Одной из причин нарушения речиявляется неправильное дыхание. Слабыйилипрерывистый вдох и выдох, нерациональное распределение воздуха приводит к тому, что ребенок "захлебывается"словами, произносит их не полностью, слишком громко или слишком тихо, непонятно для окружающих. Для коррекции проблем с дыханием в логопедии используется специальный комплекс упражнений – дыхательная гимнастика.
Что это за метод?
Дыхательной гимнастикой называется система упражнений, которая включает перемежающиеся с задержками дыхания вдохи и выдохи определенной скорости, интенсивности, продолжительности. Ее цель – укрепить органы дыхания, насытить клетки организма кислородом, предотвратить заболевания, возникающие в результате гипоксии. Дыхательная гимнастика также благотворно влияет на психику, успокаивает и расслабляет нервную систему.
Для чего дыхательные упражнения используются в логопедии?
В логопедии эта методика используется для формирования правильного речевого дыхания ребенка, необходимого для правильного звукопроизношения, звукообразования и голоса. Без этого невозможно соблюдать паузу в речи, выдерживать определенный объем речи, говорить плавно и с выразительной интонацией.
Дыхательная гимнастика в логопедии в основном ориентированана детей дошкольного возраста. Постановка речевого дыхания в раннем возрасте создает основу для правильного развития звукопроизношения и речи в целом. Также в логопедии дыхательная гимнастика используется для формирования диафрагмально-реберного дыхания, коррекции заикания и других нарушений.
Чтобы избежать гипервентиляции легких (головокружения), дыхательные упражнения рекомендуется выполнять в течение 5-7 минут. Поэтому на логопедических занятиях удобно сочетать их с другими методиками, такими как: артикуляционная гимнастика, логопедическая ритмика, логопедический массаж.
Нарушения речевого дыхания
С помощью серии дыхательных упражнений логопеды чаще всего исправляют следующие нарушения:
- Слабые вдохи и выдохи, приводящие к тихой и почти не различимой речи. Это расстройство обычно встречается у физически слабых, застенчивых, робких детей.
- Неравномерное и неэкономичное распределение выдыхаемого воздуха. Ребенок выдыхает весь запас воздуха уже при произнесении первых слов или даже слогов. Конец фразы или слова «проглатывается» или произносится шепотом.
- Неспособность правильно распределять дыхание по словам. Ребенок вдыхает весь запас воздуха в середине слова, снова делает вдох и продолжает говорить.
- «Захлебывание» словами. Ребенок произносит фразы на вдохе, торопится, не делает пауз.
- Неравномерный объем и громкость речи, возникающие из-за резкого толчкообразного выдоха.
Упражнения для формирования речевого дыхания
Все упражнения дыхательной гимнастики в логопедии основаны на вдохе-выдохе и задержке дыхания. Чтобы детям было интересно и увлекательно их выполнять, специалисты вводят в занятия игровые элементы. Примерами таких упражнений являются:
- «Кораблики». В широкую емкость с водой кладут бумажные кораблики или просто кусочки бумаги. Ребенок должен медленно вдыхать и выдыхать – дуть на кораблики, подгоняя их к противоположному «берегу».
- «Снег и ветер». Маленькие кусочки ваты скатывают в шарик и кладут на стол. Ребенок дует на них, изображая зимний ветер.
- «Кто/что на картинке?». На небольшую картинку с изображением предмета или персонажа с одной стороны наклеивают нарезанную тонкими полосками гофрированную бумагу. Ребенок дует на бахрому, чтобы увидеть, кто или что спрятано за ней.
- «Пузырьки». Это упражнение-игра, которую можно легко и без приготовлений устроить не только на логопедическом занятии, но и дома. Ребенку дают стакан с водой и трубочку. Он глубоко вдыхает и через трубочку медленно выпускает воздух в воду, чтобы образовывались пузырьки.
- «Дудочка». Подготавливаются колпачки от ручек, свистки, дудочки и детские духовые инструменты. Ребенок дует в них, извлекая звуки.
