По данным Минпросвещения, в образовательных учреждениях России обучаются более 1 млн детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Чтобы помочь им адаптироваться в обществе, получить образование и развить свои способности, необходим педагог по работе с детьми с ОВЗ. Далее расскажем, чем занимается специалист, кому подойдет эта профессия и где получить необходимое образование.
Содержание статьи:
- Обязанности педагога по работе с детьми с ОВЗ
- Где получить необходимое образование?
- Места для трудоустройства
- Кому подойдет профессия?
Обязанности педагога по работе с детьми с ОВЗ
Подопечные педагога — это дети с различными отклонениями развития:
- патологиями речи, слуха и зрения;
- проблемами опорно-двигательного аппарата;
- с задержкой психического развития (ЗПР) и нарушениями интеллекта;
- расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
Специалист создает условия для успешного обучения и развития ребенка, помогает ему преодолевать трудности, связанные с особенностями развития, и готовит воспитанника к самостоятельной жизни.
Для этого педагог:
- разрабатывает и реализует образовательные программы и маршруты;
- организовывает и проводит индивидуальные и групповые занятия с учетом особенностей своих подопечных;
- консультирует родителей и законных представителей ребенка по вопросам воспитания, обучения и развития;
- участвует в разработке и реализации реабилитационных программ;
- отслеживает динамику развития детей с ОВЗ и оценивает эффективность применяемых методов обучения;
- помогает в проведении мероприятий по социализации и интеграции «особенных» ребят в общество.
В процессе своей деятельности педагог взаимодействует с другими специалистами и выполняет их рекомендации по ведению коррекционной работы — логопедами, учителями-дефектологами по работе с детьми с ОВЗ, медицинским персоналом.
Где получить необходимое образование?
Требования к образованию педагога, в том числе и для педагога по работе с детьми с ОВЗ, прописаны в Профстандарте.
Чтобы обучать и воспитывать детей с особыми образовательными потребностями, необходимо окончить колледж или вуз по специальностям в сфере коррекционной педагогики.
Если у вас уже есть непрофильное образование — среднее профессиональное или высшее, можно пройти курсы профессиональной переподготовки.
Например, в АНО «НИИДПО», вам будут доступны следующие программы для работы с детьми с ОВЗ:
- «Воспитатель коррекционной школы». Курс длится чуть больше шести месяцев. За это время вы научитесь вести воспитательно-образовательную работу с детьми с различными нарушениями развития. Освоите методы психолого-педагогической коррекции и направления тьюторской работы. Более подробно о программе можно узнать здесь:
- «Дошкольный педагог-дефектолог». Программа подойдет для тех, кто планирует работать в детском саду. Курс длится 5,5 месяцев. Возможно ускоренное обучение — пять месяцев. Вы изучите психологию дошкольников и особенности коррекционной работы с ними. Ссылка на курс:
Программы соответствуют профессиональным стандартам.
Обучение проходит полностью дистанционно. Лично присутствовать на занятиях не нужно.
По окончании вы получаете диплом о профессиональной переподготовке московского института с государственной лицензией. Его примут в любой образовательной организации — как в государственной, так и частной. Сведения о дипломе вносятся в федеральный реестр.
Места для трудоустройства
- коррекционные классы в общеобразовательных школах;
- группы коррекционной и компенсирующей направленности в детских садах;
- специальные (коррекционные) школы и интернаты;
- центры психолого-педагогической реабилитации;
- учреждения дополнительного образования;
- дистанционные образовательные платформы.
Также педагог по работе с детьми с ОВЗ может проводить развивающие занятия индивидуально.
Кому подойдет профессия?
Важные качества педагога, который работает с детьми, имеющими отклонения в развитии:
- Любовь к детям. Любящий детей педагог сможет лучше понять потребности и особенности ребенка с ограниченными возможностями, создать для него комфортную и поддерживающую среду, помочь ему в развитии и адаптации.
- Эмоциональная устойчивость. Терпение и спокойствие необходимы в работе с любыми детьми, но с детьми с ОВЗ — особенно. Из-за своих проблем такие воспитанники не всегда понимают, что от них требуется, и могут испытывать трудности в общении и обучении. Педагог должен быть предельно вежливым, внимательным и тактичным. Это является важным условием для создания комфортной эмоциональной среды в классе или группе.
- Коммуникабельность. Общительность, доброжелательность и умение находить общий язык с людьми помогут специалисту эффективно взаимодействовать с детьми, их родителями и коллегами по работе.
- Творческий потенциал. Педагог по работе с детьми с ОВЗ мыслит нестандартно и без шаблонов. Развивающие занятия, которые он проводит, должны увлекать ребенка и при этом быть максимально полезными и эффективными.
Программы обучения по теме