Логопед — это специалист, который занимается диагностикой и коррекцией речевых нарушений у детей и взрослых. Он помогает преодолевать проблемы с произношением звуков и формированием связной речи, а также исправляет другие речевые недостатки. Например, логопеды работают с такими речевыми патологиями, как заикание, задержка речевого развития, дизартрия, афазия, алалия и с другими нарушениями.
Основная задача логопеда — установить причины дефектов речи у ребенка или взрослого и разработать индивидуальную коррекционную программу с учетом этих причин и особенностей проявления конкретного нарушения в каждом индивидуальном случае.
В работе логопеды используют различные методики и технологии, например, дидактические игры, задания на развитие лексико-грамматического строя, упражнения на развитие фонематического слуха и т.д.
Логопеды могут сотрудничать с другими специалистами: неврологами, психологами и специалистами по реабилитации – это необходимо для более комплексного подхода в коррекционной работе и решении проблемы клиента.
Содержание статьи:
- В чем специфика работы логопеда со взрослыми?
- Где учиться на логопеда по работе со взрослыми с нуля?
- Самые распространенные речевые нарушения у взрослых
В чем специфика работы логопеда со взрослыми?
Логопедическая работа со взрослыми имеет свои особенности. В первую очередь — причины речевых нарушений у взрослых часто отличаются от причин речевых отклонений у детей. У взрослых речевые проблемы могут быть вызваны такими факторами, как травмы головы, инсульты, неврологические расстройства или инфекции головного мозга. Логопедам необходимо уметь разрабатывать программы коррекции, учитывая специфику именно этих дефектов речи.
Логопедам нужно учитывать психологический аспект: взрослые с речевыми нарушениями могут испытывать чувство неполноценности, у них могут быть проблемы с общением из-за речевых дефектов, из-за чего они могут быть не уверены в себе и стесняться занятий. Именно поэтому логопедам, которые работают со взрослыми, нужно очень аккуратно подходить к выбору упражнений и прислушиваться к запросам клиентов.
Другой момент, который необходимо учитывать логопедам при работе со взрослыми: им не подойдут такие же игры и упражнения, как те, которые используются при работе с детьми. Взрослые могут отказаться выполнять такие упражнения и перестать посещать логопеда.
Еще одна особенность — содержание логопедической работы со взрослыми будет несколько отличаться, в зависимости от того, как давно у человека возникло речевое нарушение. Например, если логопед работает со взрослымв остром периоде заболевания, то задача логопеда, в зависимости от вида речевого нарушения, может состоятьв адаптации человека к речевому нарушению, обучении контролировать обильную речевую продукцию и общаться с использованием любых доступных средств общения, включая жесты, либо наоборот - в растормаживании речи и стимулировании к любым голосовым и вербальным реакциям. После прохождения острого периода логопед занимается со взрослым восстановительным обучением.
Где учиться на логопеда для работы со взрослыми с нуля?
Есть несколько путей к профессии логопеда. Например, можно получить высшее образование по направлению «Логопедия» в педагогическом институте или университете. У этого варианта есть существенный минус — обучение занимает не менее 4 лет, поэтому такой способ не всегда подходит тем, кто хочет сменить профессию в короткие сроки.
Есть и другой, более быстрый вариант: если у вас есть высшее педагогическое или психологическое образование, вы можете пройти специализированные курсы профессиональной переподготовки для логопедов. Такие курсы занимают гораздо меньше времени — обычно до 1 года. Сравнительно небольшая длительность обучения влияет и на содержание курсов — в них включена только самая необходимая и важная информация.
➥ Хотите работать со взрослыми и получить востребованную профессию в короткий срок? Стать логопедом, который работает со взрослыми, можно, пройдя курс профессиональной переподготовки «Логопедия и медицинская логопедия. Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации и речевая реабилитация взрослых с присвоением квалификаций “Учитель-логопед” и “Медицинский логопед”».
Занятия проходят в дистанционном формате на протяжении 12 месяцев. Для учебы на программе вам не нужно уходить с текущего места работы или брать отпуск. Обучение легко встроить в повседневную жизнь, так как доступ к учебным материалам предоставляется круглосуточно — можно проходить уроки и выполнять домашние задания в любое удобное время.
За время обучения у вас получится собрать свой «логопедический чемоданчик», который станет вашим подспорьем на первых шагах в профессии, и вы сможете начать практиковать сразу после окончания учебы.
По завершению курса выдается диплом московского института с государственной лицензией, который дает право вести профессиональную деятельность на территории России и стран СНГ. Программа полностью соответствует обновленному профстандарту.
Самые распространенные речевые нарушения у взрослых
Чаще всего логопедам приходится работать со следующими речевыми нарушениями у взрослых:
- Афазия — речевое нарушение, которое возникает в результате повреждения мозга, чаще всего после инсульта или травмы. Афазия влияет на способность человека понимать обращенную к нему речь и произносить слова самостоятельно.
- Дизартрия — вид речевого нарушения, которое возникает из-за поражения центральной нервной системы. При дизартрии у человека недостаточно хорошо работают артикуляционные мышцы, из-за чего его речь может быть нечеткой и непонятной.
- Дисфония — нарушение голосовой функции, которое выражается в осиплости, слабости или наоборот чрезмерной громкости голоса, изменении тона и тембра.
- Дисфагия — нарушение функции глотания. Логопед работает с нейрогенной дисфагией, которая возникает вследствие инсульта или ЧМТ. При этом нарушении человек может испытывать небольшие трудности с глотанием, а может и вовсе не иметь возможности проглотить еду, и особенно - воду.
Программы обучения по теме