Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 707-52-87 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Работа логопедом в условиях ФГОС

Работа логопеда в условиях ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) означает выполнение специфических задач и обязанностей, связанных с коррекцией и развитием речи детей в соответствии с требованиями стандарта. Важно отметить, что ФГОС определяет основные цели и задачи образования, а также устанавливает обязательные и рекомендуемые образовательные стандарты для различных уровней образования, включая дошкольное и начальное общее образование.

Содержание статьи:

Требования к компетенции логопеда по ФГОС

Работа логопедом в условиях ФГОС

С 1 сентября 2023 года вступил в силу приказ об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог». 

Данный профессиональный стандарт устанавливает следующие требования к образованию и обучению для учителя-логопеда: Высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности или Высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования «Образование и педагогические науки», «Психологические науки» и дополнительное профессиональное образование - программа профессиональной переподготовки по направлению «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации».

Таким образом ФГОС предъявляет к компетенции логопедов определенные требования. Они связаны с целевыми ориентирами, то есть с примерными результатами дошкольного и начального школьного образования. Чтобы сформировать их у детей, специалист должен:

  • организовывать мероприятия по укреплению здоровья и физическому развитию обучающихся;
  • организовывать образовательную деятельность по реализации основной общеобразовательной программы ДО или НОО;
  • изучать нормативные документы, касающиеся образовательной деятельности;
  • владеть информационно-коммуникационными технологиями и использовать их в процессе воспитания и образования детей;
  • анализировать свою работу и при необходимости вносить в нее коррективы;
  • непрерывно повышать свою профессиональную квалификацию.

Содержание логопедической работы в соответствии с ФГОС ДО

Согласно ФГОС ДО, развитие речи – важнейший компонент дошкольного образования. Поэтому и работе логопеда в дошкольной образовательной организации (ДОО) отводится особое место. Помогая дошкольникам освоить универсальные учебные действия в сфере общения, специалист формирует у них способности к познанию окружающего мира и самоконтролю, диалогу со сверстниками и взрослыми, отстаиванию своего мнения. Все это облегчает решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, образовательный процесс в целом.

В соответствии с требованиями ФГОС, работа учителя-логопеда в ДОО направлена на коррекцию недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), на индивидуально-ориентированную педагогическую помощь воспитанникам с учетом особенностей их психологического и физического развития. 

Работа учителя-логопедасостоит из следующих компонентов:

  • профилактика речевых дефектов;
  • мониторинг детей, диагностика проблем с речью;
  • коррекция речевых нарушений;
  • формирование всех компонентов детской речи;
  • развитие невербальных психических функций;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • формирование нравственных установок.

Логопедический мониторинг детей в ДОО проводится для проектирования и изменения индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи, повышения эффективности коррекционной работы.

ФГОС рассматривает работу логопеда с точки зрения деятельностного подхода. В соответствии с этим специалист должен:

  • придавать результатам образования социально и личностно значимый характер;
  • обеспечивать условия для прочного усвоения знаний;
  • стремиться повышать мотивацию и интерес детей к учебе;
  • обеспечивать условия для личностного и общекультурного развития детей в процессе обучения универсальным учебным действиям.

Учитель-логопед в системе дошкольного образования тесно взаимодействует с педагогами и воспитателями, дефектологами, медицинскими работниками, а также с родителями (законными представителями) ребенка.

Содержание логопедической работы в соответствии с ФГОС НОО

Логопедическая работа в начальной школе направлена, в первую очередь, на помощь детям, у которых есть трудности в освоении навыков письма и чтения. Своевременная и эффективная коррекционно-логопедическаяработа предупреждает или сводит к минимуму сложности в учебе и жизни в целом, ведь поскольку, не владея устной и письменной речью, невозможно освоить ни один предмет школьной программы, успешно социализироваться.

Согласно ФГОС НОО, работа логопеда в школе должна включать профилактические мероприятия для детей из группы риска с учетом их индивидуальных, возрастных, физиологических, психологических особенностей. Специалист участвует в разработке и реализации системы комплексной помощи детям с ОВЗ, создании специальных условий для их воспитания и обучения, составлении коррекционной части основной образовательной программы.

В связи с постоянными изменениями в образовательных стандартах и методиках работы с детьми с нарушениями речи, логопед должен постоянно обновлять свои знания и навыки, чтобы соответствовать современным требованиям образования.

Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве

Особенно важную роль логопед играет в детских садах и школах, где реализуется модель инклюзивного образования. Специалист вместе с коллегами ведет психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. Эта работа направлена на достижение целого ряда целей:

  • преодоление речевых проблем;
  • устранение или минимизация трудностей, связанных с усвоением академического компонента образовательной программы;
  • социализация и адаптация в среде сверстников, соответствующих возрастной норме развития.

Логопед в инклюзивном образовании активно взаимодействует с коллегами: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, тьютором, социальным педагогом и др.

Где логопеду научиться работать по требованиям ФГОС?

В АНО «НИИДПО» вы можете пройти дистанционные* курсы для логопедов, которые подробно рассматривают вопросы профилактики, диагностики, коррекции речи в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО. 

Программа

Тип

Для кого

Какой документ вы получите

Воспитатель логопедической группы. Педагогическая и коррекционно-развивающая помощь детям с речевой патологией в условиях реализации ФГОС ДО с присвоением квалификации «Воспитатель детей дошкольного возраста с нарушениями речи» (620 ч)

Профессиональная переподготовка

Логопеды ДОО воспитатели логопедических групп

Диплом с присвоением квалификации

Тяжелые нарушения речи (ТНР). Содержание и технологии логопедической работы при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии в соответствии с ФГОС ОВЗ с присвоением квалификации «Специалист по логопедической работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи» (340 ч)

Профессиональная переподготовка

Логопеды, занятые в системе инклюзивного, коррекционного дошкольного образования

Диплом с присвоением квалификации

Логопедагогика. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС с присвоением квалификации «Педагог по работе с детьми с нарушениями речи» (340 ч)

Профессиональная переподготовка

Логопеды ДОО, начальной школы

Диплом с присвоением квалификации

Использование it-технологий в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (36 ч)

Повышение квалификации

Логопеды ДОО, воспитатели логопедических групп

Удостоверение

Организация и содержание логопедической работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС (144 ч)

Повышение квалификации

Логопеды, занятые в системе инклюзивного, коррекционного образования

Удостоверение

Организация и содержание логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС (144 ч)

Повышение квалификации

Логопеды ДОО, начальной школы

Удостоверение

Специфика организации и проведения логопедической работы при тяжелых нарушениях речи (алалии, ринолалии, дизартрии) у детей в условиях реализации ФГОС ОВЗ (210 ч)

Повышение квалификации

Логопеды, занятые в системе инклюзивного, коррекционного дошкольного образования

Удостоверение

Организация совместной работы логопеда и воспитателя по развитию детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО (108 ч)

Повышение квалификации

Логопеды ДОО, воспитатели логопедических групп

Удостоверение

Для поступления на программы нужно иметь любое высшее или среднее профессиональное образование. Зачисление идет на протяжении всего года без вступительных испытаний. Все программы составлены экспертами-практиками, регулярно дополняются и актуализируются. В них предусмотрены практические задания – информацию о практикумах смотрите в описаниях программ и учебных планах.

Какую бы программу вы не выбрали, вы будете учиться дистанционно*. Это позволит вам:

  • не приезжать в Москву даже на подачу документов и получение диплома или удостоверения – все документы пересылаются почтой;
  • не отрываться от работы, очного обучения или личных дел;
  • осваивать учебные материалы в удобном темпе по индивидуальному графику;
  • пользоваться огромной библиотекой электронных лекций, учебников, периодических изданий, смотреть онлайн-трансляции и записи вебинаров;
  • получать индивидуальные консультации экспертов.

После успешного прохождения всех учебных модулей, промежуточной и итоговой аттестации вы получите диплом о профпереподготовке или удостоверение о повышении квалификации московского института. Наши документы признают работодатели по всей России.

Чтобы получить помощь в выборе программы обучения или проконсультироваться по любому вопросу, свяжитесь со специалистами приемной комиссии.

* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
100% дистанционный формат
100% дистанционный формат
Подробнее
Учебные материалы доступны 24/7 в приложении на смартфоне и личном кабинете на компьютере.
Помощь в процессе обучения
Помощь в процессе обучения
Подробнее
Более 170+ экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает контакт-центр.
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн-вебинары с экспертами каждый месяц. Вебинары в записи по тематике программы и другим направлениям.
Материалы программы доступны бессрочно
Материалы программы доступны бессрочно
Подробнее
В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
Скидки на обучение
Скидки на обучение
Подробнее
Скидка 5% на повторное обучение, возможность вернуть до 13%, оформив налоговый вычет. Рассрочка 0% на программы профессиональной переподготовки.
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Подробнее
На период обучения доступ к 130000+ книг и 16000+ дисциплин, энциклопедиям и книжным коллекциям электронной библиотеки biblioclub.ru.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.