Работа логопеда в условиях ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) означает выполнение специфических задач и обязанностей, связанных с коррекцией и развитием речи детей в соответствии с требованиями стандарта. Важно отметить, что ФГОС определяет основные цели и задачи образования, а также устанавливает обязательные и рекомендуемые образовательные стандарты для различных уровней образования, включая дошкольное и начальное общее образование.
Содержание статьи:
- Требования к компетенции логопеда по ФГОС
- Содержание логопедической работы в соответствии с ФГОС ДО
- Содержание логопедической работы в соответствии с ФГОС НОО
- Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве
- Где логопеду научиться работать по требованиям ФГОС?
Требования к компетенции логопеда по ФГОС
С 1 сентября 2023 года вступил в силу приказ об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог».
Данный профессиональный стандарт устанавливает следующие требования к образованию и обучению для учителя-логопеда: Высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности или Высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования «Образование и педагогические науки», «Психологические науки» и дополнительное профессиональное образование - программа профессиональной переподготовки по направлению «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации».
Таким образом ФГОС предъявляет к компетенции логопедов определенные требования. Они связаны с целевыми ориентирами, то есть с примерными результатами дошкольного и начального школьного образования. Чтобы сформировать их у детей, специалист должен:
- организовывать мероприятия по укреплению здоровья и физическому развитию обучающихся;
- организовывать образовательную деятельность по реализации основной общеобразовательной программы ДО или НОО;
- изучать нормативные документы, касающиеся образовательной деятельности;
- владеть информационно-коммуникационными технологиями и использовать их в процессе воспитания и образования детей;
- анализировать свою работу и при необходимости вносить в нее коррективы;
- непрерывно повышать свою профессиональную квалификацию.
Содержание логопедической работы в соответствии с ФГОС ДО
Согласно ФГОС ДО, развитие речи – важнейший компонент дошкольного образования. Поэтому и работе логопеда в дошкольной образовательной организации (ДОО) отводится особое место. Помогая дошкольникам освоить универсальные учебные действия в сфере общения, специалист формирует у них способности к познанию окружающего мира и самоконтролю, диалогу со сверстниками и взрослыми, отстаиванию своего мнения. Все это облегчает решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, образовательный процесс в целом.
В соответствии с требованиями ФГОС, работа учителя-логопеда в ДОО направлена на коррекцию недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), на индивидуально-ориентированную педагогическую помощь воспитанникам с учетом особенностей их психологического и физического развития.
Работа учителя-логопедасостоит из следующих компонентов:
- профилактика речевых дефектов;
- мониторинг детей, диагностика проблем с речью;
- коррекция речевых нарушений;
- формирование всех компонентов детской речи;
- развитие невербальных психических функций;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- формирование нравственных установок.
Логопедический мониторинг детей в ДОО проводится для проектирования и изменения индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи, повышения эффективности коррекционной работы.
ФГОС рассматривает работу логопеда с точки зрения деятельностного подхода. В соответствии с этим специалист должен:
- придавать результатам образования социально и личностно значимый характер;
- обеспечивать условия для прочного усвоения знаний;
- стремиться повышать мотивацию и интерес детей к учебе;
- обеспечивать условия для личностного и общекультурного развития детей в процессе обучения универсальным учебным действиям.
Учитель-логопед в системе дошкольного образования тесно взаимодействует с педагогами и воспитателями, дефектологами, медицинскими работниками, а также с родителями (законными представителями) ребенка.
Содержание логопедической работы в соответствии с ФГОС НОО
Логопедическая работа в начальной школе направлена, в первую очередь, на помощь детям, у которых есть трудности в освоении навыков письма и чтения. Своевременная и эффективная коррекционно-логопедическаяработа предупреждает или сводит к минимуму сложности в учебе и жизни в целом, ведь поскольку, не владея устной и письменной речью, невозможно освоить ни один предмет школьной программы, успешно социализироваться.
Согласно ФГОС НОО, работа логопеда в школе должна включать профилактические мероприятия для детей из группы риска с учетом их индивидуальных, возрастных, физиологических, психологических особенностей. Специалист участвует в разработке и реализации системы комплексной помощи детям с ОВЗ, создании специальных условий для их воспитания и обучения, составлении коррекционной части основной образовательной программы.
В связи с постоянными изменениями в образовательных стандартах и методиках работы с детьми с нарушениями речи, логопед должен постоянно обновлять свои знания и навыки, чтобы соответствовать современным требованиям образования.
Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве
Особенно важную роль логопед играет в детских садах и школах, где реализуется модель инклюзивного образования. Специалист вместе с коллегами ведет психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. Эта работа направлена на достижение целого ряда целей:
- преодоление речевых проблем;
- устранение или минимизация трудностей, связанных с усвоением академического компонента образовательной программы;
- социализация и адаптация в среде сверстников, соответствующих возрастной норме развития.
Логопед в инклюзивном образовании активно взаимодействует с коллегами: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, тьютором, социальным педагогом и др.
Где логопеду научиться работать по требованиям ФГОС?
В АНО «НИИДПО» вы можете пройти дистанционные* курсы для логопедов, которые подробно рассматривают вопросы профилактики, диагностики, коррекции речи в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО.
Программа | Тип | Для кого | Какой документ вы получите |
Профессиональная переподготовка | Логопеды ДОО воспитатели логопедических групп | Диплом с присвоением квалификации | |
Профессиональная переподготовка | Логопеды, занятые в системе инклюзивного, коррекционного дошкольного образования | Диплом с присвоением квалификации | |
Профессиональная переподготовка | Логопеды ДОО, начальной школы | Диплом с присвоением квалификации | |
Использование it-технологий в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (36 ч) | Повышение квалификации | Логопеды ДОО, воспитатели логопедических групп | Удостоверение |
Организация и содержание логопедической работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС (144 ч) | Повышение квалификации | Логопеды, занятые в системе инклюзивного, коррекционного образования | Удостоверение |
Повышение квалификации | Логопеды ДОО, начальной школы | Удостоверение | |
Повышение квалификации | Логопеды, занятые в системе инклюзивного, коррекционного дошкольного образования | Удостоверение | |
Повышение квалификации | Логопеды ДОО, воспитатели логопедических групп | Удостоверение |
Для поступления на программы нужно иметь любое высшее или среднее профессиональное образование. Зачисление идет на протяжении всего года без вступительных испытаний. Все программы составлены экспертами-практиками, регулярно дополняются и актуализируются. В них предусмотрены практические задания – информацию о практикумах смотрите в описаниях программ и учебных планах.
Какую бы программу вы не выбрали, вы будете учиться дистанционно*. Это позволит вам:
- не приезжать в Москву даже на подачу документов и получение диплома или удостоверения – все документы пересылаются почтой;
- не отрываться от работы, очного обучения или личных дел;
- осваивать учебные материалы в удобном темпе по индивидуальному графику;
- пользоваться огромной библиотекой электронных лекций, учебников, периодических изданий, смотреть онлайн-трансляции и записи вебинаров;
- получать индивидуальные консультации экспертов.
После успешного прохождения всех учебных модулей, промежуточной и итоговой аттестации вы получите диплом о профпереподготовке или удостоверение о повышении квалификации московского института. Наши документы признают работодатели по всей России.
Чтобы получить помощь в выборе программы обучения или проконсультироваться по любому вопросу, свяжитесь со специалистами приемной комиссии.
* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.