Педагог в инклюзивном классе создает комфортную среду для обучения детей с разными особенностями развития, помогает им включиться в образовательный процесс и освоить навыки, нужные для самостоятельной жизни. В тексте рассказываем о тонкостях этой профессии и объясняем, как стать таким педагогом.
Содержание статьи:
- Кто такой педагог инклюзивного образования
- Чем занимается педагог инклюзивного образования
- Где и сколько учиться на педагога инклюзивного образования
- Кому подойдет профессия педагога инклюзивного образования
- Плюсы и минусы работы инклюзивного педагога
- Востребованность профессии
- Где можно работать и сколько зарабатывать
- Карьерные перспективы педагога
Кто такой педагог инклюзивного образования
Инклюзивное образование направлено на создание условий для обучения и развития всех детей, независимо от их индивидуальных особенностей.
Педагог инклюзивного образования помогает детям с ОВЗ, которые учатся в обычных общеобразовательных учреждениях, освоить специальную адаптированную или обычную школьную программу, социализироваться и общаться с нормотипичными сверстниками.
Этот специалист умеет работать со школьниками с такими особенностями:
- Нарушения слуха и зрения (глухота, слепота).
- Патологии речи (заикание, дислалия).
- Нарушения опорно-двигательного аппарата.
- Легкие формы задержки психического развития.
- Расстройства аутистического спектра.
- Задержка психического развития.
- Ученики с особыми образовательными потребностями (ООП): это могут быть дети из социально незащищенных слоев населения, одаренные дети и т. д.
При этом важно понимать, что инклюзивное образование подходит не всем детям. К примеру, у ребенка с серьезными нарушениями поведения обучение в большом шумном классе с нормотипичными ровесниками может вызывать тревогу и дезориентацию.
Поэтому для части детей с ОВЗ требуется индивидуальный подход, специализированные методы, а также больше времени для усвоения материала. В обычной школе учителю, который не знаком со специализированными методами и подходами к обучению детей с ОВЗ, будет достаточно трудно уделить необходимое внимание каждому ученику, особенно если в классе много детей с разными потребностями.
Чем занимается педагог инклюзивного образования
Такой педагог умеет превращать обычный класс в место, где каждый ребенок чувствует, что его принимают и уважают таким, как он есть. Для этих целей специалист:
- Адаптирует образовательную среду и процесс обучения под каждого ученика
Дети с ОВЗ и ООП могут не успевать за общей учебной программой, поэтому задача педагога — сделать материал доступным для всех подопечных. Кто-то лучше усваивает тему на слух, кто-то — через картинки и схемы, а кому-то нужен наглядный пример.
Педагог инклюзивного образования должен уметь разнообразить подачу информации, адаптировать материал под особенности учеников. Например, если ребенку тяжело писать из-за нарушения моторики, педагог предложит ему отвечать устно или набирать текст на компьютере.
- Работает по индивидуальному плану развития
Для ученика с ОВЗ разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Ее создают на основании результатов психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) с участием родителей ребенка.
СИПР содержит конкретные цели, которых планируется достичь в определенный период. Эти цели делятся на краткосрочные (например, научиться писать простые слова) и долгосрочные (к примеру, улучшить социальные навыки или повысить самостоятельность в быту).
Программа постоянно корректируется в зависимости от прогресса ребёнка. А педагог инклюзивного образования работает по ИПР и следит за тем, чтобы программа была эффективной.
- Создает безопасную и поддерживающую атмосферу
Инклюзивный педагог отвечает за создание «островка безопасности» в школе, где каждому ребенку комфортно учиться, где нет страха ошибиться или быть непонятым. Для детей с ОВЗ это особенно важно, ведь они могут чувствовать себя более уязвимо.
Так, педагог может проводить беседы с классом о том, что все люди разные, но это не мешает им быть друзьями и учиться вместе.
- Сотрудничает с другими специалистами
Педагог инклюзивного образования часто взаимодействует с другими профессионалами: логопедами, психологами, дефектологами. Он не только учит, но и выступает связующим звеном между семьей и специалистами, которые помогают ребенку. Совместная работа делает обучение детей с особенностями развития более успешным.
- Развивает у детей самостоятельность
Задача педагога — не просто помочь ребенку с ОВЗ освоить школьные предметы, но и привить ему самостоятельность. Учитель поддерживает ребенка, но не делает все за него — важно помочь ребенку шаг за шагом становиться более независимым.
К примеру, если у ученика трудности с организацией, педагог может научить его пользоваться расписанием, чтобы ребенок знал, что ему делать в течение дня.
