Многие специалисты учатся годами, постоянно повышают квалификацию, но на работе чувствуют неуверенность. Одна из причин — они усвоили теорию, но не научились применять ее в деле.
Преодолеть разрыв между «знаю» и «умею использовать изученное на практике» помогает компетентностный подход. В чем его особенности и преимущества, рассказала руководитель методического отдела, эксперт НИИДПО, образовательной компании, входящей в группу АкадемСити, Екатерина Никитаева.
Владеет современными методами диагностики и коррекционно-восстановительной работы в области нарушений высших психических функций в результате очагового поражения головного мозга. Разрабатывает программы нейропсихологической коррекции при различных типах нарушения высших психических функций и индивидуальные планы коррекционно-восстановительной работы. Разрабатывает и осуществляет научно-методическое сопровождение дисциплин коррекционно-педагогической направленности.
В чем суть компетентностного подхода
Компетентностный подход — это способ обучать, при котором главными становится не знания сами по себе, а умение использовать их на практике. Иначе говоря, этот подход ставит во главу угла не что человек выучил и рассказал на экзамене, а как он применяет теорию в деле.
Этот подход стал ответом на разрыв между обучением и практикой. Часто выпускники хорошо знают теорию, но когда начинают работать, теряются, будто и не учились вовсе. Например, человек на отлично сдал методику преподавания и бесконфликтное общение, но не умеет грамотно составлять план урока и экологично коммуницировать с коллегами. Компетентностный подход появился, чтобы это исправить и:
- сделать обучение полезным, а знания — применимыми;
- сократить время адаптации специалистов на рабочем месте;
- дать людям уверенность в действиях, а не просто знания.
Компетенции, или трудовые функции, — это умения и навыки, нужные специалисту на рабочем месте, а также знания, которые помогут ими овладеть. Словом, компетенции — это все то, чем после обучения должен обладать человек, если он хочет сменить профессию, прокачаться в текущей или погрузиться в смежную.
Обычно, когда обучают будущих преподавателей, сначала рассказывают про историю педагогики, потом — про педагогические принципы, затем — дают психологию, и только в конце — немного практики. В компетентностном подходе делают иначе. Сначала анализируют, что должен делать специалист на рабочем месте, а потом определяют, что из теории ему будет полезно и как ее освоить.
Так, в программе по семейной психологии одна из ключевых компетенций — диагностическая. Это логично: работа психолога начинается с диагностики. Мы подробно прописали, какие действия включает эта компетенция, например установить контакт, собрать анамнез, определить запрос, выбрать методики.
Затем в карте компетенций перечислили конкретные инструменты. Например, диагностика фрустрации, темперамента, детско-родительских отношений, взаимодействия в паре. Получается своего рода чек-лист: что делает специалист и что должен уметь выпускник курса. Параллельно указали, какие знания нужны, чтобы грамотно интерпретировать результаты. Таким образом, обучение строится от практики к теории.
Чем компетентностный подход отличается от традиционного
В отличие от традиционного, или знаниецентристского подхода, который фокусируется на том, что человек изучил, компетентностный помогает будущим специалистам адаптироваться и действовать в нестандартных ситуациях. Это особенно важно для тех, кто работает с людьми: педагогов, воспитателей, психологов и логопедов. В этих профессиях приходится решать задачи здесь и сейчас, что без определенных компетенций сделать трудно.
Например, логопед досконально знает этапы автоматизации звуков, но теряется, когда ребенок не реагирует на приемы. А воспитатель выучил возрастные особенности детей, но не может сориентироваться, если у кого-то в группе началась истерика. Компетентностный подход устраняет разрыв между тем, чему учат, и тем, что пригодится в работе.
Рассмотрим подробнее оба подхода.
