Под общим недоразвитием речи (ОНР) в логопедии понимают нарушение формирования всех компонентов речевой системы, связанных со звуковой и смысловой стороной, при сохранности слуха и интеллекта. Работа логопеда с детьми с общим недоразвитием речи имеет свои особенности. Рассмотрим их.
Содержание статьи:
- Уровни речевого развития и их особенности
- Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 1 уровня речевого развития
- Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 2 уровня речевого развития
- Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 3 уровня речевого развития
- Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 4 уровня речевого развития
Уровни речевого развития и их особенности
Первый уровень речевого развития
Для первого уровня характерна ограниченность речевых средств общения. Ребенок произносит несколько слов и звукоподражаний, и то нечетко. Речь в основном лепетная, предложения однословны. В общении малыш использует мимику и жесты. В основном звуки он произносит неправильно, при этом в слове не может выделить ни отдельные звуки, ни слоги.
Одними и теми же словами ребенок выражает и действия, и предметы. Например, может назвать кровать словом «пат» (спать), а вместо «открой» сказать «дев» (дверь). Он не различает единственное и множественное число, времена глаголов, не понимает значений предлогов. Пассивный словарный запас при этом шире активного.
Второй уровень речевого развития
Речевая активность ребенка на этом уровне более высокая. Он хорошо понимает обращенную речь, в которой различает единственное и множественное число существительных и глаголов, мужскую и женскую форму глаголов прошедшего времени. Хуже распознает прилагательные.
В арсенале малыша есть общеупотребительные слова. Он уже выделяет предметы и их признаки, действия, использует местоимения и простые предлоги. Предложения состоят из 2–3 слов. Однако ребенок затрудняется назвать части тела, предметы одежды, мебели.
Малыш способен ответить на простые вопросы: как тебя зовут, как зовут маму и папу, что нарисовано на картинке. При этом испытывает трудности в определении цвета предмета, его формы и размера.
На этом уровне у ребенка присутствуют грамматические ошибки: неправильное употребление падежей («нет шаик» вместо «нет шарика»), неверное изменение по числам («ти вика» вместо «три вилки»), пропуск предлогов или их замена («мама ша аботу» вместо «мама пошла на работу»).
Ребенок искажает многие звуки, заменяет и смешивает их. Особенную трудность вызывают шипящие и свистящие, аффрикаты. Ребенок часто переставляет слоги и звуки («кукина» — «клубника», «габимот» — «бегемот»), редуцирует длинные слова («фета» — «конфета», «сипет» — «велосипед»).
Третий уровень речевого развития
На третьем уровне у ребенка появляется развернутая фразовая речь с преобладанием существительных и глаголов. Ребенок использует простые нераспространенные предложения. Обращенную речь понимает на уровне нормы.
При этом у него сохраняется лексико-грамматическое и фонетико-фонематическое недоразвитие. Остаются сложности с произношением свистящих, шипящих, сонорных согласных, твердые согласные заменяются мягкими («сётка» — «щётка», «сяпка» — «шапка»). Часто наблюдается искажение и сокращение слов из трех-четырех слогов, перестановка и замена звуков и слогов.
Возникают трудности при использовании однокоренных слов, образовании новых форм с помощью суффиксов и приставок. Ребенок может путать схожие по звучанию слова, неправильно согласовывать числительные с существительными, ошибаться в предлогах. Он с трудом различает морфологические элементы, выражающие значение рода и числа, временные, причинно-следственные и пространственные отношения.
Все эти пробелы создают трудности при обучении в школе, в первую очередь в овладении письмом и чтением.
Четвертый уровень речевого развития
Нарушение развития речи проявляется в минимальной степени. Смысл фразы понятен, словарный запас достаточный. Для произношения типична вялая артикуляция, невыразительность речи, нечеткая дикция. Звуки иногда заменяются на похожие, некоторые из них искажаются, а также отмечаются ошибки в использовании падежей и суффиксов.
В связной речи дети испытывают затруднения в передаче логической последовательности, пропускают главные события. Затрудняются в составлении рассказа от третьего лица.
Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 1 уровня речевого развития
Задачи логопеда:
- развивать понимание речи;
- формировать самостоятельную речь на основе подражания;
- учить двусоставным простым предложениям.
Занятия можно проводить как индивидуально, так и с 2–3 детьми, в форме игры.
Развитие понимания речи (пассивная речь)
Расширяйте представление об окружающих детей предметах и явлениях, развивайте понимание слов и выражений, описывающих знакомые ситуации.
Говорите короткими фразами, по два-четыре слова, повторяя одни и те же слова в разных грамматических формах. Используйте игрушки, посуду, муляжи продуктов питания, картинки.
Обращайте особое внимание на умение различать:
- единственное и множественное число существительных и глаголов (яблоко — яблоки, возьми — возьмите);
- близкие по звучанию глаголы (купается — катается, копает — покупает);
- близкие по смыслу действия (пишет — рисует, несет — везет);
- противоположные действия (надень — сними, включи — выключи).
Понимание речевых конструкций ребенок демонстрирует, выполняя действие или указывая на соответствующую картинку.
Формирование самостоятельной речи
На этом этапе формируйте активный лексический запас, не ставя задачу добиться правильной фонетики. Учите ребенка называть близких людей (мама, папа), простые имена (Таня, Коля, Яна), выражать просьбы (на, дай, иди).
Как только ребенок начинает активно повторять за взрослым, учите произносить сначала односложные, а затем двухсложные слова с одинаковым последним слогом (пал-ка, руч-ка, кош-ка), добиваясь точного воспроизведения ритмико-интонационного рисунка. Можно отстукивать ритм карандашом или хлопать в ладоши.
Овладение простыми предложениями
Начните с предложений в повелительном наклонении (мама, дай; на мяч), затем перейдите к указательным словам в сочетании с существительным в именительном падеже (тут каша).
Учите правильно строить предложения из сочетания существительного в именительном падеже и глагола 3-го лица настоящего времени (Маша сидит, папа ест).
Приучайте давать краткий ответ на вопрос (Кто лежит? Киса).
► Главная задача этого этапа — повысить познавательную способность и вовлечь ребенка в активное использование языка, а не корректировать произношение.
Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 2 уровня речевого развития
Детей с ОНР 2 уровня обучают в специализированных дошкольных группах (с 4 лет), в школе для детей с тяжелыми речевыми нарушениями (с 6–7 лет). Работа логопеда с детьми, имеющими ОНР, сочетается с курсом приема медикаментов.
Задачи логопеда:
- развивать понимание речи и различение форм слова;
- способствовать усвоению элементарных форм устной речи, расширения словарного запаса и усвоения простых категорий грамматики;
- учить правильно произносить и различать звуки и слоги.
Различение форм слова
Используйте для этой цели тематические подборки, помогайте ребенку усвоить понятия, выделять и называть действия, признаки, качества (мишка спит, мяч красный, кукла красивая).
Учите:
- различать значения приставок в страдательных причастиях (сложенный, разложенный);
- по окончанию глаголов прошедшего времени определять лицо (ушел, пришла);
- по предлогам понимать пространственные отношения предметов (чашка на столе, дерево перед домом);
- объединять предметы по назначению (игрушки, посуда, мебель);
- различать падежные окончания.
Задавайте вопросы, которые требуют изменять формы слов и понимать их связь в предложении (Где лежит книга? На столе).
Усвоение элементарных форм устной речи
Учите детей:
- говорить предложениями из нескольких слов, важно, чтобы они понимали каждое слово в этом предложении;
- составлять предложения по образцу;
- сопоставлять разные падежи слова с ударным окончанием (весна, весны, весну, весной, весне);
- определять признаки предметов по величине, вкусу, цвету и т. д.
Беседуйте с детьми в форме вопросов и ответов о знакомых ситуациях и предметах с использованием картинок. Побуждайте запоминать короткие стихи.
Правильное произношение
Учите детей различать речевые и неречевые звуки. Для развития правильного произношения используйте разнообразные упражнения, артикуляционную гимнастику. Учите детей различать звуки на слух и называть их.
Результатом обучения должно стать умение произносить простую фразу, согласовывать слова в предложении, понимание и использование в речи основных предлогов, категорий падежа, числа, рода и времени.
Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 3 уровня речевого развития
Дети с ОНР 3 уровня в основном учатся в специализированных учебных заведениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети, которые условно относятся к верхней границе 3 уровня, могут обучаться в общеобразовательной школе.
Задачи логопеда охватывают следующие направления:
- формирование полноценного звукопроизношения и слоговой структуры
- развитие лексико-грамматической стороны речи;
- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения;
- развитие связной речи.
Занятия по коррекции звуковой стороны лучше всего проводить в небольших группах по 6–7 детей, объединенных общим звуковым дефектом.
Речевое недоразвитие обладает большой вариативностью, и потому более результативны будут индивидуальные занятия или занятия в подгруппах не более трех человек.
Обогащайте словарный запас детей, учите правилам грамматики. В результате такой работы дети накапливают багаж знаний о звуковой, синтаксической и морфологической стороне речи и постепенно переходят к самостоятельному развитию речи в результате свободного общения.
Результаты обучения:
- умение пользоваться простыми и сложными предложениями;
- умение различать на слух и в произношении все звуки;
- умение правильно произносить все звуки речи;
- умение грамматически правильно оформлять свою речь;
- умение составить рассказ по картинке.
Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 4 уровня речевого развития
Направления работы логопеда на этом этапе:
- расширение словарного запаса (сложные слова, синонимы и антонимы, переносное значение слов);
- совершенствование самостоятельной фразовой речи (умение пересказывать, составлять рассказы);
- формирование произносительной стороны речи (закрепление навыков произнесения и различения звуков, развитие мелодико-интонационной стороны речи);
- подготовка к овладению навыком письма и чтения (развитие звукового и слогового анализа и синтеза, развитие графических навыков).
В итоге логопедической работы речь детей должна соответствовать языковой норме по всем параметрам.
Проводить обследование детей с ОНР и определять методы коррекции речевых нарушений логопеды научатся на курсах повышения квалификации в АНО «НИИДПО».
Обучение в АНО «НИИДПО» дистанционное*. Это значит, что стать слушателем курсов может каждый, независимо от места жительства. Всё обучение проходит на специальной платформе в интернете. Теоретическая часть (лекции и вебинары) дополняется практическими заданиями. После успешной сдачи итогового тестирования вы получите удостоверение о повышении квалификации. Выбрать удобное время для обучения легко — набор в группы проводится в течение всего года.
За новыми знаниями и навыками приходите к нам в НИИДПО!
* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.