- Поддерживает родителей
Родители детей с особыми потребностями часто переживают о том, как их ребенок справляется с обучением и адаптацией в школе. Учитель должен уметь успокоить, рассказывать о достижениях ребенка, предлагать стратегии для поддержки на дому.
Где и сколько учиться на педагога инклюзивного образования
Чтобы получить эту профессию, нужно иметь базовое образование в одном из этих направлений:
- Педагогика начального или общего образования.
- Специальная (коррекционная) педагогика.
- Дефектология.
- Психолого-педагогическое сопровождение людей с ОВЗ.
Помимо основного педагогического образования, педагогу необходимо пройти дополнительное обучение в области инклюзивного образования. Это могут быть программы профессиональной переподготовки или курсы повышения квалификации. На этих программах изучают:
- принципы инклюзивного образования;
- инструменты для работы с детьми с различными особенностями и нарушениями развития;
- методы адаптации учебных программ и материалов;
- особенности работы с родителями и коллегами для создания инклюзивной среды в школе.
В НИИДПО разработали сразу несколько онлайн-курсов повышения квалификации для педагогов инклюзивного образования.
Вы не только всего за месяц научитесь организовывать инклюзивную среду для детей с ОВЗ (в том числе для дошкольников), но и получите удостоверение московского института с государственной лицензией. Документ позволит вам официально трудоустроиться в образовательные учреждения по всей стране.
Выбирайте подходящую программу и записывайтесь на обучение:
Кому подойдет профессия
Таким педагогом может стать человек, обладающий следующими качествами.
Искреннее желание помогать детям
Люди, которые получают удовольствие от общения с детьми и помощи им в преодолении трудностей, будут чувствовать себя в этой профессии на своем месте.
Стремление к профессиональному развитию
Инклюзивное образование — это динамичная область, где постоянно появляются новые методики, подходы и технологии. Педагог должен быть готов к непрерывному обучению, чтобы быть в курсе современных инструментов и лучше адаптировать учебный процесс для детей с ОВЗ.
Психологическая готовность и эмоциональная устойчивость
Педагогам нужно уметь справляться с эмоциональными и физическими сложностями детей, терпеливо поддерживать их на каждом этапе развития.
Эмпатия
Важно понимать чувства и переживания своих учеников, в том числе тех, кому трудно выражать свои эмоции. Эмпатия помогает устанавливать доверительные отношения с ребенком и его родителями.
Умение работать в команде
Педагоги инклюзивного образования часто работают в команде с другими специалистами: логопедами, психологами, дефектологами, родителями и социальными работниками. Поэтому педагогу не обойтись без умения взаимодействовать с другими профессионалами и координировать усилия для комплексной поддержки ребенка.
Креативность
Не всегда стандартные методики подходят для всех детей, поэтому педагог должен уметь изобретать новые способы объяснения материала, придумывать нестандартные задания или искать интересные способы мотивировать школьников учиться.
Эта профессия особенно подойдет тем, кто:
- Интересуется психологией и педагогикой. Хочет глубже изучать особенности развития детей, различные нарушения и способы их коррекции.
- Имеет опыт работы с детьми. Например, в лагерях, кружках или как волонтер.
Плюсы и минусы работы педагога
Преимущества: | Недостатки: |
|
|
Востребованность профессии
По данным Минпросвещения, в России в инклюзивном формате учатся 583 тысячи детей с инвалидностью и ОВЗ. При этом педагогов не хватает — это значит, что, окончив обучение, вы с большой вероятностью найдете работу.
Где можно работать и сколько зарабатывать
Вот основные места, где востребован педагог инклюзивного образования:
- Массовые школы, реализующие адаптированные образовательные программы
- Дошкольные образовательные организации
- Центры психолого-педагогической помощи и социальные центры
- Реабилитационные центры
- Организации дополнительного образования
Средний доход педагога инклюзивного образования в школах и детских садах составляет 30–60 тысяч рублей в месяц в зависимости от региона и стажа. В частных центрах и реабилитационных учреждениях зарплаты достигают 50–90 тысяч рублей.
Педагог может также вести частные занятия или консультировать родителей, что приносит дополнительный доход. Почасовая ставка для индивидуальных занятий колеблется в среднем от 800 до 2000 рублей за академический час.
Карьерные перспективы педагога
Опытный педагог инклюзивного образования может стать методистом или тьютором, обучать других инклюзивных педагогов, проводить научные исследования, разрабатывать новые методики и подходы в инклюзии.