Около 60% российских детей приходят в первый класс с нарушениями устной речи — считает филолог, логопед, ректор московского Института русского языка Маргарита Русецкая.
Помимо речевых нарушений, школьники испытывают сложности с письмом и чтением. Это сказывается на успеваемости, социальной адаптации и эмоциональном развитии.
Чтобы такого не допустить, важно своевременно решать проблемы и исправлять нарушения речи в дошкольном возрасте. В этом помогают учителя-логопеды. Рассказываем, как строится их работа в дошкольной образовательной организации.
Содержание статьи:
- Кто такой учитель-логопед
- Какие функции выполняет специалист
- Направления работы учителя-логопеда
- Где может работать специалист
- Кто может стать учителем-логопедом
Кто такой учитель-логопед
Это специалист, который диагностирует речевые нарушения и организует образовательный процесс в соответствии с возрастом и речевыми возможностями каждого ребенка. Также он проводит информационно-просветительскую и консультативную работу с детьми, их родителями, педагогами.
Профессии «учитель-логопед» и «логопед» часто путают. Главная задача обоих специалистов — это коррекция речи. Однако логопеды трудятся в медицинских учреждениях, а учителя-логопеды — в образовательных.
Поэтому каждому специалисту важно обладать не только профессиональными знаниями, но и уметь находить подход к детям, понимать педагогические и психологические основы коррекционной работы.
Какие функции выполняет специалист
Учитель-логопед в детском саду занимается развитием речи, памяти, внимания и мышления детей. Он учит малышей правильно произносить и распознавать все звуки, следит за тем, чтобы у детей формировалась связная речь, обогащает словарный запас.
Специалист:
- Разрабатывает и реализует коррекционно-логопедические программы.
- Создает образовательную развивающую среду.
- Проводит логопедические занятия индивидуально и с группами дошкольников.
- Отбирает необходимые материалы и средства для работы.
- Отмечает достижения подопечных.
- Общается со смежными специалистами и родителями дошкольников.
Чтобы грамотно и эффективно выполнять свои обязанности, учителю-логопеду в ДОУ важно владеть профессиональными знаниями и умениями.
Специалист должен:
- Планировать свою работу в соответствии с особыми образовательными потребностями дошкольников.
- Вести документацию.
- Оказывать индивидуальную помощь детям с речевыми патологиями.
- Адаптировать образовательные средства под возможности ребенка.
- Стремиться к непрерывному образованию и саморазвитию.
Учителю-логопеду нужно знать:
- закономерности речевого развития,
- законы и нормативные акты в сфере образования,
- классификацию и специфику различных нарушений,
- требования к оценке результатов дошкольников,
- языковые нормы.
Направления работы учителя-логопеда
Диагностика
Учитель-логопед изучает особенности речи дошкольников с трехлетнего возраста. Это позволяет как можно раньше выявить нарушения и начать коррекционную работу. Также педагог оценивает физическое, познавательное и социальное развитие малышей.
Коррекция
После того как специалист выявляет дефекты речи, он начинает исправлять их. Учитель-логопед проводит артикуляционную гимнастику, развивает речевой аппарат, помогает освоить сложный для ребенка звук, расширяет словарный запас и многое другое.
Анализ
Периодически специалист проводит мониторинг коррекционно-логопедической работы и оценивает динамику освоения программы. Обычно это делается в начале и конце учебного года, но бывает и чаще. После анализа специалист вносит изменения в образовательный процесс, корректирует условия и форму обучения.
Просветительская деятельность
Педагог сообщает о результатах занятий воспитателям групп и родителям. Кроме того, специалист консультирует всех участников образовательного процесса и проводит для них просветительские мероприятия. Например, рассказывает, как проходит развитие речи ребенка и на что нужно обратить внимание. Зачастую логопед ведет просветительскую деятельность в родительских чатах или на своей странице в соцсетях.
Методическая работа
Педагог разрабатывает коррекционно-развивающие программы и диагностические инструменты, готовит пособия и обустраивает свой кабинет для более эффективных консультаций. Также учителя-логопеды нередко становятся членами профобъединений, где специалисты делятся опытом и решают кейсы.
Где может работать специалист
Учитель-логопед может быть трудоустроен в любое образовательное учреждение. Специалисты востребованы как в общеразвивающих, так и в коррекционных детских садах и школах. Педагоги могут работать и в организациях дополнительного образования.
Вот какие места для трудоустройства учителей-логопедов предлагает hh.ru:
- школы скорочтения,
- центры речи,
- школы-интернаты,
- центры психолого-педагогической и социальной помощи,
- детские академии наук,
- образовательные центры,
- и многое другое.
Нередко специалисты совмещают работу в учреждении с частными консультациями. Это позволяет увеличить клиентскую базу и, соответственно, доход.
Некоторые учителя-логопеды открывают собственные центры. Другие уходят в научную деятельность, печатают свои книги, пособия, наглядный и диагностический материал, развивающие карточки и многое другое.
Кто может стать учителем-логопедом
Требования к должности изложены в профстандарте «Педагог-дефектолог». Стать учителем-логопедом можно при наличии профильного высшего образования.
Работа логопеда в детском саду доступна специалистам с высшим образованием в области педагогики или психологии, которые дополнительно прошли программу профпереподготовки.
Подходящая программа доступна в исследовательском институте АНО «НИИДПО».
Для будущих учителей-логопедов разработан курс «Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы с обучающимися, имеющими нарушения речи и коммуникации». Программа длится 11 месяцев. Все обучение, а также поступление и выдача диплома проходят дистанционно.
Курс включает 23 дисциплины. Вы узнаете, как корректировать проблемы нарушения произношения звуков, справляться с заиканием, улучшать устную и письменную речь детей.
В программу входят 60 практических заданий, выполнение тестов, общение с преподавателями и практикующими экспертами — учителями-логопедами, педагогами-психологами, педагогами-дефектологами.
После обучения у вас будет диплом о профпереподготовке, который позволит вести профессиональную деятельность в сфере логопедии.