В этой статье расскажем подробнее о таком направлении в психотерапии, как арт-терапия, в основе которого лежит применение искусства и творчества. Во время сессии клиент выражает свои чувства и мысли в визуальной форме — с помощью различных изобразительных материалов и через создание визуальных образов. В арт-терапии используется «терапия через творчество»: фокус внимания на самовыражение и взаимодействие с материалами в течении всей сессии, а не только на конечный продукт. Такой подход позволяет мягко соприкоснуться с бессознательным и способствует более глубокому осознанию себя и своих переживаний.
Существует множество направлений арт-терапии — от классических до современных экспериментальных методик. Ниже представлены традиционные виды арт-терапии и примеры практических упражнений, доказавших свою эффективность в работе с детьми и взрослыми.

Изотерапия
Изотерапия — рисование и использование различных художественных материалов. Это наиболее распространенный вид арт-терапии, который универсально подходит детям и взрослым и при работе с большим количеством запросов.
Примеры техник
Возрастная группа | Название | Краткое описание | Психологический эффект |
|---|---|---|---|
Дети | «Что меня пугает» | Психолог спрашивает ребенка о страхе и предлагает его нарисовать. Рисуя, ребенок учится ощущать контроль над своим страхом и воспринимать его со стороны, как что-то видимое и возможное для изменений. Совместно с психологом или взрослым, ребенок вносит дополнения в рисунок до тех пор, пока он не станет безопасным, а возможно даже и смешным. | Помогает снять тревожность, символически растворить страх, выявить инструменты для преодоления. |
«По сырому» | Работа с красками по влажной поверхности. Можно рисовать небо, море и абстракции, растушевывая цвета кистью или ватным тампоном. | Успокаивает, снимает напряжение, учит контакту с своими чувствами, развивает воображение. | |
«Каракули» | Свободное рисование без каких-либо предварительных ожиданий или ограничений: линии, круги, каракули. Затем ребенка просят найти в них образы — можно выделить яркой линией или раскрасить, придумать рассказ. | Раскрывает внутренние чувства и переживания, учит фокусу внимания, развивает воображение и мелкую моторику рук. | |
Взрослые | «Моя жизнь как…» | Работа через образ, метафору: представьте и нарисуйте Вашу жизнь как реку (дорогу, гору, сказочную страну). Что откликается Вам в этом рисунке? Как это связано с Вашей ситуацией? Что хочется изменить? Что дает силы? | Осознание текущего состояния и желаемого будущего, наличия внутренних ресурсов и возможностей для изменений. |
«Каракули Д. Винникотта» | Можно использовать в групповой терапии и терапии пар. Каждый участник рисует линии, обменивается листами и дорисовывает образ за другого. После обсуждают ассоциации и чувства. | Улучшает взаимопонимание, способствует эмоциональной близости, помогает разрешить конфликты. |
Такие техники работают благодаря тому, что человек переносит внутренние переживания на символический уровень. Это снижает внутреннее напряжение, помогает осознать подавленные эмоции и мягко их трансформировать.
Музыкотерапия
Научные данные подтверждают: музыка способна напрямую воздействовать на мозг через частоту звуковых волн и ритм. При этом человек реагирует на нее на двух уровнях — распознавания и переживания эмоций.
Например, слушая композицию с агрессивным звучанием, человек может понять, что в ней выражена злость или напряжение, но сам при этом не обязательно испытывает эти чувства.
Музыкальные ритмы и тембр влияют не только на настроение, но и на физиологические процессы. Спокойные мелодии помогают замедлить сердцебиение, нормализовать дыхание и стабилизировать давление. Резкие, визгливые или чрезмерно быстрые звуки, наоборот, могут усиливать тревогу и вызывать внутреннее беспокойство.
Одним из наиболее известных научно подтвержденных явлений является «эффект Моцарта» — прослушивание произведений великого композитора улучшает концентрацию, память и общее самочувствие.
Арт-терапевт и практический психолог с нуля
Научитесь психологическому консультированию, освойте базовые техники арт-терапии и получите диплом с двумя квалификациями за 15 месяцев
- удобный онлайн-формат
- диплом о профпереподготовке
- преподают — опытные эксперты
Форматы работы с музыкой
Существуют различные виды музыкотерапии:
- Релаксационная — использование спокойной музыки для снятия напряжения и стресса.
