Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 707-52-87 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Сказкотерапия: что это и как применять в работе с детьми и взрослыми

Сказкотерапия: что это и как применять в работе с детьми и взрослыми

Сказкотерапия — это метод психологической помощи, появившийся в 60-х годах XX века. Дословно переводится как «лечение сказкой», но речь идет не о медицине. Психолог Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, активно развивающая метод сказкотерапии в России, отмечает: «предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души человека» (источник: Школьный психолог, 2001). В сказке все должно быть все легко и прекрасно. Этот аспект поддерживают и в сказкотерапии — клиенту важно знать, что сказки бывают. Это помогает ему поверить в справедливость мира.

Сегодня метод успешно используют в психотерапии детей и взрослых, корпоративных тренингах, обучении и воспитании. В статье разбираем методику сказкотерапии, ее эффективность, функции и возможности применения сказок.

Содержание статьи:

История метода

Сказкотерапия и сказки существовали с древности и первоначально были способом передачи жизненного опыта, ценностей и традиций. Только в ХХ веке терапия сказками приобрела научное обоснование и заняла свое место среди психотерапевтических направлений.

Основные этапы развития сказкотерапии:

  1. Зачатки научного подхода (XIX – начало XX века). Юнг развил идею архетипов и коллективного бессознательного, объясняя повторяемость сюжетов в мифах разных народов.
  2. Формирование терапевтической концепции (середина XX века). Бруно Беттельгейм (1940–1950-е) доказал, что сказки помогают детям справляться со страхами. Эрик Берн (1950-е) связал сказки с жизненными сценариями в транзактном анализе. Милтон Эриксон (1970-е) использовал метафорические истории в гипнотерапии.
  3. Оформление сказкотерапии как метода (1980–1990-е). В России его развивали Владимир Пропп (анализ структуры сказок) и Татьяна Зинкевич-Евстигнеева — автор школы русской сказкотерапии.
  4. Современный этап (2000-е – настоящее время). Метод интегрируется с КПТ, психодрамой и другими направлениями, формируются международные школы.

В АНО ДПО «НИИДПО» можно за 1,5 месяца освоить метод сказкотерапии.

Сказкотерапия в тренинговой работе. Технологии составления сказочных сюжетов и сочинения сказок
108 часов / 1.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
15 400 руб
11 400 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Эффективность сказкотерапии для взрослых и детей

Исследований об эффективности метода сказкотерапии много, мы рассмотрим несколько для примера.

Сказкотерапия как метод развития речи показала положительные результаты при работе с дошкольниками, имеющими задержку речевого развития. Метод особенно эффективен в сочетании с ранней диагностикой (источник: Early Childhood Care and Education, 2018).

Например, этот метод можно применить, если есть трудности с психодиагностикой проблем неразговорчивого ребенка, который старается драться именно с сильными мальчиками из своей группы детского сада. Для этого можно предложить этому ребенку-дошкольнику 4 лет нарисовать сказку «Теремок». Далее спросить, на кого из его группы похожи персонажи этой сказки. Пусть он укажет, кто из персонажей он сам. Мальчик может указать, что он медведь и сел на теремок, в котором живут малоприятные ему ребята. Становится понятным, почему он на них нападает и дерется. Здесь срабатывает механизм психологической защиты — компенсация 

Колиниченко Ирина Александровна

 

Использование сказкотерапии для коррекции задержки психического развития помогает развивать логику и память, учит последовательности действий. При РАС улучшает коммуникативные навыки, помогает выражать эмоции.

