Педагог-психолог не просто оказывает психологические услуги педагогическому коллективу, ученикам и их родителям, а сотрудничает с ними. В этом одна из особенностей его взаимодействия с клиентами.
В статье мы подробно разберем, как выглядит работа педагога-психолога с родителями и почему важна обоюдная включенность в образовательный процесс.
Содержание статьи:
- Значимость взаимодействия педагога-психолога с семьей
- Цель и задачи работы педагога-психолога с родителями
- Формы работы педагога-психолога с родителями
- Методы работы педагога-психолога с родителями
Значимость взаимодействия педагога-психолога с семьей
Вовлеченность родителей в образовательный процесс положительно влияет на и социально-психологическую адаптацию детей к школе и достижения в учебе. Например, способствует повышению успеваемости младших школьников (источник: Педагогика и просвещение. 2019. №2). Есть и другие преимущества взаимодействия педагога-психолога с родителями в ДОУ и школе:
- Сотрудничество «психолог–родитель» повышает эффективность воспитания и обучения детей. Под влиянием психологических знаний родители начинают осознавать, каким образом, учитывая индивидуальные особенности ребенка, они могут участвовать в создании подходящих условий для его развития.
- Предотвращение психологических трудностей, возникающих у ребенка, должно быть в приоритете психолога и родителей. Систематическое наблюдение за детьми в образовательной организации и своевременная диагностика в общении с родителями помогают выявлять и корректировать эмоциональные и поведенческие проблемы у детей на ранних стадиях их проявления.
- Педагог-психолог и родители должны быть нацелены на создание для ребенка единого развивающего пространства, в котором согласованы их методы воспитания. Доверие между педагогами и родителями создает стабильную среду для ребенка и укрепляет фундамент взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
- Педагог-психолог помогает улучшать детско-родительские отношения, устранять барьеры и укреплять эмоциональные связи в семье.
Цель и задачи работы педагога-психолога с родителями
Главная цель взаимодействия педагога-психолога с родителями — реализация воспитательного потенциала и создание наилучших условий для развития детей.
Основные направления и задачи в работе с семьей:
- Психодиагностика — исследование влияния личностных особенностей родителей на общение с ребенком, изучение типов семейного воспитания, в том числе неправильных, взаимоотношений в семье и оценка воспитательного потенциала значимых близких ребенка.
- Психологическое консультирование — поддержка родителей в вопросах развития, воспитания и обучения детей, анализ сложных ситуаций, посредничество в конфликтах.
- Психологическое просвещение — развитие психолого-педагогической грамотности родителей через ознакомление с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Кроме общих задач, есть специфические для работы в школе и ДОУ.
Профиль работы педагога-психолога с родителями в школе:
- Вопросы социально-психологической адаптации — диагностика готовности к школьному обучению, включая адаптацию ребенка и родителей к школьной среде. Мониторинг процесса адаптации, разработка индивидуальных рекомендаций, профилактика дезадаптации относятся к работе педагога-психолога.
- Учебные трудности — выявление психологических причин неуспеваемости, разработка стратегий поддержки, координация работы с учителями, обязательное отслеживание эффективности принятых мер.
- Профориентация — диагностика способностей и интересов детей, помощь с выбором профессии.
Специфические направления работы педагога-психолога с родителями в ДОУ:
- Познавательное развитие — диагностика и стимуляция познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и воображения). Составление рекомендаций для занятий по развитию этих процессов в образовательной организации и дома.
- Эмоциональное развитие — работа с детскими страхами, развитие эмоционального интеллекта, коррекция тревожности.
- Социализация — развитие коммуникативных навыков, помощь с психофизиологической и социально-психологической адаптацией к детскому коллективу, подготовка к школьному обучению.
Формы работы педагога-психолога с родителями
Индивидуальные консультации педагога-психолога с родителями могут проводиться очно и онлайн. Они бывают трех типов: первичные (диагностические), коррекционные, экстренные (кризисные).
Беседы педагога-психолога с родителями строятся на следующих принципах:
- Конфиденциальность и безопасность — неразглашение информации о семье, создание доверительной атмосферы.
- Системность и структурированность — регулярность встреч, четкое планирование, последовательность работы, отслеживание динамики.
- Партнерское взаимодействие — безоценочное принятие и уважение позиции родителей, выстраивание отношений сотрудничества, активное слушание.
- Целенаправленность работы — совместная постановка реалистичных целей, составление практических рекомендаций, запрос обратной связи, оценка результатов.
- Ресурсный подход — опора на сильные стороны семьи, экологичность изменений, поддержка мотивации родителей.
Групповые встречи. Это могут быть тематические психолого-педагогические обучающие семинары — например, по проблеме возрастных кризисов, практические воркшопы по решению типовых проблем (нежелание делать уроки, агрессия, утрата мотивации к обучению), группы психологической поддержки и другое.
Организация работы педагога-психолога с родителями включает планирование деятельности, ведение документации и проведение консультаций. Работа выстраивается в три этапа: подготовка (сбор информации), реализация мероприятий и анализ результатов.
Методы работы педагога-психолога с родителями
Диагностические методы:
- Стандартизированные опросники и тесты — методика PARI, тест-опросник родительского отношения Варга – Столина, опросник АСВ Эйдемиллера, методика ВРР Марковской и другие.
- Проективные методики — «Рисунок семьи», «Семейная социограмма» и др.
- Методы наблюдения за детско-родительским взаимодействием — структурированное наблюдение, оценка общения, анализ совместной деятельности.
- Биографические методы — генограмма, анализ семейной истории.
Выбор методов определяется запросом родителей, возрастом ребенка, запрашиваемым вопросом и готовностью семьи к сотрудничеству.
Просветительские методы:
- проведение интерактивных лекций, семинаров и вебинаров на актуальные темы;
- организация тематических родительских собраний и круглых столов;
- создание и распространение информационных материалов (буклеты, памятки, инфографика);
- ведение психологического блога на сайте учреждения;
- рассылка тематических электронных материалов.
В консультационной деятельности психолог-педагог может использовать элементы когнитивно-поведенческой терапии (работа с неэффективными мыслями и моделями поведения), системной семейной терапии (анализ и коррекция семейных взаимоотношений), арт-терапии (совместное творчество родителей и детей), гештальт-терапии (работа с актуальными переживаниями), психодрамы (проигрывание семейных ситуаций). Выбор методов определяется спецификой запроса родителя, квалификацией специалиста и готовностью семьи к психотерапевтической работе.
Работа педагога-психолога с родителями обучающихся — комплексный и многогранный процесс. Он требует высокого профессионализма, эмпатии и системного подхода. Успех работы измеряется не только позитивными изменениями в развитии детей, но и повышением родительской компетентности, укреплением семейных отношений и созданием благоприятной развивающей среды в школе и дома.
Станьте практическим психологом за 12,5 месяцев
и получите диплом профпереподготовки московского института