- Импровизационная — свободное выражение эмоций через музыку без заранее заданной структуры.
- Аналитическая — анализ влияния на эмоции и осознания на основе прослушивания музыкальных произведений.
- Интегративная — сочетает музыку с другими видами искусства или методами коррекции.
Сеанс музыкотерапии может проходить по-разному. Основные формы работы делятся на три вида:
- Рецептивный — клиент просто слушает специально подобранную музыку.
- Активный — участник играет на музыкальном инструменте или использует голос.
- Двигательный — во время звучания мелодии выполняются телесные или дыхательные практики.
Примеры техник:
В детской музыкотерапии часто применяется техника «Волны». Под специально подобранную мелодию ребенку предлагают представить себя морем — двигаться плавно, как вода, перекатываться, «дышать» в ритме звука.
Такое занятие помогает снять эмоциональное напряжение, активизирует воображение и стимулирует работу мозга. После завершения упражнения психолог обсуждает с ребенком ощущения и образы, которые возникли во время процесса.
Танцевально-двигательная терапия
Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) — направление в арт-терапии, которое использует связь тела и психики. Танец и движение помогают лучше понимать себя и свое тело, выражать и проживать экологично свои эмоции, отпускать телесные зажимы, снимать физическое и психоэмоциональное напряжение. ТДТ учит находить внутреннее равновесие между телом, эмоциями и действиями.
Через движение можно запустить процесс трансформации. Исследования подтверждают: двигательная терапия эффективна при различных психологических и поведенческих нарушениях. Она помогает людям с эмоциональной нестабильностью, депрессивными состояниями и низкой самооценкой, способствует развитию эмпатии и адаптации в обществе.
Пример техники, направленной на снятие мышечных зажимов и развитие эмоциональной выразительности тела:
Танец «Пяти ритмов» Г. Рот состоит из 5 последовательных ритмов из музыкальных композиций.
1-й ритм «Поток» — течение воды. Музыка спокойная, плавная. Движения «женской» энергии, мягкие, текучие, переходящие одно в другое, грация и гармония. Учит мягкости, гибкости, доверию.
2-й ритм «Стаккато» — переход. Музыка энергичная, ритм барабанов. Движения «мужской» энергии, сильные, четкие, порывистые, законченные. Учит концентрации и уверенности.
3-й ритм «Хаос» — изменения. Музыка хаотичная, без структуры. Движения – слом и поиск новой формы для творческого воплощения, неконтролируемые. Учит выходить из стереотипов, не бояться изменений и творчески идти в новое.
4-й ритм «Лирика» — полет бабочки. Музыка лирическая. Движения плавные, легкие, передающие воздушность и свободу. Учит легкости, отпусканию, наполнению жизнью, светом, любовью.
5-й ритм «Покой» — тишина. Музыка релаксирующая или звуки природы. Движений нет, просто слушайте свое дыхание и внутренние ощущения. Учит созерцанию и умиротворению.
После завершения практики уделите время рефлексии: какие этапы дались легко, а где было напряжение? Какие эмоции вызвало каждое движение? Такое осознание помогает глубже понять связь между телом и чувствами.
Песочная терапия
Песочная терапия — творческий способ самопознания, в рамках которого клиент с помощью песка и миниатюрных фигурок выражает внутренние чувства и переживания. Метод универсален, но особенно хорошо проявляет себя при работе с детьми.
Главная сила песочной терапии в том, что она воздействует на самые глубокие уровни психики — те, которые формируются еще до появления речи. Психологи отмечают: в раннем возрасте травматический опыт сохраняется не в виде словесных воспоминаний, а в виде неосознанных образов и телесных ощущений. Поэтому работа с песком, через символы и метафоры, через тактильный контакт с материалом помогает мягко и бережно работать с детскими и травмирующими ситуациями.
Во время сеанса клиент размещает в песочнице образ своей ситуации, запроса, используя различные фигурки (людей, животных, предметов, природы). Из них складывается своеобразная «живая картина» его внутреннего мира, в которую он может вносить изменения, дополнения. Психолог не вмешивается в процесс, только помогает осознать смысл созданной композиции: почему была выбрана именно эта фигурка, какие чувства вызывает сцена, как можно изменить сюжет, чтобы найти новое решение.
