Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 707-52-87 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Особенности работы логопеда с детьми с умственной отсталостью

Актуальность обучения логопедии для работы с детьми, у которых есть интеллектуальные нарушения, имеет ряд причин, среди которых дефицит специалистов в этой области, вдобавок, логопедам предоставляется довольно продолжительный отпуск - 56 дней, а также различные надбавки к зарплате, бонусы и льготы. Также логопед может заниматься частной практикой. Кроме всего прочего, работать логопедом - значит помогать детям с нарушениями интеллекта (НИ) освоить речь, дать им шанс на успешную социализацию.

► В АНО «НИИДПО» приходят учиться не только логопеды и дефектологи, но также родители детей, имеющих НИ. В таких случаях уровень образования и подготовка не имеют значения — специалисты сделают всё возможное, чтобы обучить приемам, методам и техникам для помощи ребенку.

Программа по теме:

Необходимая теория: что логопеду нужно знать об интеллектуальных нарушениях?

Для умственной отсталости (УО, НИ, олигофрении) характерны нарушения познавательной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер психики, которые приводят к социальной дезадаптации. Патология возникает у детей до 3 лет — психика в этом возрасте должна активно развиваться, но у ребенка с НИ это развитие значительно замедляется или останавливается полностью. Причины могут быть разные, в том числе инфекции, интоксикация, недоношенность, гипоксия, травма, хромосомная патология, фенилкетонурия, гипертериоз, гипотериоз.

Специалисту в сфере логопедии еще до диагностики речевых нарушений важно знать диагноз ребенка, полезно учесть рекомендации дефектолога (олигофренопедагога), психолога, врача. 

В Международной классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) выделяется 4 степени тяжести олигофрении:

Рубрика

(МКБ-10)

Степень умственной

отсталости (МКБ-10)

Устаревшее обозначение (МКБ-9 и ранее)

Коэффициент

интеллекта

Умственный возраст

F70

Лёгкая

Дебильность

50—69

9—12 лет

F71

Умеренная

Нерезко выраженная имбецильность

35—49

6—9 лет

F72

Тяжёлая

Выраженная имбецильность

20—34

3—6 лет

F73

Глубокая

Идиотия

до 20

до 3 лет

В практике иногда встречается классификация Э Крепелина, согласно которой умственные нарушения делятся на три категории:

  • Дебильность (F70 по МКБ-10). У детей с этим диагнозом сравнительно большой словарный запас и неплохая память, они обучаемы, поэтому могут окончить школу и даже училище. Характерные трудности: слабый самоконтроль и абстрактное мышление, безынициативность, несамостоятельность, внушаемость.
  • Имбецильность (F71-72 по МКБ-10). Характерные трудности: низкий словарный запас, сложности в освоении грамматики, слабая обучаемость. Дети с таким диагнозом с трудом осваивают бытовые навыки и нуждаются в постоянном уходе.
  • Идиотия (F73 по МКБ-10).В тяжёлой форме характеризуется почти полным отсутствием речи и мышления. Осмысленная деятельность, в том числе самообслуживание, недоступны. Такие люди, как правило, всю жизнь находятся под постоянным присмотром и опекой.

Специфика работы логопедов с детьми с умственной отсталостью

Интеллектуальные нарушения напрямую связаны с недоразвитием познавательной деятельности. Именно поэтому в работе логопеда с ребенком с НИ важен акцент на формировании способности к анализу, сравнению, синтезу, обобщению, абстрагированию. Например, специалист помогает ребенку различать фонетически близкие звуки, сравнивая их звучание и артикуляцию. При этом очень важно на каждом занятии работать с речевой системой в целом, а не с отдельными ее частями.

► Необходимо:

  • По максимуму использовать наглядные материалы.
  • Стимулировать интерес ребенка к занятиям.
  • Вести занятия в спокойном темпе, часто менять вид деятельности и дозировать нагрузку — дети с НИ быстро устают и теряют концентрацию.
  • Учитывать индивидуальные особенности ребенка: работоспособность, уровень развития речи, симптоматику и пр.
  • Использовать упражнения для общей и мелкой моторикирук и логопедическую ритмику. Это стимулирует моторное развитие — в том числе улучшает артикуляционную моторику 
  • Уделять максимум внимания закреплению речевых навыков, в противном случае дети с НИ быстро их забудут. Упражнения нужно часто повторять, понемногу добавляя новые элементы.
  • Объяснить педагогам и родителям/законным представителям ребенка, что освоенные речевые навыки нужно постоянно закреплять в разных жизненных ситуациях (пересказ истории, общение по телефону и пр.), иначе ребенок их утратит.
  • Работать совместно с психологами, дефектологами, врачами. Приемы и методы логопедии позволяют корректировать речевые нарушения у детей с НИ только на благоприятном фоне. Если ребенок болен, не может справиться с психическими нарушениями, не способен к самоконтролю, логопедическая работа не будет успешной и эффективной.

