Нейропсихологическая коррекция — это метод, который помогает справляться с когнитивными, поведенческими и эмоциональными проблемами, вызванными нарушениями в работе мозга. Эффективность нейрокоррекции подтверждена научно, например, одно из множества исследований показало, что с помощью нейрокоррекции можно улучшить зрительную, двигательную и слухоречевую память у дошкольников с нарушениями развития (источник: Т. Г. Горячева, М. В. Мальц «Применение нейропсихологической коррекции при легких расстройствах интеллектуальной функции (МКФ b117)»). Разберемся, когда показана коррекция, кто и как ее проводит.
Содержание статьи:
- Что такое нейрокоррекция
- Когда показана нейрокоррекция
- Этапы коррекции нарушений у детей
- Коррекция детей дошкольного возраста
- Коррекция детей школьного возраста
- Коррекция нейропсихологических нарушений у детей с ОВЗ
- Нейропсихологическая коррекция ребенка с ЗПР
- Нейропсихологическая коррекция детей с СДВГ
- Как стать специалистом по нейрокоррекции
Что такое нейрокоррекция
Нейропсихологическая коррекция — это комплекс методов и упражнений, направленных на восстановление или развитие высших психических функций ребенка (памяти, внимания, речи и других). Каждый ребенок полон возможностей и способностей, но иногда на пути развития возникают препятствия: не получается правильно говорить, не удается запомнить информацию в школе. В таких случаях на помощь приходит нейропсихологическая коррекция — ключ к раскрытию потенциала детского мозга.
Цель нейрокоррекции: устранить или смягчить нарушения в работе мозга, которые мешают ребенку полноценно развиваться.
Методы: специальные упражнения, игры и тренинги, направленные на активизацию определенных мозговых структур.
Результат: улучшение памяти, внимания, мышления, речи и других когнитивных функций. А также личностное и социальное развитие ребенка.
Когда в детском возрасте показана нейрокоррекция
Нейропсихологическая коррекция основана на научном знании о том, как различные отделы мозга влияют на поведение, познавательные процессы и эмоциональное состояние ребенка. Например, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) часто имеют проблемы с функционированием префронтальной коры мозга, которая отвечает за контроль, поэтому коррекционная работа в этом случае направлена на укрепление навыков самоконтроля.
При каких еще состояниях показана нейрокоррекция:
- задержка психического развития;
- расстройства аутистического спектра;
- нарушения и задержка речевого развития;
- трудности в обучении у здоровых детей;
- восстановление после травм головы и различных поражениях мозга.
Уже через несколько месяцев регулярных занятий можно увидеть улучшения.
Этапы коррекции нейропсихологических нарушений у детей
Нейропсихологическая коррекция всегда строится поэтапно, и каждый шаг важен для хорошего результата.
Этап 1. Нейропсихологическая диагностика
Специалист определяет, какие конкретно функции мозга нуждаются в коррекции. Диагностика может включать в себя:
- Тесты для исследования памяти, например, повторение серий чисел или слов (методика «10 слов» А.Р. Лурия).
- Методики для оценки внимания, например, поиск определенных символов среди множества элементов.
- Техники исследования речи — понимание и воспроизведение текстов, составление рассказов и другие приемы.
- Моторные пробы, например, выполнение заданий на координацию движений рук и пальцев.
Упражнения для диагностики «Повтори последовательность»: психолог называет ряд чисел, а ребенок должен повторить их в прямом или обратном порядке. Это помогает оценить оперативную память.
Без диагностики невозможно правильно построить программу коррекционной работы. Важно подобрать методики под индивидуальные особенности ребенка. Использование методов «наугад» может быть неэффективным.
Этап 2. Индивидуальная программа коррекции
На основе результатов диагностики нейропсихолог разрабатывает индивидуальную программу, которая учитывает когнитивные и эмоциональные потребности ребенка. Например, детям с ЗПР может быть полезен комплекс упражнений на развитие памяти и речи, тогда как для детей с СДВГ акцент делается на развитии самоконтроля и внимания. А детям с нарушениями зрительно-пространственного восприятия предлагаются игры, направленные на тренировку навыков ориентации в пространстве.
Этап 3. Коррекционные занятия
Нейропсихолог проводит индивидуальные или групповые встречи, на которых ребенок выполняет специальные упражнения. Обычно частота встреч — 2–3 раза в неделю. Общая продолжительность нейрокоррекции индивидуальная — от нескольких месяцев до нескольких лет.
Очень важно не перегрузить ребенка. В противном случае может возникнуть обратный эффект. Для ребенка коррекция, пусть и в игровой форме, — сложная работа
Рогацкая Маргарита СергеевнаПрактикующий педагог-психолог
Этап 4. Мониторинг и адаптация программы
Нейропсихолог оценивает прогресс ребенка и при необходимости корректирует программу. Дает обратную связь родителям и педагогам.
Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте мозг ребенка наиболее пластичен, и коррекция может дать максимальные результаты. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — игра, поэтому программа должна состоять из игровых упражнений.
Пример техники. Игра «Повтори ритм»: взрослый хлопает в определенном ритме, а ребенок повторяет. Это развивает слуховое внимание и память.
Есть много специальных упражнений для развития отдельных навыков и психических функций.
Нейропсихологическая коррекция детей школьного возраста
Школьники сталкиваются с повышенными требованиями к когнитивным функциям. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — учебная. Игровые элементы все еще могут быть включены в программу коррекции, но их уместно разбавлять заданиями, задачами и упражнениями.
Возможные направления работы:
- Тренировка внимания — задания на поиск ошибок в текстах и поиск отличий на картинках.
- Развитие логического мышления — решение головоломок и ребусов, задач на логику.
- Улучшение памяти — запоминание стихов, изучение мнемотехник.
Пример упражнения. Задание «Кодовое слово»: ребенку предлагают запомнить соответствие между символами и буквами, а затем расшифровать слово. Это развивает память, внимание и мышление.
Коррекция нейропсихологических нарушений у детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, у которых есть нарушения зрения, речи, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллектуального развития или ЗПР, РАС, СДВГ, комплексные нарушения. Специалист подбирает методы коррекции строго под особенности состояния ребенка, общего плана нет.
Дети с ОВЗ нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания:
- индивидуальные образовательные программы;
- специальные технические средства обучения — адаптированная клавиатура, парты для работы стоя и другие;
- помощь специалистов дефектологов, логопедов, психологов, тьюторов;
- создание доступной среды в школе и дома, адаптация помещений и оборудования.
Цель работы с детьми с ОВЗ — обеспечить им равные возможности в получении образования, социализации и развития, помочь раскрыть их потенциал и интегрироваться в общество.
Рассмотрим для примера два диагноза и особенности нейрокоррекции в этих случаях.
Нейропсихологическая коррекция ребенка с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) — это состояние, при котором ребенок отстает в развитии от своих сверстников по ряду психических показателей: речи, мышления, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. Например, в 2–3 года словарный запас менее 50 слов при норме 200–300 слов.
Отставание может быть обратимым при своевременной коррекции и комплексном подходе: важно сочетать нейропсихологические упражнения с логопедическими и педагогическими занятиями.
Направления нейрокоррекции:
- стимуляция речи — развитие словарного запаса, обучение построению фраз и другая работа;
- развитие мелкой моторики;
- развитие памяти и внимания;
- развитие мышления;
- сенсорное развитие;
- развитие координации.
Пример упражнения на развитие речи. «Составь историю»: ребенок выбирает несколько картинок и составляет по ним рассказ.
Пример игры для сенсорного развития. «Волшебный мешочек»: ребенок на ощупь определяет предмет.
Нейропсихологическая коррекция детей с СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) характеризуется трудностями с концентрацией внимания, повышенной активностью поведения и импульсивностью. Проявления СДВГ можно смягчить и компенсировать, но для этого важно как можно раньше и правильно подобрать нейроупражнения.
Нейрокоррекция направлена на развитие:
- способности удерживать внимание;
- навыков самоконтроля и саморегуляции поведения;
- организационных навыков;
- социальных навыков, в том числе самообслуживания;
- способности распознавать свои эмоции и управлять ими, способности понимать эмоции других людей (эмоционального интеллекта).
Пример упражнения. Игра «Замри»: ребенок двигается под музыку, а когда она останавливается, ребенок должен замереть на месте. Это учит его контролировать свои движения и развивает внимание.
Как стать специалистом по нейрокоррекции
Нейропсихологическую диагностику и коррекцию у детей проводит детский нейропсихолог. Часто это клинический психолог, прошедший дополнительное обучение по нейропсихологии. Но базовое высшее образование может быть и другим: медицинским (неврология, невропатология), психолого-педагогическим, психологическим. Также можно стать нейропсихологом на базе любого высшего образования: сначала пройти программу профпереподготовки по психологии от 1000 часов, а затем окончить программу по детской нейропсихологии.
Если у вас уже есть базовое психологическое или медицинское образование, то в АНО «НИИДПО» вы можете стать нейропсихологом за 2–3 месяца. Обучение дистанционное, кроме доступа к основной программе вы получите доступ к большой библиотеке вебинаров по детской психологии и другим направлениям. В стоимость программы профпереподготовки входит Центр развития карьеры — помощь экспертов в поиске клиентов и продвижении услуг, мощная поддержка на старте.
Нейропсихологическая коррекция — это эффективный и научно обоснованный метод помощи детям с когнитивными, эмоциональными и поведенческими нарушениями. Практикующим психологам это направление открывает новые возможности для профессионального роста.