За последние годы в нашей стране и во всем мире значительно увеличивается число детей с нарушением устной и письменной речи. Так, по результатам различных исследований, дисграфия отмечается примерно у 37% школьников 7-10 лет, а дислексия – у 30%. Чем раньше начать коррекцию таких дефектов, тем больших результатов можно добиться. Поэтому важное место в процессе коррекции нарушений развития детей занимает в школе логопедическая работа.
Содержание статьи:
- В чем заключается деятельность логопеда в школе?
- Цели работы школьного логопеда в 1-4 классах
- Логопедическая работа в 1 классе
- Логопедическая работа во 2-4 классах
В чем заключается деятельность логопеда в школе?
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся.
Специалист обеспечивает логопедическое сопровождение школьников, в рамках которого:
- проводит комплексное обследование детей, поступающих в 1 класс;
- заполняет речевые карты по каждому ученику, оформляет документацию;
- комплектует группы и проводит фронтальные, групповые и индивидуальные логопедические занятия;
- проводит повторные логопедические обследования по результатам обучения за год;
- оказывает консультативную и методическую помощь педагогам и родителям.
Цели работы школьного логопеда в 1-4 классах
Школьный логопед осуществляет индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с учётом особенностей психического и (или) физического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.
Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения, на которых систематически осуществляется развитие и коррекция всех компонентов речи с учетом речевых и возрастных возможностей ребенка.
Работа логопеда в начальной школе ведется по графику и включает как индивидуальные, так и групповые занятия. Они направлены на развитиеустной речи, коррекцию нарушений письма и чтения. Для этого решаются следующие задачи:
- профилактика и раннее выявление нарушений устной и письменной речи;
- развитие памяти, внимания, мышления, зрительно-моторных и графомоторных навыков, временных и пространственных представлений;
- развитие языкового синтеза и анализа, фонематического слуха и восприятия;
- развитие артикуляторных навыков и постановка звуков;
- расширение словарного запаса;
- формирование навыков словообразования и словоизменения, правильного грамматического построения словосочетаний и предложений;
- развитие связной речи;
- закрепление графических образов букв, связей между буквой и звуком;
- автоматизация навыков чтения: интонации, темпа, выразительности, понимания прочитанного.
Логопедическая работа в 1 классе
Первый этап работы логопеда с детьми в школе включает знакомство с гласными буквами и правилами их написания, различение гласных первого и второго ряда, Изучение согласных букв, упражнения на различение оппозиционных групп звуков в произношении и на слух, смягчение согласного посредством гласного второго ряда и мягкого знака. Также на занятиях первоклассники учатся:
- правильно произносить и различать звуки;
- свободно оперировать звуковыми и графическими моделями слов;
- развивать лексический запас и грамматический строй речи;
- грамматически правильно и связно строить свои высказывания;
- активно использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия;
- понимать значение многозначных слов, антонимов, синонимов, омонимов;
- использовать обобщающие понятия, классифицировать предметы по разным признакам;
Кроме того, важную роль в логопедических занятиях с первоклассниками занимает формирование полноценных учебных умений и навыков, а также совершенствование психологических предпосылок к успешному обучению.
Логопедическая работа во 2-4 классах
Со 2 класса в работу школьного логопеда включаются дополнительные задачи по предупреждению и исправлению акустической дисграфии через формирование звуковой стороны речи, фонематического восприятия (дифференциации фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы. Профилактика и коррекция дизорфографии.
С детьми дополнительно включают задачи по предупреждению и исправлению оптической дисграфии. У учеников формируют пространственные и временные представления. Дети учатся отличать буквы, имеющие кинетическое и оптическое сходство.
Коррекционная работа ведется на более высоком уровне языкового анализа и синтеза путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, активизации умения пользоваться различными способами словообразования и словоизменения, уточнения значения используемых синтаксических конструкций.
Если вы хотите узнать больше о специфике работы логопеда в школе, вы всегда можете пройти разработанные нашими экспертами-практиками программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Тем более, сегодня это требует минимум усилий и времени, ведь современные технологии позволяют учиться дистанционно*.
* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.