Россия, как и все развитые страны, идет по пути инклюзии – активного включения людей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества. И в первую очередь этот путь реализуется через систему образования. Поэтому каждый воспитатель и учитель должен быть готов работать с воспитанниками и учениками с особыми потребностями, включать их в учебную и внеучебную деятельность. Рассмотрим, какие принципы, цели и задачи, плюсы и недостатки есть у инклюзивного образования детей с ОВЗ.
Содержание статьи:
- Суть понятия
- Принципы инклюзивного образования
- Технологии инклюзивного обучения детей с ОВЗ
- Результаты. Что инклюзивное образование значит для детей, их родителей и общества
- Где пройти обучение? 2 программы по инклюзивному образованию в АНО ДПО «НИИДПО»
Суть понятия
Инклюзивное образование – это образование, которое доступно для всех независимо от физических, интеллектуальных, психических, языковых, культурно-этнических особенностей. Иными словами, дети с любыми отклонениями могут ходить в обычный детский сад, учиться в обычной школе, а по окончании школы имеют возможность получать профессиональное образование.Учащимся и воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья оказывают всестороннюю поддержку и учитывают их образовательные потребности.
Целью инклюзивного образования является снятие социальных, физиологических и психологических препятствий для приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, к жизни в социуме.
Принципы инклюзивного образования
- равноправие и равные возможности для всех;
- индивидуальный подход к определению форм, методов, средств обучения и воспитания с учетом особых образовательных потребностей детей;
- создание условий для самостоятельной активности ребенка;
- активное включение в образовательный процесс детей, родителей, педагогов;
- создание партнерских отношений с семьей ребенка с ОВЗ.
Технологии инклюзивного обучения детей с ОВЗ
- Технологии организации инклюзивного процесса. В эту группу входят создание адаптированной и доступной среды обучения, проектирование изменений для создания благоприятных образовательных условий, взаимодействие участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, администрации учебных заведений).
- Педагогические технологии. Это технологии, которые учителя применяют на уроках и во внеурочной деятельности: дифференцированное обучение и индивидуализация образовательного процесса, коррекция поведенческих и учебных трудностей у детей с ОВЗ, формирование у учеников социальных компетенций, в том числе толерантности, оценка достижений в инклюзивной среде.
Результаты. Что инклюзивное образование значит для детей, их родителей и общества
Инклюзивный подход реализует закрепленные в Конституции РФ права всех граждан на получение образования. Для детей с ОВЗ инклюзивное образование означает возможность учиться по месту жительства, социализироваться, удовлетворять свои образовательные способности. Здоровых детей совместное обучение со сверстниками, у которых есть различные нарушения, делает толерантными, терпимыми, учит уважать и ценить своих одноклассников с ОВЗ.
Возможность отдать ребенка с ОВЗ в ближайшую общеобразовательную школу позволяет его родителям работать, улучшая социально-экономическое положение семьи и качество ее жизни, не чувствовать себя неполноценными и изолированными от общества.
Где пройти обучение? 2 программы по инклюзивному образованию в АНО ДПО «НИИДПО»
1. Эта программа повышения квалификации учит специалистов профессиональному сопровождению детей с ОВЗ в семье и в учебных заведениях, работающих по модели инклюзивного образования.
2. Программа рассчитана на тех, кто работает в детских садах, центрах развития и других ДОУ. Курс знакомит с особенностями инклюзивного воспитания и обучения детей-дошкольников с ОВЗ с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Условия для реализации модели инклюзивного образования в России есть уже в тысячах школ и детских садов. Воспитателям и учителям, чтобы оставаться востребованными на рынке труда, нужно уметь строить работу и со здоровыми детьми, и с детьми с ОВЗ. Проходите обучение на наших дистанционных* программах повышения квалификации.
Для записи на них заполните форму онлайн-заявки или позвоните по телефону 8 (800) 707-52-87.
* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.