работы и научиться понимать специфику деятельности коллег-психологов, логопеду будет полезно пройти курсы повышения квалификации по психологии.
Приглашаем на дистанционные* курсы повышения квалификации в АНО «НИИДПО». За один-два месяца вы получите необходимые знания и отработаете практические навыки. Успешно окончив обучение, вы получите удостоверение о повышении квалификации.
Диалог между всеми специалистами — важное условие эффективности в работе любой образовательной организации. При этом не стоит забывать, что совместная деятельность логопеда и психолога не означает подмены собой другого специалиста. Учитесь сотрудничать и разделять обязанности.
Благодаря взаимодействию других экспертов, учителя-логопеда, родителей и психолога удается всесторонне помочь ребенку в социализации и предотвратить дезадаптацию на следующем этапе развития — при поступлении в школу.
Речевые нарушения могут быть не только следствием, но и причиной психологических проблем. Например, часто из-за них ребенок становится молчаливым, обидчивым, вспыльчивым, неуверенным. Без коррекции ему может быть сложно выстраивать отношения со сверстниками, учиться. Он может стать жертвой буллинга или считать себя «не таким, как все», «неправильным» и из-за этого замыкаться в себе.
Защитить ребенка от этого можно только при совместных усилиях специалистов и родителей.
* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.