Для примера рассмотрим случай, когда по результатам психодиагностики у 7-летнего ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) психическое развитие на уровне 4 лет, отмечается задержка психического развития. Чтобы развивать ребенка, нужно читать ему сказки, понятные ребенку 4 лет, а не 7. Обязательно учитывать, сколько времени он сможет удержать внимание на объекте — как долго способен слушать сказку сосредоточенно и не отвлекаясь. Ведь в 7 лет ребенок способен удерживать внимание больше 15–20 минут на одном предмете, а в 4 года выдержать такое время затруднительно. Тем более ребенку с РАС. Вначале родитель или психолог поймет, что больше 30 секунд ребенок не сможет сосредоточить и удержать внимание на тексте сказки. Постепенно, день за днем, читая или рассказывая истории, можно развить внимание как процесс, важный для развития ребенка с РАС 

Колиниченко Ирина Александровна

При двигательных нарушениях хорошо работают инсценировки сказок и театрализованные игры — улучшают координацию движений (источник: International Journal of Professional Science, 2024).

Групповая сказкотерапия при расстройствах адаптации у взрослых с помощью обсуждения традиционных сказок снижает стресс, повышает уровень самопринятия, способствует личностному росту (источник: Psychol Well Being, 2014).

Сказкотерапия как метод психологической работы с травмами у взрослых помогает перепрожить травму и встроить ее в общий жизненный опыт так, чтобы она стала не источником страдания, а элементом личностного роста (источник: Trauma Institute & Child Trauma Institute).

Хотя некоторые психотерапевты против сказкотерапии и прямо говорят клиентам, что сказок не бывает, мы придерживаемся другого мнения. В сказке заключен огромный потенциал развития личности. Например, девочка-подросток должна верить в то, что мир прекрасен. Это помогает понимать, как много хорошего в ее окружении и что добро обязательно победит. Сказки о Золушке в различных вариациях очень популярны у взрослых зрителей, смотрящих сериалы и фильмы со счастливым концом 

Колиниченко Ирина Александровна

Механизм воздействия сказок

Механизм сказкотерапии основывается на символическом восприятии информации. Бессознательно человек идентифицирует себя с персонажами, что помогает бережно и быстро проработать личные проблемы, даже неосознаваемые. Сказка обходит психологические защиты, снижает сопротивление изменениям и облегчает работу с трудными темами.

Чтобы вы могли лучше понять суть сказкотерапии, предлагаем прочитать небольшую историю:

Жил-был птенец, который боялся высоты. Он сидел в гнезде и мечтал о полете, но крылья казались ему слишком слабыми.

Однажды к птенцу подлетел ветер и сказал: — Ты ведь не узнаешь, можешь ли летать, пока не расправишь крылья.

Птенец задумался. А затем глубоко вздохнул, расправил крылья и… прыгнул. Первые секунды были страшными, но ветер подхватил птенца и помог ему удержаться. Птенец понял: он всегда мог летать — просто раньше не верил в себя и ему не хватало поддержки.

Эта сказка метафорически показывает преодоление страха перемен. Птенец — символ человека, который сомневается в себе, боится сделать важный шаг. Гнездо — зона комфорта, которая кажется безопасной, но удерживает от роста. Ветер — обстоятельства, поддержка, интуиция или наставник, который помогает решиться. Полет — обретение уверенности, раскрытие потенциала, осознание своих возможностей. Главная идея сказки: мы часто недооцениваем свои силы, пока не попробуем. Для перемен достаточно найти поддержку и сделать первый шаг.

Функции сказок

Функция сказки

Описание воздействия сказки

Психодиагностическая

Помогает выявить скрытые страхи, внутренние конфликты и подавленные переживания

Психокоррекционная

Помогает мягко скорректировать деструктивные установки, освоить новые модели поведения и изменить восприятие трудной ситуации

Обучающая

Транслирует жизненные ценности, социальные нормы и принципы взаимодействия, формируя полезные навыки и установки

Терапевтическая

Помогает прорабатывать эмоциональные травмы, страхи, тревожные состояния и другие проблемы

Ресурсная

Дает возможность проанализировать свои ресурсы и показывает способы решения проблемы, поддерживает, наполняет силой

Моделирующая

Демонстрирует возможные стратегии поведения, показывая примеры выхода из сложных ситуаций и преодоления трудностей

Катартическая

Помогает высвободить эмоции и гармонизировать состояние

Коммуникативная

Помогает развивать социальные навыки, улучшает взаимодействие в паре и в других отношениях, помогает установить доверительный контакт

Сферы применения сказкотерапии

Современная психологическая сказкотерапия работает не только со сказками, но и со следующими литературными жанрами:

  • притчи,
  • басни,
  • легенды,
  • былины,
  • саги,
  • мифы,
  • анекдоты.

