Сказкотерапия — это метод психологической помощи, появившийся в 60-х годах XX века. Дословно переводится как «лечение сказкой», но речь идет не о медицине. Психолог Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, активно развивающая метод сказкотерапии в России, отмечает: «предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души человека» (источник: Школьный психолог, 2001). В сказке все должно быть все легко и прекрасно. Этот аспект поддерживают и в сказкотерапии — клиенту важно знать, что сказки бывают. Это помогает ему поверить в справедливость мира.
Сегодня метод успешно используют в психотерапии детей и взрослых, корпоративных тренингах, обучении и воспитании. В статье разбираем методику сказкотерапии, ее эффективность, функции и возможности применения сказок.
Содержание статьи:
- История метода
- Эффективность сказкотерапии
- Механизм воздействия сказок
- Функции сказок
- Сферы применения сказкотерапии
- Специфика применения для детей и взрослых
История метода
Сказкотерапия и сказки существовали с древности и первоначально были способом передачи жизненного опыта, ценностей и традиций. Только в ХХ веке терапия сказками приобрела научное обоснование и заняла свое место среди психотерапевтических направлений.
Основные этапы развития сказкотерапии:
- Зачатки научного подхода (XIX – начало XX века). Юнг развил идею архетипов и коллективного бессознательного, объясняя повторяемость сюжетов в мифах разных народов.
- Формирование терапевтической концепции (середина XX века). Бруно Беттельгейм (1940–1950-е) доказал, что сказки помогают детям справляться со страхами. Эрик Берн (1950-е) связал сказки с жизненными сценариями в транзактном анализе. Милтон Эриксон (1970-е) использовал метафорические истории в гипнотерапии.
- Оформление сказкотерапии как метода (1980–1990-е). В России его развивали Владимир Пропп (анализ структуры сказок) и Татьяна Зинкевич-Евстигнеева — автор школы русской сказкотерапии.
- Современный этап (2000-е – настоящее время). Метод интегрируется с КПТ, психодрамой и другими направлениями, формируются международные школы.
В АНО ДПО «НИИДПО» можно за 1,5 месяца освоить метод сказкотерапии.
Эффективность сказкотерапии для взрослых и детей
Исследований об эффективности метода сказкотерапии много, мы рассмотрим несколько для примера.
Сказкотерапия как метод развития речи показала положительные результаты при работе с дошкольниками, имеющими задержку речевого развития. Метод особенно эффективен в сочетании с ранней диагностикой (источник: Early Childhood Care and Education, 2018).
Например, этот метод можно применить, если есть трудности с психодиагностикой проблем неразговорчивого ребенка, который старается драться именно с сильными мальчиками из своей группы детского сада. Для этого можно предложить этому ребенку-дошкольнику 4 лет нарисовать сказку «Теремок». Далее спросить, на кого из его группы похожи персонажи этой сказки. Пусть он укажет, кто из персонажей он сам. Мальчик может указать, что он медведь и сел на теремок, в котором живут малоприятные ему ребята. Становится понятным, почему он на них нападает и дерется. Здесь срабатывает механизм психологической защиты — компенсация
Колиниченко Ирина Александровна
Использование сказкотерапии для коррекции задержки психического развития помогает развивать логику и память, учит последовательности действий. При РАС улучшает коммуникативные навыки, помогает выражать эмоции.
Для примера рассмотрим случай, когда по результатам психодиагностики у 7-летнего ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) психическое развитие на уровне 4 лет, отмечается задержка психического развития. Чтобы развивать ребенка, нужно читать ему сказки, понятные ребенку 4 лет, а не 7. Обязательно учитывать, сколько времени он сможет удержать внимание на объекте — как долго способен слушать сказку сосредоточенно и не отвлекаясь. Ведь в 7 лет ребенок способен удерживать внимание больше 15–20 минут на одном предмете, а в 4 года выдержать такое время затруднительно. Тем более ребенку с РАС. Вначале родитель или психолог поймет, что больше 30 секунд ребенок не сможет сосредоточить и удержать внимание на тексте сказки. Постепенно, день за днем, читая или рассказывая истории, можно развить внимание как процесс, важный для развития ребенка с РАС
Колиниченко Ирина Александровна
При двигательных нарушениях хорошо работают инсценировки сказок и театрализованные игры — улучшают координацию движений (источник: International Journal of Professional Science, 2024).
Групповая сказкотерапия при расстройствах адаптации у взрослых с помощью обсуждения традиционных сказок снижает стресс, повышает уровень самопринятия, способствует личностному росту (источник: Psychol Well Being, 2014).
Сказкотерапия как метод психологической работы с травмами у взрослых помогает перепрожить травму и встроить ее в общий жизненный опыт так, чтобы она стала не источником страдания, а элементом личностного роста (источник: Trauma Institute & Child Trauma Institute).
Хотя некоторые психотерапевты против сказкотерапии и прямо говорят клиентам, что сказок не бывает, мы придерживаемся другого мнения. В сказке заключен огромный потенциал развития личности. Например, девочка-подросток должна верить в то, что мир прекрасен. Это помогает понимать, как много хорошего в ее окружении и что добро обязательно победит. Сказки о Золушке в различных вариациях очень популярны у взрослых зрителей, смотрящих сериалы и фильмы со счастливым концом
Колиниченко Ирина Александровна
Механизм воздействия сказок
Механизм сказкотерапии основывается на символическом восприятии информации. Бессознательно человек идентифицирует себя с персонажами, что помогает бережно и быстро проработать личные проблемы, даже неосознаваемые. Сказка обходит психологические защиты, снижает сопротивление изменениям и облегчает работу с трудными темами.