У детей песочная терапия часто сочетается с рисованием песком. Эти занятия развивают восприятие, мелкую моторику, сенсорику, концентрацию, воображение. Помогают выражать свои чувства через творчество, что особенно ценно при проблемах с речью, тревожностью, закрытостью.
Песочная терапия за 1,5 месяца
Изучите новый метод работы и начните помогать людям через творчество, самопознание и игру с песком
Драматерапия (театротерапия)
Драматерапия — это метод психологической работы, основанный на использовании элементов театральной игры. Его применяют в индивидуальной и в групповой работе с детьми и взрослыми.
Во время занятий участники разыгрывают сцены, отражающие жизненные ситуации — семейную ссору, напряжение в коллективе или глубокие переживания поиска смыслов и ценностных ориентаций. Погружаясь в разные роли, человек получает возможность осознать и выразить подавленные эмоции, взглянуть на трудности под другим углом и найти новые модели поведения.
Одно из известных упражнений — «Живая скульптура». Участнику предлагают изобразить скульптуру, которая символизирует его внутреннее состояние. Важно передать чувства через положение тела и выражение лица. В. Сатир использовала его в семейной системной терапии. Скульптуры и их расположение в пространстве показывали роли и отношения между членами семьи, помогали проиграть, прожить свои эмоции, увидеть взаимосвязи, наладить коммуникации. Такая форма работы полезна при посттравматических стрессовых расстройствах, межличностных конфликтах и кризисах. Ее также используют в терапии зависимостей — алкогольной, игровой, наркотической. Практика помогает восстановить контакт с телом, осознать свои реакции и прожить сложные эмоции в безопасном пространстве.
Куклотерапия
Куклотерапия — направление, где основным инструментом становятся куклы: пальчиковые, марионетки, варежковые и другие.
Главный принцип метода — проекция своих переживаний через образ игрушки. Например, клиент рассказывает о своих чувствах не напрямую, а от ее имени куклы «Мишка плачет, когда мама его ругает». Такое дистанцирование помогает в игровой форме, бережно, рассказать, воссоздать и перепрожить травмирующую ситуацию.
Через образ куклы клиент учится исследовать и лучше понимать свои эмоции и принимать их как часть себя, разрешать конфликты, улучшать адаптацию, развивать навыки коммуникации.
Несмотря на простоту и доступность это глубокая форма терапии. Метод эффективен при работе с темами тревожности, страхами, самооценки, трудностей взаимоотношений с окружающими.
Одно из самых известных упражнений в этом направлении — «Кукла, похожая на меня». Оно помогает выявить внутренние противоречия, познакомиться с разными частями своей личности и восстановить чувство целостности.
Клиенту предлагают выбрать куклу, которая кажется похожей на него, или создать ее самостоятельно. Затем обсуждают, чем именно эта кукла отражает человека: внешностью, характером, поведением.
Иногда выбирают две куклы — одну с чертами, которые человек принимает в себе, и другую — с теми, что отвергает. После обсуждения участник анализирует, как эти стороны проявляются в жизни, и пробует «подружить» кукол — тем самым объединяя разные аспекты своего «Я». Это упражнение мягко учит самопринятию и внутреннему диалогу.
Фототерапия
Фототерапия — один из методов арт-терапии, в котором фотографии используются как средство для исследования личности, выражения эмоций, решения психологических проблем, развития и гармонизации.
Работа с фотографией помогает взглянуть на себя и на ситуацию со стороны, прожить сложные чувства и переосмыслить значимые события.
Примеры упражнений по фототерапии:
- Анализ личных фотографий, связанные с важными событиями в жизни.
- Анализ предложенных психологом фотографий, на тему значимую для клиента.
- Создание истории на основе личных или предложенных фотографий.
- Создание новых фотографий на заданную психологом тему.
- Созидание на основе фотографий — дополнение деталей, трансформация в желаемые образы.
- Творчество- создание арт-объекта, коллажа (например, карта желаний).
