Актуальность обучения логопедии для работы с детьми, у которых есть интеллектуальные нарушения, имеет ряд причин, среди которых дефицит специалистов в этой области, вдобавок, логопедам предоставляется довольно продолжительный отпуск - 56 дней, а также различные надбавки к зарплате, бонусы и льготы. Также логопед может заниматься частной практикой. Кроме всего прочего, работать логопедом - значит помогать детям с нарушениями интеллекта (НИ) освоить речь, дать им шанс на успешную социализацию.
В АНО «НИИДПО» приходят учиться не только логопеды и дефектологи, но также родители детей, имеющих НИ. В таких случаях уровень образования и подготовка не имеют значения — специалисты сделают всё возможное, чтобы обучить приемам, методам и техникам для помощи ребенку.
Содержание статьи:
- Необходимая теория: что логопеду нужно знать об интеллектуальных нарушениях?
- Специфика работы логопедов с детьми с умственной отсталостью
- Работа с детьми с умственной отсталостью: содержание программы логопеда
Программы по теме:
Необходимая теория: что логопеду нужно знать об интеллектуальных нарушениях?
Для умственной отсталости (УО, НИ, олигофрении) характерны нарушения познавательной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер психики, которые приводят к социальной дезадаптации. Патология возникает у детей до 3 лет — психика в этом возрасте должна активно развиваться, но у ребенка с НИ это развитие значительно замедляется или останавливается полностью. Причины могут быть разные, в том числе инфекции, интоксикация, недоношенность, гипоксия, травма, хромосомная патология, фенилкетонурия, гипертериоз, гипотериоз.
Специалисту в сфере логопедии еще до диагностики речевых нарушений важно знать диагноз ребенка, полезно учесть рекомендации дефектолога (олигофренопедагога), психолога, врача.
В Международной классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) выделяется 4 степени тяжести олигофрении:
Рубрика (МКБ-10) | Степень умственной отсталости (МКБ-10) | Устаревшее обозначение (МКБ-9 и ранее) | Коэффициент интеллекта | |
Лёгкая | 50—69 | 9—12 лет | ||
Умеренная | Нерезко выраженная имбецильность | 35—49 | 6—9 лет | |
Тяжёлая | Выраженная имбецильность | 20—34 | 3—6 лет | |
Глубокая | до 20 | до 3 лет |
В практике иногда встречается классификация Э Крепелина, согласно которой умственные нарушения делятся на три категории:
- Дебильность (F70 по МКБ-10). У детей с этим диагнозом сравнительно большой словарный запас и неплохая память, они обучаемы, поэтому могут окончить школу и даже училище. Характерные трудности: слабый самоконтроль и абстрактное мышление, безынициативность, несамостоятельность, внушаемость.
- Имбецильность (F71-72 по МКБ-10). Характерные трудности: низкий словарный запас, сложности в освоении грамматики, слабая обучаемость. Дети с таким диагнозом с трудом осваивают бытовые навыки и нуждаются в постоянном уходе.
- Идиотия (F73 по МКБ-10).В тяжёлой форме характеризуется почти полным отсутствием речи и мышления. Осмысленная деятельность, в том числе самообслуживание, недоступны. Такие люди, как правило, всю жизнь находятся под постоянным присмотром и опекой.
Специфика работы логопедов с детьми с умственной отсталостью
Интеллектуальные нарушения напрямую связаны с недоразвитием познавательной деятельности. Именно поэтому в работе логопеда с ребенком с НИ важен акцент на формировании способности к анализу, сравнению, синтезу, обобщению, абстрагированию. Например, специалист помогает ребенку различать фонетически близкие звуки, сравнивая их звучание и артикуляцию. При этом очень важно на каждом занятии работать с речевой системой в целом, а не с отдельными ее частями.
Необходимо:
- По максимуму использовать наглядные материалы.
- Стимулировать интерес ребенка к занятиям.
- Вести занятия в спокойном темпе, часто менять вид деятельности и дозировать нагрузку — дети с НИ быстро устают и теряют концентрацию.
- Учитывать индивидуальные особенности ребенка: работоспособность, уровень развития речи, симптоматику и пр.
- Использовать упражнения для общей и мелкой моторикирук и логопедическую ритмику. Это стимулирует моторное развитие — в том числе улучшает артикуляционную моторику
- Уделять максимум внимания закреплению речевых навыков, в противном случае дети с НИ быстро их забудут. Упражнения нужно часто повторять, понемногу добавляя новые элементы.
- Объяснить педагогам и родителям/законным представителям ребенка, что освоенные речевые навыки нужно постоянно закреплять в разных жизненных ситуациях (пересказ истории, общение по телефону и пр.), иначе ребенок их утратит.
- Работать совместно с психологами, дефектологами, врачами. Приемы и методы логопедии позволяют корректировать речевые нарушения у детей с НИ только на благоприятном фоне. Если ребенок болен, не может справиться с психическими нарушениями, не способен к самоконтролю, логопедическая работа не будет успешной и эффективной.
Речевые нарушения у детей с НИ весьмастойкие, новые навыки формируются медленно, а утрачиваются быстро. Нужно быть готовым к длительной работе. Специалисты и родители должны понимать, что быстрого прогресса не будет — завышенные ожидания и излишнее давление на ребенка только помешают работе.
Программа по теме:
- Уделять максимум внимания закреплению речевых навыков, в противном случае дети с интеллектуальными нарушениями быстро их забудут. Упражнения нужно часто повторять, понемногу добавляя новые элементы.
- Объяснить педагогам и родителям / законным представителям ребенка, что освоенные речевые навыки нужно постоянно закреплять в разных жизненных ситуациях (пересказ истории, общение по телефону и пр.), иначе ребенок их утратит.
- Работать совместно с психологами, дефектологами, врачами. Приемы и методы логопедии позволяют корректировать речевые нарушения у детей с УО только на благоприятном фоне. Если ребенок болен, не может справиться с психическими нарушениями, не способен к самоконтролю, логопедическая работа вряд ли будет успешной.
Речевые нарушения у детей с умственной отсталостью очень стойкие, новые навыки формируются медленно и утрачиваются быстро. Вы должны быть готовы к долгой работе. Обязательно объясните родителям или законным представителям, что быстрого прогресса не будет — завышенные ожидания и излишнее давление на ребенка только помешают вашей работе.
Работа с детьми с умственной отсталостью: содержание программы логопеда
При работе с ребенком с НИ специалист решает три главные задачи: формирует правильное произношение, развивает связную речь, помогает усвоить грамматические и лексические связи. Исходя из этого, содержание логопедической программы состоит из следующих направлений:
- Освоение лексических и грамматических связей. Цель занятий — сформировать достаточный словарный запас ребенка.
- Формирование грамматического строя речи. Цель занятий — обучить словоизменению и словообразованию, формированию предложений (в первую очередь простых), развить общее понимание речи.
- Формирование звуковой стороны речи. Цель занятий — развить восприятие звуков, научить произносить их четко и внятно, развить навык произнесения слов разной звуко-слоговой структуры.
- Развитие связной речи. Цель занятий — обучить ребенка самостоятельно разговаривать: вести беседу, пересказывать историю и пр.
В АНО «НИИДПО» есть возможность обучиться оказанию профессиональной логопедической помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Практикующие специалисты рассказывают как проводить диагностику, формировать коррекционно-логопедическую программу, планировать и проводить занятия, консультировать родителей и законных представителей детей с НИ, добиваться прогресса в коррекционном процессе. Программа содержит проверенные материалы, приемы и методики, которые впоследствии,можно использовать в работе с детьми.
Приходите учиться к нам!