Чтобы вы могли лучше понять суть сказкотерапии, предлагаем прочитать небольшую историю:
Жил-был птенец, который боялся высоты. Он сидел в гнезде и мечтал о полете, но крылья казались ему слишком слабыми.
Однажды к птенцу подлетел ветер и сказал: — Ты ведь не узнаешь, можешь ли летать, пока не расправишь крылья.
Птенец задумался. А затем глубоко вздохнул, расправил крылья и… прыгнул. Первые секунды были страшными, но ветер подхватил птенца и помог ему удержаться. Птенец понял: он всегда мог летать — просто раньше не верил в себя и ему не хватало поддержки.
Эта сказка метафорически показывает преодоление страха перемен. Птенец — символ человека, который сомневается в себе, боится сделать важный шаг. Гнездо — зона комфорта, которая кажется безопасной, но удерживает от роста. Ветер — обстоятельства, поддержка, интуиция или наставник, который помогает решиться. Полет — обретение уверенности, раскрытие потенциала, осознание своих возможностей. Главная идея сказки: мы часто недооцениваем свои силы, пока не попробуем. Для перемен достаточно найти поддержку и сделать первый шаг.
Функции сказок
Функция сказки | Описание воздействия сказки |
Психодиагностическая | Помогает выявить скрытые страхи, внутренние конфликты и подавленные переживания |
Психокоррекционная | Помогает мягко скорректировать деструктивные установки, освоить новые модели поведения и изменить восприятие трудной ситуации |
Обучающая | Транслирует жизненные ценности, социальные нормы и принципы взаимодействия, формируя полезные навыки и установки |
Терапевтическая | Помогает прорабатывать эмоциональные травмы, страхи, тревожные состояния и другие проблемы |
Ресурсная | Дает возможность проанализировать свои ресурсы и показывает способы решения проблемы, поддерживает, наполняет силой |
Моделирующая | Демонстрирует возможные стратегии поведения, показывая примеры выхода из сложных ситуаций и преодоления трудностей |
Катартическая | Помогает высвободить эмоции и гармонизировать состояние |
Коммуникативная | Помогает развивать социальные навыки, улучшает взаимодействие в паре и в других отношениях, помогает установить доверительный контакт |
Сферы применения сказкотерапии
Современная психологическая сказкотерапия работает не только со сказками, но и со следующими литературными жанрами:
- притчи,
- басни,
- легенды,
- былины,
- саги,
- мифы,
- анекдоты.
Методы коррекции и другой работы в сказкотерапии:
- прочтение (прослушивание) и анализ существующих историй;
- сочинение новых историй — с нуля или по картинкам;
- переписывание и дополнение известных сюжетов.
Метод могут использовать в работе учителя, воспитатели, дефектологи, социальные работники, психологи разных направлений. Сказкотерапия активно используется в тренингах для сплочения коллективов, разрешения конфликтов, формирования конкретных качеств и навыков.
В повседневной жизни многие люди используют волшебство сказкотерапии, даже если не догадываются об этом: объединяются в книжные клубы и обсуждают метафорические истории, подбадривают друг друга анекдотами, рассказывают сказки детям. Метод потому и эффективен, что на бессознательном уровне близок и понятен каждому человеку.
Специфика применения сказкотерапии для детей и взрослых
Особенности сказкотерапии для дошкольников (3–6 лет):
- Простые сюжеты с яркими персонажами.
- Элемент игры, например, проигрывание сказки с куклами или рисунками.
- Акцент на развитии эмоционального интеллекта, снижении тревожности, адаптации к новым условиям (детский сад, появление брата / сестры и т. д.).
Детская сказкотерапия для младших школьников (7–10 лет):
- Дидактические сказки для освоения социальных навыков и регуляции поведения.
- Интерактивные элементы — обсуждение сказок, их переписывание, создание альтернативных финалов.
- Фокус на развитии моральных ориентиров и уверенности в себе.
Подростки (11–17 лет):
- Сюжеты с глубокими смыслами и психологическими метафорами.
- Анализ сказочных сюжетов, создание своих историй, написание терапевтических дневников.
- Фокус на работе с кризисами взросления, самооценкой, эмоциональными травмами.
Взрослые:
- Глубокая работа через сказки-метафоры, помогающие осознать внутренние конфликты.
- Активное применение техники анализа архетипов, мифологический подход.
- Акцент на личностном росте, работе с травмами детства, поиском смысла жизни, развитии отдельных навыков (публичные выступления, переговоры, самопрезентация и т. д.)
Сказкотерапия гибко адаптируется под возраст и потребности человека, помогая мягко работать с эмоциями и внутренними переживаниями. Метод можно использовать и в семейной терапии, прорабатывая конфликты и кризисы в семье.
- Этапы развития речи у детей по возрастам: особенности, чем могут помочь родители и психолог
- Задержка речевого развития у детей: причины, признаки и виды
- Социальная дезадаптация ребенка: психологические аспекты, признаки, причины и коррекция
- Профессия «сказкотерапевт»: чем занимается специалист, как им стать и сколько можно зарабатывать