Игра является ведущей деятельностью у любого ребенка. Именно играя, малыши познают мир, социализируются, развивают речь, мышление, моторику, учатся запоминать и т.д. Поэтому все педагоги, в том числе и логопеды, включают в свою деятельность различные игры и упражнения. Расскажем, какие интересные игры помогают логопеду разнообразить занятия, сделать их более увлекательными и интересными.
Содержание статьи:
- Игры логопеда для развития слуха
- Игры логопеда для постановки звуков
- Игры на развитие мелкой моторики
- Подвижные игры
- Как научиться проводить интересные логопедические занятия?
Игры логопеда для развития слуха
Эта группа игр предназначена для подготовки органов слуха и речи ребенка к восприятию правильного звука.
Сначала малыш развивает слуховое внимание и учится различать неречевые звуки. Ребенку предлагается угадать, какой из предметов издает конкретный звук — стеклянный, металлический, деревянный.
Следующий этап — развитие речевого слуха. Чтобы ребенок научился различать голоса людей и понимать смысл фразы говорящих, используют игры:
- «Угадай животное по голосу», например, в сказке «Теремок».
- «Расскажи историю по картинкам» — малыш меняет голосовую окраску речи для изображения каждого героя.
Следующим этапом будет развитие фонематического слуха — умению слышать звуки речи, различать их. Например, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки, выделять части слова. Здесь пригодится игра «Поймай звук», где ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда слышит определенный звук. Игра «Слово можно прошагать», когда малыш вместе со взрослым шагает слово по слогам.
Игры логопеда для постановки звуков
Постановка звука длительный и часто сложный этап не только для логопеда, но и для ребенка. Не все дети спокойно воспринимают механическое воздействие при коррекции произношения. Такой метод может вызвать у малыша страх перед логопедом, что затрудняет работу над исправлением речи. Здесь в помощь логопеду будут специальные речевые упражнения, игры.
Например:
- «Гуси» — помогает поставить звук Ш. Ребенок пальчиком прослеживает дорожки от изображения гуся к цыпленку или котенку, пугая их грозным шипением.
- «Магнитофон» — помогает поставить звук Л. Педагог произносит ряд слогов и просит детей их повторить, выделяя ударный слог интонацией — ла-ла-ла.
- «Договори слово» — помогает поставить звук РЬ. Логопед начинает слово, а ребенок добавляет правильный звук РЬ — фона…, снеги…, буква… и т. д.
Как научиться проводить интересные логопедические занятия?
Хотите стать логопедом, уроки которого дети будут посещать с удовольствием?
Если у вас уже есть диплом вуза и вы желаете за короткий срок получить квалификацию «Учитель-логопед», выберите программу:
Через 13,5 месяцев вы сможете диагностировать и корректировать нарушения речи, проводить логопедические занятия, взаимодействовать с воспитанниками с особенностями развития.
Курс включает практические задания с обратной связью от педагогов. Вы узнаете, как организовывать увлекательные логопедические уроки с занимательными упражнениями и элементами танцевальной терапии.
По окончании курса выдается диплом московского института с гослицензией, который принимают современные работодатели.
Другие программы по теме
Игры на развитие мелкой моторики
Игры с пальчиками и упражнения на гибкость кистей рук помогают в психофизическом развитии ребенка, стимулируют развитии речи, памяти, внимания и мышления. Кроме того, это положительно сказывается на освоении навыков письма и калиграфии.
Всегда у логопеда в арсенале должен быть подходящий материал:
- пазлы и головоломки;
- мозаики и строительные блоки;
- глина и пластилин;
- желуди, орехи, каштаны;
- большие бусины;
- шнуровки и застежки;
- мелкие предметы.
Дидактические игры, которые помогут логопеду развить мелкую моторику воспитанников:
- Разминание пластилина. Перед тем как приступить к лепке, предложите малышу размять пластилин. Чем тверже будет материал, тем лучше.
- Игры с баночками. Предложите малышу закрывать и открывать крышки. А чтобы вызвать интерес к занятию, поместите внутрь какой-нибудь сюрприз, завернутый в бумагу. Заодно ребенок поупражняется и с бумажной оберткой.
- Наматывание. Заключается в наматывании и разматывании толстой нитки на палочку или катушку.
- Катание карандаша. Малыш катает карандаш в выпрямленных ладошках. На конец карандаша можно наклеить веселую картинку, за которой ребенок будет наблюдать во время движений.
Подвижные игры
Подвижные детские игры с логопедом нужны не только для развития общей моторики, снятия напряжения и расслабления. Они так же могут быть направлены на запуск речи, автоматизацию поставленных звуков, развитие социальных навыков. Проводятся как индивидуально, так и в группах.
Популярные игры для логопеда, которые можно использовать на физкультминутках:
- «Ножками топ-топ, ручками хлоп-хлоп»
Возраст — от 3 лет. Цели — развитие логического мышления, словарного запаса и расширение кругозора. Количество участников — от 3 до 12 человек.
Логопед выстраивает малышей так, чтобы они видели его и друг друга. Потом педагог произносит простые фразы — «трава зеленая» или «собака мяукает». Если утверждение верное, дети хлопают в ладоши, если нет — топают ногами.
- «Вопрос — ответ»
Возраст — с 3-4 лет. Цели — развитие речи, отработка грамматических категорий, стимуляция речевых высказываний. Можно играть как с одним ребенком, так и в группе.
Педагог берет мяч, бросает его малышу и задает вопрос — «Кто?» или «Что?». Ребенок называет любой предмет или животное. После логопед спрашивает: «Какой?», а малыш называет признак. Затем можно задать такие вопросы, как «Что делает?», «Где?» или «Что с ним можно делать?». Например, «Кто?» — «Собака», «Какая?» — «Большая», «Что делает?» — «Лает».
- «Словесный волейбол»
Возраст — с 4-5 лет. Цели — развитие словарного запаса, фонематического восприятия, автоматизация поставленных звуков. Рассчитана на одного и более детей.
Логопед бросает мяч ребенку и говорит звук. Малыш должен назвать слово, содержащее этот звук, и вернуть мяч обратно. Если детей несколько, мяч можно передавать, и каждый ребенок придумывает свое слово.