Методы коррекции и другой работы в сказкотерапии:

  • прочтение (прослушивание) и анализ существующих историй;
  • сочинение новых историй — с нуля или по картинкам;
  • переписывание и дополнение известных сюжетов.

Метод могут использовать в работе учителя, воспитатели, дефектологи, социальные работники, психологи разных направлений. Сказкотерапия активно используется в тренингах для сплочения коллективов, разрешения конфликтов, формирования конкретных качеств и навыков.

В повседневной жизни многие люди используют волшебство сказкотерапии, даже если не догадываются об этом: объединяются в книжные клубы и обсуждают метафорические истории, подбадривают друг друга анекдотами, рассказывают сказки детям. Метод потому и эффективен, что на бессознательном уровне близок и понятен каждому человеку.

Сказкотерапия: что это и как применять в работе с детьми и взрослыми

Специфика применения сказкотерапии для детей и взрослых

Особенности сказкотерапии для дошкольников (3–6 лет):

  • Простые сюжеты с яркими персонажами.
  • Элемент игры, например, проигрывание сказки с куклами или рисунками.
  • Акцент на развитии эмоционального интеллекта, снижении тревожности, адаптации к новым условиям (детский сад, появление брата / сестры и т. д.).

Детская сказкотерапия для младших школьников (7–10 лет):

  • Дидактические сказки для освоения социальных навыков и регуляции поведения.
  • Интерактивные элементы — обсуждение сказок, их переписывание, создание альтернативных финалов.
  • Фокус на развитии моральных ориентиров и уверенности в себе.

Подростки (11–17 лет):

  • Сюжеты с глубокими смыслами и психологическими метафорами.
  • Анализ сказочных сюжетов, создание своих историй, написание терапевтических дневников.
  • Фокус на работе с кризисами взросления, самооценкой, эмоциональными травмами.

Взрослые:

  • Глубокая работа через сказки-метафоры, помогающие осознать внутренние конфликты.
  • Активное применение техники анализа архетипов, мифологический подход.
  • Акцент на личностном росте, работе с травмами детства, поиском смысла жизни, развитии отдельных навыков (публичные выступления, переговоры, самопрезентация и т. д.)

Сказкотерапия гибко адаптируется под возраст и потребности человека, помогая мягко работать с эмоциями и внутренними переживаниями. Метод можно использовать и в семейной терапии, прорабатывая конфликты и кризисы в семье.

 

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
100% дистанционный формат
100% дистанционный формат
Подробнее
Учебные материалы доступны 24/7 в приложении на смартфоне и личном кабинете на компьютере.
Помощь в процессе обучения
Помощь в процессе обучения
Подробнее
Более 170+ экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает контакт-центр.
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн-вебинары с экспертами каждый месяц. Вебинары в записи по тематике программы и другим направлениям.
Материалы программы доступны бессрочно
Материалы программы доступны бессрочно
Подробнее
В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения.
Скидки на обучение
Скидки на обучение
Подробнее
Скидка 5% на повторное обучение, возможность вернуть до 13%, оформив налоговый вычет. Рассрочка 0% на программы профессиональной переподготовки.
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Доступ к biblioclub.ru каждому Слушателю
Подробнее
На период обучения доступ к 130000+ книг и 16000+ дисциплин, энциклопедиям и книжным коллекциям электронной библиотеки biblioclub.ru.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.