Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Звонок по России бесплатный
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
Работа логопедом в условиях ФГОС
Федеральный государственный стандарт образования содержит требования не только к учебному процессу, но и к специалистам, которые его осуществляют. В этой статье мы расскажем вам про работу логопеда в условиях реализации ФГОС.
Требования к компетенции логопеда по ФГОС
Вопрос образования логопеда ФГОС не освещает, а профстандарт для этой специальности еще не принят. Так что пока требования нужно искать в ЕКС. В этом документе сказано, что логопед должен иметь высшее дефектологическое образование. Но в большинстве случаев директора школ и заведующие детских садов рассматривают логопедов как педагогических работников и применяют к ним соответствующий профстандарт. Так что при наличии любого среднего профессионального или высшего образования можно пройти профпереподготовку по логопедическому профилю и устроиться в ДОУ или школу. Подробнее об этом мы писали здесь.
Но все же ФГОС предъявляет к компетенции логопедов определенные требования. Они связаны с целевыми ориентирами, то есть с примерными результатами дошкольного и начального школьного образования. Чтобы сформировать их у детей, специалист должен:
- организовывать мероприятия по укреплению здоровья и физическому развитию обучающихся;
- организовывать образовательную деятельность по реализации основной общеобразовательной программы ДО или НОО;
- изучать нормативные документы, касающиеся образовательной деятельности;
- владеть информационно-коммуникационными технологиями и использовать их в процессе воспитания и образования детей;
- анализировать свою работу и при необходимости вносить в нее коррективы;
- непрерывно повышать свою профессиональную квалификацию.
Содержание логопедической работы в соответствии с ФГОС ДО
Согласно ФГОС ДО, развитие речи – важнейший компонент дошкольного образования. Поэтому и работе логопеда в ДОО отводится особое место. Помогая дошкольникам освоить универсальные учебные действия в сфере общения, специалист формирует у них способности к познанию окружающего мира и самоконтролю, диалогу со сверстниками и взрослыми, отстаиванию своего мнения. А все это облегчает решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, образовательный процесс в целом.
По ФГОС, работа учителя-логопеда в дошкольных образовательных учреждениях направлена на коррекцию недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на индивидуально-ориентированную педагогическую помощь воспитанникам с учетом особенностей их психологического и физического развития. Она включает следующие компоненты:
- профилактику речевых дефектов;
- мониторинг детей, диагностику проблем с речью;
- коррекцию речевых нарушений;
- формирование всех компонентов детской речи;
- развитие невербальных психических функций;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- формирование нравственных установок.
Логопедический мониторинг детей в ДОО проводится для проектирования и изменения индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи, повышения эффективности коррекционной работы.
ФГОС рассматривает работу логопедию с точки зрения деятельностного подхода. В соответствии с этим специалист должен:
- придавать результатам образования социально и личностно значимый характер;
- обеспечивать условия для прочного усвоения знаний;
- стремиться повышать мотивацию и интерес детей к учебе;
- обеспечивать условия для личностного и общекультурного развития детей в процессе обучения универсальным учебным действиям.
Учитель-логопед в системе дошкольного образования тесно взаимодействует с педагогами и воспитателями, дефектологами, медицинскими работниками.
Содержание логопедической работы в соответствии с ФГОС НОО
Логопедическая работа в начальной школе направлена, в первую очередь, на помощь детям, у которых есть трудности в освоении навыков письма, чтения. Своевременная и эффективная коррекционная работа предупреждает или сводит к минимуму сложности в учебе и жизни в целом, ведь, не владея устной и письменной речью, невозможно освоить ни один предмет школьной программы, успешно социализироваться.
Согласно ФГОС НОО, работа логопеда в школе должна включать профилактические мероприятия для детей из группы риска с учетом их индивидуальных, возрастных, физиологических, психологических особенностей. Специалист участвует в разработке и реализации системы комплексной помощи детям с ОВЗ, создании специальных условий для их воспитания и обучения, составлении коррекционной части основной образовательной программы.
В условиях реализации ФГОС логопед должен организовывать свою работу с учетом самоменеджмента. Это значит, что специалист сам управляет своей профессионально-педагогической деятельностью, процессом личностного, профессионального развития и совершенствования, в том числе выбирает логопедические методы, позволяющие оптимизировать рабочее время.
Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве
► Особенно важную роль логопед играет в детских садах и школах, где реализуется модель инклюзивного образования. Специалист вместе с коллегами ведет психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта работа направлена на достижение целого ряда целей:
- преодоление речевых проблем;
- устранение или минимизацию трудностей, связанных с усвоением академического компонента образовательной программы;
- социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.
Логопед в инклюзивном образовании активно взаимодействует с коллегами: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, тьютором, социальным педагогом и др.
Где логопеду научиться работать по требованиям ФГОС?
В АНО «НИИДПО» вы можете пройти дистанционные* курсы для логопедов, которые подробно рассматривают вопросы профилактики, диагностики, коррекции речи в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО.
Программа |
Тип |
Для кого |
Какой документ вы получите |
Профессиональная переподготовка |
Логопеды ДОО воспитатели логопедических групп |
Диплом с присвоением квалификации |
|
Профессиональная переподготовка |
Логопеды, занятые в системе инклюзивного, коррекционного дошкольного образования |
Диплом с присвоением квалификации |
|
Профессиональная переподготовка |
Логопеды ДОО, начальной школы |
Диплом с присвоением квалификации |
|
Использование it-технологий в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (36 ч) |
Повышение квалификации |
Логопеды ДОО, воспитатели логопедических групп |
Удостоверение |
Организация и содержание логопедической работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС (144 ч) |
Повышение квалификации |
Логопеды, занятые в системе инклюзивного, коррекционного образования |
Удостоверение |
Повышение квалификации |
Логопеды ДОО, начальной школы |
Удостоверение |
|
Повышение квалификации |
Логопеды, занятые в системе инклюзивного, коррекционного дошкольного образования |
Удостоверение |
|
Повышение квалификации |
Логопеды ДОО, воспитатели логопедических групп |
Удостоверение |
Для поступления на программы нужно иметь любое высшее или среднее профессиональное образование. Зачисление идет на протяжении всего года без вступительных испытаний. Все программы составлены экспертами-практиками, регулярно дополняются и актуализируются. В них предусмотрены практические задания – информацию о практикумах смотрите в описаниях программ и учебных планах.
Какую бы программу вы не выбрали, вы будете учиться дистанционно*. Это позволит вам:
- не приезжать в Москву даже на подачу документов и получение диплома или удостоверения – все документы пересылаются почтой;
- не отрываться от работы, очного обучения или личных дел;
- осваивать учебные материалы в удобном темпе по индивидуальному графику;
- пользоваться огромной библиотекой электронных лекций, учебников, периодических изданий, смотреть онлайн-трансляции и записи вебинаров;
- получать индивидуальные консультации экспертов.
► После успешного прохождения всех учебных модулей, промежуточной и итоговой аттестации вы получите диплом о профпереподготовке или удостоверение о повышении квалификации московского института. Наши документы признают работодатели по всей России.
Чтобы получить помощь в выборе программы обучения или проконсультироваться по любому вопросу, свяжитесь со специалистами приемной комиссии.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Подберем программу для Вас!
Наш специалист свяжется с Вами
Поделитесь этой новостью в социальной сети!