- «Фокус». Для этого упражнения нужен кусочек ваты. Его кладут на нос ребенку и просят высунуть язык, свернуть его в трубочку, загнуть вверх и подуть на ватку, чтобы она упала. Так дыхательный и артикуляционный аппараты готовятся к произнесению звука [р] и звука [ш].
- «Свеча». Зажигают свечу и просят ребенка дуть на нее медленно и аккуратно, чтобы пламя не гасло, а только отклонялось в разные стороны.
- «Деревья». Это упражнение похоже на упражнение «Кто/что на картинке?». На карточке рисуют ствол и ветки дерева, а крону делают из гофрированной бумаги. На нее нужно дуть, чтобы листья «опали».
- «Греем руки». Ребенку предлагают дуть на ладошки, чтобы контролировать интенсивность, скорость, направление выдоха.Это же упражнение используют дляпостановки шипящих и свистящих звуков. При правильном произнесении звука [с] ребенок должен чувствовать ладошкой холодный «ветерок». А если произнести звук [ш] «ветерок» становится теплым, ладони согреваются.
► Логопеды могут изменить эти и другие упражнения из методической копилки коллег или разработать свои собственные.
Как нужно выполнять дыхательные упражнения?
До начала и во время выполнения речевых дыхательных упражнений рекомендуется:
- Вытереть в помещении для логопедических занятий пыль, тщательно проветрить его.
- Составить оптимальную программу гимнастики и придерживаться ее. Нужно следить за количеством и темпом выполнения упражнений. На гимнастику должно отводиться не более 5-7 минут. В начале обучения выполняется одно упражнение, на следующем занятии добавляется еще одно и так далее. Каждое упражнение повторяют не больше 3-4 раз, иначе у ребенка может начаться головокружение.
- Гимнастику проводят натощак или хотя бы через час после еды. Если ребенок заболел, плохо себя чувствует, занятия следует отложить.
- Упражнения выполняют в свободной, не стесняющей движений одежде.
- Логопед следит, чтобы в процессе гимнастики у ребенка не напрягались мышцы шеи, рук, груди. При вдохе не должны подниматься плечи, при выдохе – надуваться щеки.
- Технику дыхательных упражнений лучше всего осваивать в положении лежа на спине. Ребенка учат бесшумно вдыхать через нос и рот, выдыхать через рот, не задерживать дыхание, сохранять небольшой запас воздуха в легких, дышать без толчков и судорожности. После отработки этих навыков можно переходить к выполнению гимнастики сидя, стоя. Затем подключаются упражнения в движении.
- Гимнастику проводят до тех пор, пока техника правильного речевого дыхания не будет отработана до автоматизма.
Где специалисту по логопедии научиться использовать дыхательную гимнастику для развития речевого дыхания?
Эксперты-практики АНО «НИИДПО» разработали ряд дистанционных* курсов профессиональной переподготовки, в рамках которых Слушатели узнают о методике дыхательной гимнастики и ее использовании в коррекционной работе, например:
- Программа «Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы» с присвоением квалификации «Учитель-логопед (логопед)» знакомит с применением дыхательной гимнастики в исправлении темпо-ритмических нарушений речи.
- Программа «Воспитатель логопедической группы. Педагогическая и коррекционно-развивающая помощь детям с речевой патологией в условиях реализации ФГОС ДО с присвоением квалификации «Воспитатель детей дошкольного возраста с нарушениями речи» освещает специфику работы над постановкой правильного речевого дыхания при заикании, дизартрии, ринолалии.
- Программа «Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с присвоением квалификации «Учитель-логопед (логопед)» рассказывает о дыхательной гимнастике и ее связи с другими методами коррекции речевого дыхания.
Почти все остальные программы переподготовки для логопедов также касаются вопроса постановки правильного речевого дыхания. Так что выбирайте тот курс, который будет подходить вам по содержанию учебного плана, объему, присваиваемой квалификации.
► Для поступления вам потребуется только прислать приемной комиссии пакет документов и оплатить обучение. Вы будете осваивать программу в полностью дистанционной* форме, не отрываясь от работы и личных дел. При этом у вас всегда будет возможность получать консультации преподавателей. Успешно выполнив задания итоговой аттестации, вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.