- Работа с метафорическими образами для исследования скрытых эмоций и переживаний (например, МАК-портреты).
Так, например, человек может пересоздать с помощью фото один из важных, но травмирующих дней своей жизни — день расставания, утраты или конфликта — и в процессе работы выразить чувства, которые раньше оставались непрожитыми. Фототерапия помогает не просто вспомнить события, а переработать их, обрести эмоциональное равновесие и принять свой опыт.
Игровая терапия
Игровая терапия основана на использовании игры как основного инструмента для исследования, самовыражения, решения психологических проблем, развития коммуникативных навыков. Через игру человек, особенно ребенок, может безопасно прожить трудные ситуации, выразить чувства, которые сложно сформулировать словами, и найти новые способы поведения.
Такой подход применяется в профилактической, коррекционной и реабилитационной работе, помогает преодолеть тревожность, страхи, последствия кризисов, а также используется для развития эмоционального интеллекта и социальных навыков.
Пример игры — «Волшебные очки». Нужны любые солнцезащитные очки. Ведущий предлагает участникам представить, что очки обладают волшебным свойством: их линзы позволяют видеть только хорошие стороны людей. Каждый по очереди надевает очки и рассказывает, что позитивного он заметил в окружающих. Это простое упражнение помогает изменить восприятие, развить эмпатию, наладить контакт между участниками и уменьшить уровень конфликтности в группе.
Игра — естественный способ самовыражения ребенка, поэтому именно она становится главным «языком» в детской терапии. Однако игровые методы часто применяются и со взрослыми — например, в работе с тревожностью, выгоранием и сложностями в коммуникации.
Вопросы, которые часто задают по арт-терапии
1. Нужно ли уметь рисовать, чтобы заниматься арт-терапией?
Нет. Арт-терапия не требует художественных навыков — важны не качество рисунка, а эмоции и образы, которые выражаются в процессе.
2. Как понять, какое направление арт-терапии мне подходит?
Ориентируйтесь на то, что вам ближе: рисунок, движение, музыка, песок, фотографии или игра. Если сложно выбрать, то психолог предложит метод в зависимости от запроса и ваших особенностей.
3. Можно ли с помощью арт-терапии снизить тревожность?
Да. Творческие методы помогают безопасно выражать эмоции, снижать внутреннее напряжение и прорабатывать скрытые переживания.
4. Как быстро проявляется эффект от арт-терапии?
Иногда заметные изменения появляются после 1–2 занятий, но устойчивый результат формируется постепенно — по мере регулярной работы.
5. Можно ли заниматься арт-терапией взрослым или это метод только для детей?
Метод уникален — он подходит всем возрастам. Для детей он особенно естественен, но со взрослыми арт-терапия работает не менее эффективно Арт-терапия направлена на работу с бессознательным, с вытесненными чувствами, поэтому с помощью творчества возможно бережно и последовательно работать с травмами, депрессиями, кризисами.
6. Можно ли проработать травматичный опыт через творчество?
Да. Методы вроде песочной терапии, фототерапии или драматерапии позволяют мягко обращаться к глубоким переживаниям и перерабатывать травматические события в безопасной форме.
7. Как часто нужно заниматься арт-терапией?
Оптимально — раз в неделю. Но лёгкие упражнения можно использовать самостоятельно каждый день для эмоциональной разгрузки.
Арт-терапия — это способ услышать себя, выразить то, что невозможно передать словами, и запустить внутренние процессы исцеления. Как отмечает психолог А. И. Копытин, методы арт-терапии эффективны при коррекции невротических состояний, зависимого поведения и нарушений личности. Но не только клинические случаи делают ее важной — в консультировании арт-терапия помогает справиться с тревогой, выгоранием, неуверенностью, страхами, внутренними противоречиями.
Специалист не оценивает рисунок и талант, а помогает через символы и образы заглянуть в подсознание — туда, где рождаются чувства, воспоминания и смыслы. Этот путь может проходить через живопись, музыку, движение, песок или театр — в каждом случае человек открывает что-то новое о себе.
Если вам близка психология — для личного развития или как будущая профессия — приглашаем вас на наши курсы. Узнать подробности и записаться на программы можно на сайте.
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных


