Заявка на консультацию

Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.

Спасибо! Ваша заявка принята

Особенности работы логопеда с детьми с умственной отсталостью

Есть много причин обучиться логопедической работе с детьми с интеллектуальными нарушениями. Среди них нехватка специалистов и высокий спрос на их услуги, длинный отпуск (56 дней), надбавки к зарплате, бонусы и льготы, широкий выбор вариантов работы (включая частную практику) и главное для многих — возможность помогать детям с УО освоить речь, а значит, дать им шанс на успешную социализацию.

► К нам в АНО «НИИДПО» приходят учиться не только логопеды и дефектологи, но также родители детей с интеллектуальными нарушениями. В таких случаях уровень образования и подготовка не имеют значения — мы сделаем всё возможное, чтобы обучить приемам, методам и техникам для помощи ребенку.

Программа по теме:

Необходимая теория: что логопеду нужно знать об интеллектуальных нарушениях?

Особенности работы логопеда с детьми с умственной отсталостью

Для умственной отсталости (УО, олигофрении) характерны нарушения познавательной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер психики, которые приводят к социальной дезадаптации. Патология возникает у детей до 3 лет — психика в этом возрасте должна активно развиваться, но у ребенка с УО это развитие значительно замедляется или останавливается полностью. Причины могут быть разные, в том числе инфекции, интоксикация, недоношенность, гипоксия, травма, хромосомная патология, фенилкетонурия, гипертериоз, гипотериоз.

Специалисту в сфере логопедии еще до диагностики речевых нарушений важно знать диагноз ребенка, полезно учесть мнение дефектолога (олигофренопедагога), психолога, врача. В МКБ-10 олигофрения кодируется в рубриках F70-F79: от легкой (F70, уровень IQ 50-69) до глубокой (F73, IQ ниже 20) плюс другие формы УО (F78) и неучтенная форма УО (F79). В России широко используется классификация Э Крепелина, согласно которой умственные нарушения делятся на три категории:

  • Дебильность (F70 по МКБ-10). У детей с этим диагнозом сравнительно большой словарный запас и хорошая память, они обучаемы, поэтому могут окончить школу и даже училище. Характерные трудности: слабый самоконтроль и абстрактное мышление, безынициативность, несамостоятельность, внушаемость.
  • Имбецильность (F71-72 по МКБ-10). Характерные трудности: низкий словарный запас, сложности в освоении грамматики, слабая обучаемость. Дети с таким диагнозом с трудом осваивают бытовые навыки и нуждаются в постоянном уходе.
  • Идиотия (F73 по МКБ-10). Дети с этим диагнозом не умеют ходить, не могут внятно говорить, не понимают чужую речь. Для них характерна младенческая реакция (например, когда они голодны, начинают плакать).

Логопеды могут корректировать речевые нарушения только у детей из первых двух категорий. К сожалению, лиц с идиотией нельзя обучить связной речи — такие люди, как правило, всю жизнь находятся под постоянным присмотром и опекой.

Специфика работы логопедов с детьми с умственной отсталостью

Интеллектуальные нарушения напрямую связаны с недоразвитием познавательной деятельности. Именно поэтому в работе логопеда с ребенком с УО важен акцент на формирование способности к анализу, сравнению, синтезу, обобщению, абстрагированию. Например, специалист помогает ребенку различать фонетически близкие звуки, сравнивая их звучание и артикуляцию. При этом очень важно на каждом занятии работать с речевой системой в целом: не только с фонетико-фонематической, но и с лексико-грамматической стороной речи.

► Необходимо:

  • По максимуму использовать наглядные материалы.
  • Стимулировать интерес ребенка к занятиям.
  • Вести занятия в спокойном темпе, часто менять вид деятельности и дозировать нагрузку — дети с УО быстро устают и теряют концентрацию.
  • Учитывать индивидуальные особенности ребенка: работоспособность, уровень развития речи, симптоматику и пр.
  • Использовать упражнения для рук и логопедическую ритмику. Это стимулирует моторное развитие — в том числе улучшает артикуляционную моторику, которая напрямую связана с ручной.
Программа по теме:
  • Уделять максимум внимания закреплению речевых навыков, в противном случае дети с интеллектуальными нарушениями быстро их забудут. Упражнения нужно часто повторять, понемногу добавляя новые элементы.
  • Объяснить педагогам и родителям / законным представителям ребенка, что освоенные речевые навыки нужно постоянно закреплять в разных жизненных ситуациях (пересказ истории, общение по телефону и пр.), иначе ребенок их утратит.
  • Работать совместно с психологами, дефектологами, врачами. Приемы и методы логопедии позволяют корректировать речевые нарушения у детей с УО только на благоприятном фоне. Если ребенок болен, не может справиться с психическими нарушениями, не способен к самоконтролю, логопедическая работа вряд ли будет успешной.

Речевые нарушения у детей с умственной отсталостью очень стойкие, новые навыки формируются медленно и утрачиваются быстро. Вы должны быть готовы к долгой работе. Обязательно объясните родителям или законным представителям, что быстрого прогресса не будет — завышенные ожидания и излишнее давление на ребенка только помешают вашей работе.

Работа с детьми с умственной отсталостью: содержание программы логопеда

При работе с ребенком с интеллектуальными нарушениями специалист решает три главных задачи: формирует правильное произношение, развивает связную речь и помогает усвоить грамматические и лексические связи. Отсюда и содержание коррекционной программы:

  • Освоение лексических и грамматических связей. Цель занятий — сформировать достаточный словарный запас для социализации ребенка.
  • Формирование грамматического строя. Цель занятий — обучить словоизменению и словообразованию, формированию предложений (в первую очередь простых), развить общее понимание речи.
  • Формирование звуковой стороны речи. Цель занятий — развить восприятие звуков, научить произносить их четко и внятно, развить навык произнесения слов разной звуко-слоговой структуры.
  • Развитие связной речи. Цель занятий — обучить ребенка самостоятельно разговаривать: вести беседу, пересказывать историю и пр.

У нас в АНО «НИИДПО» вы можете обучиться оказанию ► профессиональной логопедической помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Практикующие специалисты научат вас проводить диагностику, формировать коррекционную программу, планировать и проводить занятия, консультировать родителей и законных представителей детей с умственной отсталостью, добиваться прогресса в коррекционном процессе. Вы получите проверенные материалы, приемы и методики, которые сможете использовать в работе с детьми.

Приходите учиться к нам!

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Автор статьи: Горбунова
Елена Викторовна
  • Практикующий логопед первой квалификационной категории, разработчик и преподаватель дисциплин и модулей психолого-педагогической и коррекционной направленности, специалист в области дошкольной педагогики и детской психологии, член Профессиональной психотерапевтической лиги, член Регионального общественного объединения г. Тулы «Ассоциация независимых судебных экспертов», Председатель Тульской Региональной общественной организации «Объединение практических психологов и логопедов».

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие статьи >>

наверх