У нас в АНО «НИИДПО» есть программа повышения квалификации, посвященная организации совместной работы логопеда и воспитателя. За 1,5 месяца вы изучите специфику работы с дошкольниками, научитесь организовывать и проводить занятия, работать вместе с другими специалистами над коррекцией речевых нарушений у детей.
В этой статье мы кратко разберем тему: рассмотрим цели взаимодействия логопеда и воспитателя в современном ДОО, распределение обязанностей, планирование работы. Если вам нужно больше знаний, приглашаем на программу повышения квалификации!
Направления и цели взаимодействия логопеда с воспитателями
От качества совместной работы специалистов зависит успех речевого развития каждого дошкольника в группе — а это повлияет и на подготовку ребенка к школе, и на обучение в начальных классах. У логопеда есть глубокие знания о коррекции речевых нарушений, ему известны рабочие, проверенные методики и приемы. Воспитатель проводит с детьми очень много времени, постоянно общается с ними и может включать логопедические упражнения в игры, следить за чистотой речи и правильным звукопроизношением на прогулке, на занятиях, во время утреннего приема и пр. Поэтому именно постоянное сотрудничество этих специалистов приносит отличный результат — если они действуют по отдельности, воспитателю не хватает специализированных знаний и опыта, а логопеду — возможности проводить с детьми несколько часов каждый день.
► Главных направлений совместной работы пять:
- Своевременная диагностика. Важно вовремя выявлять нарушения речи, особенности мышления, памяти, внимания, воображения у детей.
- Индивидуальная работа. Логопед и воспитатель вместе планируют работу с каждым ребенком.
- Развитие социально-коммуникативных навыков у детей.
- Развитие познавательной активности дошкольников.
- Гибкость в педагогической работе. Возможности детей постепенно растут, в том числе благодаря коррекции нарушений — а значит, нужно вовремя менять формы работы с ними, варианты педагогического воздействия.
► Главные цели совместной работы воспитателя и логопеда:
- Вместе найти лучшие варианты работы с конкретной группой и с каждым ребенком в отдельности, договориться по вопросам организации, проведения занятий, их содержания.
- Выстроить занятия так, чтобы логопед не дублировал задачи, которые дает детям воспитатель, и наоборот.
- Обучить детей правильному звукопроизношению, восприятию и воспроизведению слов. Научить их выдерживать корректный темп и ритм речи (не тараторить, но и не говорить слишком медленно).
- Расширить словарный запас дошкольников.
- Помочь детям изучить процесс словообразования, грамматический строй. Рекомендуется исправлять грамматические ошибки в речи не только на занятиях, но и во время прогулок, игр и пр.
- Развить высшие психические функции: мышление, воображение, внимание, память. Сформировать связную речь у воспитанников.
- Развить у детей мелкую и артикуляционную моторику.
Благодаря взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя формируется личностный подход к каждому дошкольнику в группе: специалисты учитывают возможности, особенности личности ребенка, проектируют для него ситуации успеха, подбирают оптимальную сложность заданий и нагрузку.
Организация взаимодействия логопеда и воспитателя в ДОО, распределение обязанностей
Часть работы логопед и воспитатель делают вместе:
- Подбирают речевой материал при подготовке к утренникам, праздникам и другим мероприятиям.
- Разрабатывают список рекомендаций для родителей или законных представителей.
- Обсуждают, каких результатов удалось добиться, решают, как дальше вести работу с детьми.
Часть задач берет на себя логопед:
- Проводит открытые занятия для педагогов ДОО: учит их использовать речевой материал, объясняет, какие требования предъявляются к речи дошкольников разного возраста, обучает логопедическим приемам, упражнениям и пр.
- Уделяет максимум внимания коррекции звукопроизношения у детей.
- Составляет рекомендации для воспитателей, предлагает им комплексы упражнений, стихи, загадки и пр. для занятий с детьми. При этом логопед учитывает, какие темы занятий запланировал воспитатель.
- Рассказывает воспитателю о результатах коррекционной работы с каждым ребенком.
И еще часть работы выполняет воспитатель:
- Работает над расширением словарного запаса детей, развитием грамматического строя и связной речи в течение дня. Помогает дошкольникам закрепить освоенные речевые навыки.
- Следит за речью детей вне логопедических занятий, рассказывает логопеду о результатах наблюдений.
- Выполняет задания логопеда (о них мы расскажем чуть позже).
Рекомендуется оформлять тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя — в ней указывают логопедические приемы, упражнения и пр. С ее помощью гораздо легче планировать коррекционную работу.
Как логопед помогает воспитателю планировать работу
Каждую неделю логопед готовит список заданий для воспитателя, в который входят:
- Рекомендации по подбору материала для занятий.
- Подготовка и проведение индивидуальных занятий по темам, которые ребенку трудно освоить. Обычно логопеды рекомендуют каждый день работать индивидуально с 2-3 детьми и следить за тем, чтобы в течение недели каждый ребенок побывал на персональных занятиях с воспитателем хотя бы раз.
- Проведение игр (подвижных, на формирование связной речи и пр.), артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Воспитатель должен включить их в режим дня: например, организовать подвижную игру во время прогулки.
- Проведение логопедических пятиминуток. Их цель — развитие связной речи, формирование грамматического строя и правильного звукопроизношения, расширение словарного запаса. Рекомендуется проводить как минимум 2-3 пятиминутки в неделю. Логопед может посоветовать их проведение на конкретных занятиях, а также предоставить необходимые пособия и материалы.
► Важно, чтобы воспитатель выполнял эти задания своевременно и прислушивался к рекомендациям логопеда — тогда работа будет действительно эффективной.