Речевые нарушения у детей с НИ весьмастойкие, новые навыки формируются медленно, а утрачиваются быстро. Нужно быть готовым к длительной работе. Специалисты и родители должны понимать, что быстрого прогресса не будет — завышенные ожидания и излишнее давление на ребенка только помешают работе.

Программа по теме:

Логоритмика: коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста
108 часов / 1 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
12 100 руб
9 000 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

  • Уделять максимум внимания закреплению речевых навыков, в противном случае дети с интеллектуальными нарушениями быстро их забудут. Упражнения нужно часто повторять, понемногу добавляя новые элементы.
  • Объяснить педагогам и родителям / законным представителям ребенка, что освоенные речевые навыки нужно постоянно закреплять в разных жизненных ситуациях (пересказ истории, общение по телефону и пр.), иначе ребенок их утратит.
  • Работать совместно с психологами, дефектологами, врачами. Приемы и методы логопедии позволяют корректировать речевые нарушения у детей с УО только на благоприятном фоне. Если ребенок болен, не может справиться с психическими нарушениями, не способен к самоконтролю, логопедическая работа вряд ли будет успешной.

Речевые нарушения у детей с умственной отсталостью очень стойкие, новые навыки формируются медленно и утрачиваются быстро. Вы должны быть готовы к долгой работе. Обязательно объясните родителям или законным представителям, что быстрого прогресса не будет — завышенные ожидания и излишнее давление на ребенка только помешают вашей работе.

Работа с детьми с умственной отсталостью: содержание программы логопеда

При работе с ребенком с НИ специалист решает три главные задачи: формирует правильное произношение, развивает связную речь, помогает усвоить грамматические и лексические связи. Исходя из этого, содержание логопедической программы состоит из следующих направлений:

  • Освоение лексических и грамматических связей. Цель занятий — сформировать достаточный словарный запас ребенка.
  • Формирование грамматического строя речи. Цель занятий — обучить словоизменению и словообразованию, формированию предложений (в первую очередь простых), развить общее понимание речи.
  • Формирование звуковой стороны речи. Цель занятий — развить восприятие звуков, научить произносить их четко и внятно, развить навык произнесения слов разной звуко-слоговой структуры.
  • Развитие связной речи. Цель занятий — обучить ребенка самостоятельно разговаривать: вести беседу, пересказывать историю и пр.

В АНО «НИИДПО» есть возможность обучиться оказанию ► профессиональной логопедической помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Практикующие специалисты рассказывают как проводить диагностику, формировать коррекционно-логопедическую программу, планировать и проводить занятия, консультировать родителей и законных представителей детей с НИ, добиваться прогресса в коррекционном процессе. Программа содержит проверенные материалы, приемы и методики, которые впоследствии,можно использовать в работе с детьми.

Приходите учиться к нам!

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
100% дистанционный формат
100% дистанционный формат
Подробнее
Учебные материалы доступны 24/7 в приложении на смартфоне и личном кабинете на компьютере.
Помощь в процессе обучения
Помощь в процессе обучения
Подробнее
Более 170+ экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает контакт-центр.
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн-вебинары с экспертами каждый месяц. Вебинары в записи по тематике программы и другим направлениям.
Материалы программы доступны бессрочно
Материалы программы доступны бессрочно
Подробнее
В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
Скидки на обучение
Скидки на обучение
Подробнее
Скидка 5% на повторное обучение, возможность вернуть до 13%, оформив налоговый вычет. Рассрочка 0% на программы профессиональной переподготовки.
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Подробнее
На период обучения доступ к 130000+ книг и 16000+ дисциплин, энциклопедиям и книжным коллекциям электронной библиотеки biblioclub.ru.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.