108 часов (1 мес.)
Внимание! Уважаемые посетители! С 14 июня 2022 личный приём в офисе АНО «НИИДПО» временно приостановлен.
Звонок по России бесплатный
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
Совместная работа логопеда и психолога: как сделать ее эффективной?
Отклонения в развитии ребенка часто бывают сочетанными. Проблемы с речью сопровождаются несформированностью психических процессов, недоразвитием памяти и внимания. Успешная коррекция таких нарушений возможна только при тесном взаимодействии логопеда и психолога. Как смежным специалистам организовать работу, чтобы она была эффективной? Об этом наша статья.
Логопед и психолог: общие цели и разные задачи
Ставки учителя-логопеда и педагога-психолога есть почти в каждом образовательном учреждении. Как правило, логопед и психолог входят в психолого-педагогический консилиум и сотрудничают в ходе сопровождения детей с ОВЗ. Модель их взаимодействия показана на рисунке ниже.

Задачи логопеда:
- развивать звуковую сторону речи;
- учить ребенка связно выражать свои мысли;
- помогать ребенку пополнять словарный запас и осваивать грамматику;
- развивать мелкую моторику и слуховое внимание;
- формировать учебные умения и навыки (чтение, письмо).
Задачи психолога:
- развивать ВПФ — внимание, память, мышление;
- развивать эмоционально-личностную сферу;
- совершенствовать зрительно-моторную координацию;
- формировать навыки самоконтроля и волевые качества;
- обеспечивать психологическую поддержку.
У каждого из специалистов в этой модели свой круг задач, но начинающие психологи и логопеды часто сталкиваются с тем, что их функциональные обязанности не до конца определены. Это может создавать трудности в работе. Следует четко понимать, за что отвечает каждый специалист.
Планирование совместной работы

Задачи у логопеда и психолога разные, но достигать их они могут одними и теми же способами. Поэтому следует вместе планировать работу с ребенком с самого начала, с момента выхода на ПМПК.
Уже при проведении обследования специалисты выявляют детей с нарушениями речи и психологическими проблемами. В ходе комплексной диагностики они определяют уровень речевого и психического развития ребенка, его компенсаторные возможности и пишут психологическую характеристику. На совместном совещании психолог и логопед намечают индивидуальный маршрут развития и составляют интегрированный план работы на год.
На этом этапе специалистам следует собрать общий дидактический материал, который каждый из них мог бы использовать в работе. Задания для развития памяти и внимания могут составляться на основе материала, направленного на отработку определенного звука.
Например, психолог предлагает ребенку найти лишнее слова, используя с этой целью карточки для автоматизации звука [Ш]: рубашка, кошка, шуба, шарф или машина, вишня, груша, картошка.
Логопед предлагает составить по картинкам связный рассказ, а психолог просит придумать конец этого рассказа.
Ваша заявка отправлена!
Хотите работать психологом и вести частную практику?
Мы подготовили для вас инструкцию о том, как найти первых клиентов и начать официально зарабатывать в частной практике.
Оставьте контакты, и мы отправим инструкцию вам на почту
Взаимодействие логопеда и психолога в рамках коррекционно-развивающей работы
В идеале оба специалиста должны совместно планировать каждое занятие, а часть из них проводить в интегрированной форме.
Будут полезны и взаимные консультации: логопед консультирует психолога по поводу речевых проблем, влияющих на работу с ребенком, а психолог рассказывает логопеду о психологических, поведенческих и эмоционально-личностных особенностях детей.
И логопед, и психолог занимаются развитием речи и высших психических процессов, но каждый со своей стороны. Основная задача логопеда — развивать речь с использованием приемов активизации внимания, памяти, мышления. При этом логопед может использовать музыкотерапию, сказкотерапию, психогимнастику. Психолог, в свою очередь, воспринимает речь как средство развития интеллекта, помогает ребенку закрепить лексический материал и графические навыки, полученные у логопеда.
Взаимодействие логопеда и педагога-психолога будет результативным, если вы четко определяете задачи каждого, соблюдаете единство требований к ребенку и реализуете преемственность в работе.
Анализ результатов
► Совместно отслеживайте динамику развития ребенка. Определите положительные и отрицательные стороны взаимодействия и при необходимости внесите изменения в план работы.
► Отслеживайте промежуточные результаты не реже чем раз в квартал, установите критерии успешности для каждого этапа.
Консультационная и просветительская работа с педагогами и родителями
Цель такой работы — помочь родителям и педагогам во взаимодействии с ребенком, имеющим нарушения речи и психического развития. Своевременная поддержка поможет предупредить многие проблемы и быстрее скорректировать их. Логопед и психолог совместно:
- проводят индивидуальные и групповые консультации по вопросам психического и речевого развития;
- разрабатывают рекомендации;
- организуют тренинги и семинары;
- оформляют информационные уголки.
Что необходимо обязательно учесть в совместной работе
Казалось бы, у каждого специалиста есть свой, четко очерченный круг задач. Но на деле могут возникать проблемы по разделению смежного функционала.
Одна из таких спорных областей — развитие познавательной сферы. В этом направлении работают и логопед, и психолог. На практике нередки ситуации, когда каждый специалист уделяет этой задаче недостаточно внимания, полагая, что ее решает коллега. Случается и обратное: и логопед, и психолог делают упор на развитие познавательной сферы, иногда даже в ущерб своим основным обязанностям.
Особенно часто такие случаи происходит в учреждениях, где нет педагога-дефектолога — коррекция познавательной сферы как раз входит в его обязанности. Но даже если дефектолог есть, путаница возникает там, где специалисты недостаточно плотно взаимодействуют друг с другом.
В каких случаях логопеду стоит брать на себя дополнительные обязанности?

Если же недостатка в специалистах нет, брать на себя лишние функции не стоит. Стремясь оказать, как он считает, высококвалифицированную помощь, логопед начинает хуже выполнять свои прямые обязанности, сталкивается с быстрым эмоциональным выгоранием и физическим истощением.
Чтобы избежать трудностей в разделении обязанностей и лучше взаимодействовать с коллегами-психологами, логопеду будет полезно понять функциональные обязанности психолога.
Для этого в организации специалисты-смежники создают методические объединения, где проводят лекции и мастер-классы для коллег. Чтобы улучшить качество работы и научиться понимать специфику деятельности коллег-психологов, логопеду будет полезно пройти курсы повышения квалификации по психологии.
144 часа (2 мес.)
144 часа (2 мес.)
144 часа (2 мес.)
108 часов (1.5 мес.)
Приглашаем на дистанционные* курсы повышения квалификации в АНО «НИИДПО». За один-два месяца вы получите необходимые знания и отработаете практические навыки. Успешно окончив обучение, вы получите удостоверение о повышении квалификации.
Диалог между всеми специалистами — важное условие эффективности в работе любой образовательной организации. При этом не стоит забывать, что совместная деятельность логопеда и психолога не означает подмены собой другого специалиста. Учитесь сотрудничать и разделять обязанности.
* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Подберем программу для Вас!
Наш специалист свяжется с Вами
Поделитесь этой новостью в социальной сети!