Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи вследствие органического поражения центральной и периферической нервной системы. Артикуляционная гимнастика — один из ключевых инструментов, который используют логопеды для коррекции произношения при дизартрии.
В статье разбираем, что такое дизартрия и как именно помогают занятия артикуляционной гимнастикой при этом нарушении, а также приводим упражнения, которые используют логопеды для коррекционной работы с детьми с дизартрией.
Содержание статьи:
- Что такое дизартрия
- Как помогает артикуляционная гимнастика при дизартрии
- Упражнения при дизартрии
- Где выучиться на специалиста по дизартрии
Что такое дизартрия
Дизартрия — расстройство звукопроизношения и просодики из-за нарушения иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, речевого, артикуляционных отделов). Дизартрия относится к тяжелым нарушениям речи (ТНР) и считается одной из самых распространенных речевых патологий.
В зависимости от симптомов и причин возникновения дизартрия бывает:
Бульбарная
Причина этого нарушения — поражение бульбарных нервов. Проявление бульбарной дизартрии зависит от того, какие именно нервы поражены. Но иногда у ребенка могут наблюдаться все симптомы: медленная, смазанная речь, отсутствие звонких согласных, нарушение ритма, расстройства глотания, изменение голоса, слабость мимической мускулатуры.
Корковая
Это нарушение возникает, если поражены области коры головного мозга, отвечающие за тонус и сокращение мышц щек, языка, глотки, челюсти, мягкого нёба и губ. Выражается в смазанности и невнятности речи, трудностях в произнесении переднеязычных звуков.
Подкорковая
Отклонение проявляется из-за нарушения прохождения нервного импульса в центральной нервной системе. Основные симптомы — гиперкинезы (непроизвольные движения) и меняющийся характер тонуса мышц речевого аппарата.
Для этой формы дизартрии характерны трудности в сохранении и ощущении артикуляционной позы, изменения темпа и тембра голоса, сложности с произнесением звуков. Нередко сочетается с расстройствами слуха, например, нейросенсорной тугоухостью.
Мозжечковая
Мозжечок отвечает за двигательные функции артикуляционных и мимических мышц, поэтому когда его работа нарушена, у ребенка могут наблюдаться такие симптомы, как аритмичность, невнятность и смазанность речи, сложности в произнесении переднеязычных звуков, назализация голоса. Речь замедленная, толчкообразная, скандированная, с затуханием к концу фразы.
Псевдобульбарная
Причина этого отклонения — органические нарушения нервной системы. В зависимости от степени расстройства у ребенка могут быть: смазанная речь, проблемы с глотанием, жеванием, мимикой и слюнотечением. Нарушены голос, дыхание, интонационно-мелодическая сторона речи.
Как помогает артикуляционная гимнастика при дизартрии
Артикуляционная гимнастика помогает развить и укрепить мышцы органов артикуляционного аппарата — языка, мягкого неёба, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы влияют на четкость звукопроизношения.
При дизартрии артикуляционные органы слабые и малоподвижные, поэтому особенно важно заниматься артикуляционной гимнастикой ежедневно. Только так получится достичь результата и добиться чистоты и ясности речи.
На занятиях следует уделять внимание каждому артикуляционному органу:
- языку — нужно его укрепить, развить его подвижность, растянуть подъязычную связку и научить ребенка удерживать язык в разных положениях;
- губам — нужно их укрепить, развить гибкость и научить ребенка удерживать их в разных положениях;
- щекам — нужно их укрепить и развить координацию движений;
- нёбу — нужно развить его подвижность;
- нижней челюсти — нужно развить ее гибкость и подвижность.
Упражнения при дизартрии
Чтобы научить человека правильно говорить и четко произносить звуки, нужно выполнять с ним упражнения для укрепления и развития подвижности органов артикуляционного аппарата.
Упражнения для губ и языка:
- «Бублик» — нужно вытянуть губы вперед, а затем приоткрыть рот;
- «Лопатка» — нужно высунуть язык, расслабить и положить на нижнюю губу;
- «Конфета» — нужно закрыть рот, напрячь язык и поочередно упираться им то в одну щеку, то в другую.
Упражнения для щек:
- нужно набрать в рот воды и перемещать воду от одной щеки к другой;
- нужно надувать щеки по очереди: сначала одну, потом другую;
- нужно втягивать, а затем надувать обе щеки.
Упражнения для мягкого нёба:
- для развития подвижности мягкого нёба можно набрать в пипетку воду и капать по капельки ребенку на нёбо, чтобы он их сглатывал;
- также развитию мягкого нёба способствует полоскание горла.
Упражнения для челюсти:
- нужно двигать челюстью поочередно влево и вправо;
- нужно двигать челюстью поочередно вниз и вверх.
Где выучиться на специалиста по дизартрии
Для работы с детьми с дизартрией вы можете пройти программу профессиональной переподготовки или курсы повышения квалификации в АНО «НИИДПО». По результатам обучения вы получите диплом или сертификат московского института, который принимается работодателями на всей территории Российской Федерации и стран СНГ.