Для многих родителей возникает сложность в определении, нужна ли помощь в “запуске” речи у ребенка или он простозаговорит чуть позже других детей. Задача логопеда, к которому они обращаются, заключается в проведении диагностики, выявлении нарушений речи, а если они есть, разборе их причин и объяснении родителям их дальнейших действий.
Мы дадим рекомендации для логопедов из Санкт-Петербурга: какие курсы обучения пройти, определение необходимой помощи ребенку и работу с его родителями для достижения наилучшего результата. Прохождение такого обучения сделает вас востребованным специалистом!
Нормы развития речи до 3 лет: как понять, что требуется помощь логопеда?
Важно понимать, что существуют нормы речевого развития на которые необходимо ориентироваться. Некоторые дети начинают говорить очень рано, другие - слегка отстают от сверстников, и в этом зачастую нет ничего страшного.
Основные этапы развития речи:
- 2 месяца. Малыш кричит продолжительно и громко, издает различные звуки с разной интонацией.
- 3-4 месяца. Ребенок начинает гулить и произноситьпротяжные и певучие звуки “а-а-а”, “у-у-у” и слоги «гу-у-у», «га-а-а» и пр.
- 4-5 месяцев. У ребенка появляется лепет ионначинает повторять одинаковые слоги: «ля-ля-ля», «на-на-на».
- 9-10 месяцев. Ребенок многократно повторяет ритмические цепи “га-га-га”, “тя-тя-тя” “ди-ди” и пр. Появляются лепетные слова: машинка - “би-би”, мама - “ма-ма”.
- 1 год. Малыш понимает самые простые фразы, знает слова «мама», «нет», «нельзя», «дай» и может использовать их.
- 2 года. Ребенок уже знает около 100-150 слов и умеет строить простые предложения, часто неправильные: «Маша баю-бай», «Это ка-ка». Коверкание слов («дяй», «тятя» и пр.) нормально на этом этапе.
- 3 года. Ребенок активно общается с окружающими, в его словарном запасе достаточно слов для повседневного общения. Он может рассказать, что было на обед в детском саду, и о чем рассказывала воспитательница. Перестановка слогов в слове, неумение следить за громкостью голоса, невнятное произнесение некоторых звуков — на этом этапе считаются нормой.
Как понять, что пора обращаться к специалистам:
- Ребенок к двум месяцам почти никогда не кричит.
- Полугодовалый ребенок не гулит, не улыбается, когда с ним говорят, не прислушивается к звукам.
- Малыш в 7-8 месяцев не реагирует на голоса родителей.
- К 10 месяцам все еще не начался лепет.
- К двум годам ребенок не понимает простейших вопросов и просьб (например, «дай машинку папе»), не произносит ни слова или использует максимум 10-20 слов, коверкая их до неузнаваемости.
- Ребенок в три года почти не разговаривает с окружающими, не может правильно построить даже простое предложение, в его словарном запасе около 50 слов. Есть серьезные проблемы с произнесением звуков — речь бессвязная, ее очень трудно понять даже родителям.
При наличии 2-3-х признаков нарушения речи следует обратиться за помощью к логопеду. Однако,для того, чтобы дети, которые не говорят начали “включать” свою речь может потребоваться не только консультация логопеда, но и педиатра, невролога, психиатра, нейропсихолога, психолога, сурдолога, дефектолога. Логопеду важно знать результаты обследований, чтобы правильно выстроить план занятий.
Какой курс обучения “запуску” речи у неговорящих детей пройти логопеду из СПб?
В АНО «НИИДПО» есть специальная программа обучения работе с такими пациентами. На курсах повышения квалификации по запуску речи у неговорящих детей вы научитесь:
- Определять причины детского безречия. Проводить диагностику и правильно интерпретировать результаты обследования.
- Различать моторную и сенсорную алалию. Помогать пациентам с разными видами речевых нарушений.
- Составлять индивидуальные программы по “запуску” речи у неговорящих детей. Корректировать план занятий во время проведения курса, чтобы добиться наилучшего эффекта.
Программа разработана для тех, кто уже освоил профессию логопеда и хочет увеличить список своих услуг и число пациентов.
Обучение ведется заочно, в формате онлайн, поэтому отлично подходит жителям не только Питера, но и Ленинградской области.
Окончив курс по “запуску” речи у неговорящих детей, вы получите удостоверение о повышении квалификации. Документ выдает АНО «НИИДПО» — организация с государственной лицензией на осуществление деятельности в сфере образования.
Остались вопросы? Оставьте заявку на консультацию — с вами свяжется специалист приемной комиссии.
Современные методики “запуска” речи у неговорящих детей
Подробно эта тема разобрана в программе повышения квалификации. Здесь мы расскажем лишь о нескольких вариантах.
Хороший результат дают игры на “запуск” речи у неговорящих детей до года. Их цель — вызвать реакцию, добиться от ребенка попыток говорить или понимания чужой речи. Примеры таких игр:
- Совершаем однотипные действия (складываем кубики друг на друга) и повторяем одно короткое слово — например, «так».
- Играем с мячиком, повторяя простые слова: «кати», «дай», «где».
- Играем с фигурками животных, подражая звукам: «гав», «мяу», «му».
- Побуждаем ребенка повторять простые слоги. Например, сжимаем ладонь в трубку и повторяем: «дуем-дуем, ду-ду-ду».
Если проблемы с речью возникают у ребенка 1-2 лет, пора добавлять дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику:
- Вместе с ребенком складываем губы в трубочку, затем растягиваем в улыбку.
- Надуваем щеки и выпускаем воздух.
- Мычим. Повторяем простые слоги: «тик-так», «ух-ох».
- Показываем ребенку фигурки или изображения животных и просим повторять звуки, которые они издают: «мяу-мяу», «гав-гав», «га-га-га».
Занятия для “запуска” речи у ребенка 2-3 лет должны включать в себя артикуляционную гимнастику (прикусывание губ, фырчание, круговые движения языком и пр.), игры на понимание слов (ребенок выполняет простые команды: «ножками топ-топ, ручками хлоп-хлоп» и пр.), на использование слов (ребенок отдает команды: принеси, дай, кати, пой), на использование простых фраз (ребенок помогает взрослому рассказать сказку).
Какие методики “запуска” речи у неговорящих детей посоветовать родителям?
Не стоит ограничиваться только занятиями с логопедом. Желательно, чтобы родители тоже участвовали в процессе. Опытный логопед может объяснить им, что делать:
- Чаще давать ребенку простые игрушки, которые хочется «озвучить». Тот малыш, который играет с машинкой и произносит «взззз-жжжж-би-би-би» заговорит быстрее, чем тот, который только смотрит мультфильмы на планшете.
- Показывать картинки и четко произносить, что на них изображено.
- Больше общаться с ребенком, четко выговаривая слова. Использовать простые сокращения: не «дедушка», а «деда». Выбирать короткие предложения: «дай ложку», «где машинка», «неси папе».
- Пропевать звуки, которые ребенок уже освоил. Хвалить, если малыш начинает подпевать.
- Не реагировать на попытки молчаливого ребенка использовать мимику и жесты вместо слов — делать вид, что невозможно понять, чего он хочет. Некоторые дети отлично знают, как произнести просьбу вслух, но не делают этого, потому что родители хорошо реагируют на жесты.
И главное: логопед должен помочь родителям ребенка сохранять спокойствие и оптимизм, не впадая в панику из-за того, что малыш не говорит, хотя его сверстники в детском саду уже используют короткие предложения. Чрезмерное давление на ребенка точно не улучшит ситуацию.