Первый инклюзивный детский сад в России появился в 1993 году в Москве. Его создали по инициативе Центра лечебной педагогики и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. В 1990-е годы понятие «инклюзия» в России еще не употреблялось, поэтому сад получил статус интегративного. До этого момента детей с ОВЗ обучали отдельно от нормотипичных дошкольников.
Сейчас инклюзивное образование стремительно развивается. В 2020 году в России насчитывалось 8 тысяч инклюзивных детских садов — это больше 20% от общего количества всех дошкольных учреждений.
Инклюзия дает возможность и право детям с особенностями развития получать образование наравне со всеми. О плюсах и минусах этой формы обучения рассказываем в статье.
Содержание статьи:
- Особенности инклюзивного образования в ДОУ
- Принципы инклюзивного дошкольного образования
- Задачи инклюзивного образования в ДОУ
- Плюсы и минусы дошкольной инклюзии
- Обучение на педагога инклюзивного образования в ДОУ
Особенности инклюзивного образования в ДОУ
Инклюзия означает «включение, вовлечение». То есть дети с ограниченными возможностями здоровья становятся полноправными участниками коллектива сверстников, не имеющих особых образовательных потребностей.
В этом случае перед воспитателями и руководством ДОУ встает задача создать условия для развития ребенка с нарушениями. К таким условиям относятся специальное оборудование, методические пособия и разработки для работы с детьми с ОВЗ, наличие узких специалистов, а также благоприятная атмосфера в группе.
Кроме того, для внедрения инклюзивной формы обучения руководству и воспитателям ДОУ важно:
- быть психологически готовыми к работе с детьми с нарушениями развития;
- понимать принципы и цели инклюзии;
- владеть специальными методиками;
- сотрудничать с тьюторами, дефектологами, логопедами, психологами и другими экспертами по работе с детьми с ОВЗ;
- создавать безбарьерную среду (пандусы, подъемные устройства, контрастную разметку и т. д.);
- повышать квалификацию и обновлять знания.
Принципы инклюзивного дошкольного образования
Принцип равенства
Он предполагает, что каждый ребенок в детском саду, вне зависимости от нарушений здоровья, имеет равные с типично развивающимися сверстниками права на получение дошкольного образования.
К примеру, у всех дошкольников должна быть возможность участвовать в развлекательных, развивающих и спортивных мероприятиях в детском саду. Важно, чтобы воспитатель не препятствовал этому и помогал ребенку включиться в процесс с учетом его особенностей.
Принцип доступности
Ребенок с ОВЗ должен без физических барьеров попадать в детский сад и группу, комфортно перемещаться там, чувствовать себя в безопасности. Также доступными должны быть учебные материалы. Поэтому педагоги инклюзивного образования в ДОУ разрабатывают адаптированные образовательные программы.
Принцип индивидуализации
Принцип означает, что к каждому ребенку в группе нужен особый подход. При этом должны учитываться образовательные потребности дошкольника, его способности, интересы, умения и т. д. С учетом всех данных педагог подбирает формы, методы и средства, с помощью которых он будет обучать, развивать и воспитывать подопечных.
Задачи инклюзивного образования в ДОУ
Совместное обучение детей с ОВЗ и нормотипичных воспитанников:
- реализует права дошкольников на получение первой ступени общего образования;
- обеспечивает познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, социальное и личностное развитие воспитанников;
- сохраняет и укрепляет здоровье детей;
- создает психологически благоприятную атмосферу в группе и детском саду в целом;
- способствует раннему включению детей с ОВЗ в среду сверстников без ограничений по здоровью;
- формирует у всех участников образовательного процесса толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Плюсы и минусы дошкольной инклюзии
Инклюзивное образование в детском саду полезно не только воспитанникам с ОВЗ, но также дошкольному коллективу, родителям, педагогам, обществу.
Для детей с особыми потребностями это действенный способ социализироваться. Чем раньше они попадут в социум, тем быстрее и качественнее научатся общаться с другими людьми. Социальная адаптация поможет и при поступлении в школу. Ученикам будет проще привыкнуть к новым условиям, если у них есть опыт взаимодействия со сверстниками без особенностей развития.
Для дошкольников, которые находятся в одной группе с особыми детьми, такая форма обучения позволит развить эмпатию, уважение ко всем членам общества, желание помогать. Всё это пригодится ребенку в дальнейшем — в учебе, личной жизни и на работе.
Минусы инклюзивного образования в детском саду тоже есть. Зачастую они связаны с недостаточным финансированием и стереотипами.
Чтобы создать доступную безбарьерную среду для дошкольника с ОВЗ, понадобится немало вложений. При этом государственные сады не всегда получают достаточно средств. Кроме того, перед появлением в группе особенного ребенка воспитатель должен пройти обучение по работе с ним, а это тоже платно.
Родители и педагоги могут быть против смешанного обучения детей. Чаще всего так происходит из-за недостатка знаний. В 2021 году ВЦИОМ совместно с другими организациями провели опрос, в котором выяснилось, что только 11% россиян могут раскрыть термин «инклюзивное образование», 59% слышат его впервые, а 16% — затрудняются с ответом. Поэтому важно просвещать общество, приводить удачные примеры и знакомить с исследованиями на тему инклюзии.
Обучение на педагога инклюзивного образования в ДОУ
Если вы уже работаете воспитателем и хотите получить дополнительные компетенции в области инклюзии, достаточно пройти курсы повышения квалификации. Это можно сделать в дистанционном* формате.
Получить профессию воспитателя с нуля поможет профпереподготовка. Пройти обучение можно на базе любого высшего или среднего образования на программе «Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной подготовкой в области дошкольной дефектологии». После нее вы сможете работать как с детьми с ОВЗ, так и с дошкольниками с сохранным развитием.
Программа «Нейропсихологические технологии в работе педагога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями» длится всего два месяца. На ней вы освоите инструменты для развития у детей с ОВЗ речи, внимания, памяти, мышления и других высших психических функций.
Программы по теме:
* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.