Задержка психического развития (ЗПР) — это замедление темпа развития психики ребенка в целом или ее отдельных функций.
В статье рассказываем о возможных причинах задержки психического развития у ребенка, особенностях таких детей, а также о том, как происходит обучение и воспитание детей с ЗПР.
Содержание статьи:
- Причины ЗПР
- Особенности детей с задержками психического развития
- Коррекция ЗПР
- Воспитание детей с задержками психического развития
- Обучение детей с ЗПР
- Где выучиться на специалиста по работе с детьми с задержкой психического развития
Причины ЗПР
Задержка психического развития у детей может быть вызвана биологическими и социальными факторами.
К биологическим факторам относятся:
- Патологии беременности, родовые травмы, инфекции, гипоксия плода, недоношенность.
- Инфекционные, травматические и тяжелые соматические заболевания на ранних этапах развития ребенка.
- Употребление матерью ребенка алкоголя или наркотических средств во время беременности.
- Наследственность (по данным некоторых исследований, если в семье есть кто-то с ЗПР, то вероятность возникновения у ребенка этого нарушения выше).
Среди социальных факторов выделяют:
- Неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации.
- Длительная социальная депривация (например, при частых госпитализациях).
Особенности детей с задержками психического развития
Нарушения развития при ЗПР могут проявляться в различных областях — речевой, когнитивной, социальной и других. Особенности развития детей с ЗПР зависят от степени и характера задержки и могут проявляться следующим образом.
1. Когнитивные способности
Детям с задержкой развития может быть сложно учиться, они могут испытывать трудности при запоминании информации, концентрации внимания, установлении логических связей.
2. Речевое развитие
Задержка психического развития может отразиться на развитии речи. У детей с ЗПР:
- ограниченный словарный запас,
- нарушения звукопроизношения,
- проблемы с различением отдельных звуков на слух,
- сложности в построении предложений и связных высказываний,
- трудности с овладением письмом и чтением.
3. Социальные навыки
Многим детям с ЗПР сложно устанавливать и поддерживать контакты с окружающими. Они предпочитают общаться с детьми более младшего возраста, не умеют находить выход из конфликтных ситуаций со сверстниками.
4. Моторика
Для детей с ЗПР характерны двигательная разбалансированность, трудности с овладением навыками, требующими развитой мелкой моторики (письмо, игры с маленькими деталями) и крупной моторики (бег, прыжки).
5. Поведенческие особенности
Детям с ЗПР свойственна незрелость эмоционально-волевой сферы. Это проявляется в эмоциональной неустойчивости, низком уровне самоконтроля, постоянном поиске внешней поддержки.
Работа с такими детьми требует индивидуального подхода и специальных методик. Они помогают скорректировать имеющиеся нарушения и преодолеть трудности, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни и учебе.
Коррекция ЗПР
Поскольку у каждого ребенка задержка психического развития проявляется по-разному, то и программа коррекции составляется индивидуально с учетом особенностей конкретного ребенка.
Чаще всего для коррекции применяется мультидисциплинарный подход, который заключается в участии специалистов различных направлений: дефектологов, логопедов, психологов, педиатров, неврологов и психиатров.
Коррекция ЗПР ведется сразу по нескольким направлениям: развитие когнитивных навыков, коррекция речевых нарушений, развитие эмоциональной, сенсорной и моторной сферы.
Воспитание детей с задержками психического развития
Главный момент в воспитании детей с задержкой психического развития — терпение и спокойствие. Родителям таких детей важно понимать, что их дети будут обучаться медленнее, чем сверстники, потому детям с ЗПР нужно больше времени на понимание и усвоение материала.
Специалисты рекомендуют родителям придерживаться в воспитании детей следующих правил:
- больше общаться с ребенком, организовывать совместный досуг;
- создать режим дня для ребенка, следить, чтобы его питание было сбалансированным, чтобы он высыпался, много двигался и проводил время на свежем воздухе;
- не акцентировать внимание ребенка на том, что он отличается от других детей;
- знакомить ребенка со сверстниками;
- общаться с родителями других детей с особенностями;
- заниматься с ребенком дома (развивать мелкую моторику с помощью конструктора, пазлов и пластилина, выполнять упражнения на определение эмоций, загадывать загадки и так далее).
Обучение детей с ЗПР
Дети с задержкой психического развития могут обучаться как в специализированной (коррекционной) школе, так и в общеобразовательной вместе с нормотипичными детьми.
При этом нахождение в классе ребенка с ЗПР требует от учителей активного участия.
Во-первых, детям с ЗПР требуется повышенное внимание и персональный подход.
Во-вторых, они учатся по адаптированной программе, которая отличается от той, по которой учатся остальные ученики.
В-третьих, у детей с ЗПР часто возникают сложности в учебе, и учителю нужно понимать, что низкая успеваемость связана не с ленью, а с особенностями развития ребенка.
Кроме того, педагогам важно следить за отношениями в классе и тем, как остальные дети общаются с ребенком с ЗПР. К сожалению, дети часто не эмпатичны и могут быть жестоки к детям с нарушениями развития. В специализированных (коррекционных) школах эта проблема стоит менее остро.
Где выучиться на специалиста по работе с детьми с задержкой психического развития
Для того, чтобы быть специалистом по работе с детьми с задержкой психического развития, нужно окончить университет или колледж, а после пройти курсы повышения квалификации или профпереподготовку (если образование непрофильное).