Критерий | Знаниецентристский | Компетентностный |
---|---|---|
Цель | Передать знания и проверить, как усвоили факты, определения и теории | Научить применять знания в реальных профессиональных ситуациях |
Форматы занятий | Лекции, конспекты, тесты. Например, после того, как изучили классификацию методов обучения, рассказывают о ней на зачете | Кейсы, практикумы, тренинги, игры. К примеру, на занятии составили план урока и адаптировали под конкретный класс |
Оценка результатов | Оценивает, насколько хорошо запомнили и воспроизвели материал | Оценивает способность решать проблемы, работать в команде и быть самостоятельным |
Роли участников образовательного процесса | Учебный процесс сосредоточен вокруг преподавателя — источника знаний и контролера. Студент — получатель информации | Преподаватель — наставник, фасилитатор, студент — соавтор, активный участник обучения |
Если в традиционном подходе студент знает, как что-то должно работать, то в компетентностном — умеет все делать на практике. В первом случае человек может тревожиться из-за ошибок, во втором — чувствует себя более уверенно, потому что еще во время обучения получил практический опыт.
Одно из главных преимуществ компетентностного подхода — слушатели с самого начала знают, чему именно они научатся. Каждая дисциплина привязана к конкретным компетенциям. Это помогает учиться осознанно.
На каких ключевых принципах построен компетентностный подход
Компетентностный подход в образовании призван развить практические навыки, которые будут востребованы на рынке труда. Он базируется на нескольких ключевых принципах, которые отличают его от других подходов.
Активная роль обучающегося. Чтобы развить компетенции, человеку приходится проявлять больше самостоятельности: он исследует проблемы, сравнивает подходы, принимает и пересматривает решения. Преподаватель помогает выявить ошибки и мягко направляет обучение.
Например, на курсе по детской психологии участники анализируют видеозаписи консультаций, определяют признаки эмоциональных затруднений у детей и предлагают стратегии поддержки.
Практическая направленность. Цель такого обучения — научить действовать, а не просто дать информацию. Поэтому теории ровно столько, сколько нужно, чтобы выполнять практические задачи.
Например, вместо того, чтобы просто заучивать особенности развития дошкольников, учатся создавать развивающую предметно-пространственную среду, разрабатывают макеты игровых уголков и планируют занятия с учетом ФГОС.
Междисциплинарность. Реальная работа — это комплексная задача. Например, будущему учителю недостаточно знать только педагогические принципы. Чтобы быть эффективным, ему важно разбираться в психологии, коммуникации и нормативно-правовой базе. Поэтому компетенции развивают на стыке знаний, а материалы и задания строят так, чтобы охватить разные области.
Оценка через компетенции. Так, вместо традиционного экзамена по билетам или тестов — защищают проект, собирают портфолио или решают кейс. Например, на курсе для дефектологов участники разрабатывают индивидуальные коррекционные программы для детей с ЗПР или РАС, презентуют их, рассказывают о методах и результатах, к которым ожидают прийти.
Какие методы и форматы используют для формирования компетенций
Компетентностный подход требует изменения форматов обучения, а не просто пересмотра содержания. На первое место выходят методы, которые:
- вовлекают слушателя и побуждают активность;
- моделируют реальную профессиональную ситуацию;
- дают возможность пробовать и ошибаться.
Рассмотрим распространенные форматы используют в компетентностном подходе.
Формат | Как работает |
---|---|
Проектное обучение | Слушатель создает продукт: учебное занятие, программу, кейс, презентацию. Это помогает сразу начать применять знания |
Анализ кейсов | Берут реальные или смоделированные ситуации и разбирают, чтобы найти решение |
Деловые игры и ролевые упражнения | Тренируют soft скилы, например, как общаться с агрессивными клиентами |
Разбор нормативно-правовой базы | В курсах для педагогов и воспитателей обязательно включают блоки по ведению документации: какие журналы вести, как оформлять отчетность и соблюдать СанПиН |
Разработка личного кейса | На специальностях, где возможна частная практика, например, психологии, логопедии и фитнесе, составляют план продвижения как эксперта, выбирают правовой режим — самозанятость или ИП, определяют целевую аудиторию и способы коммуникации с клиентами |
Использование цифровых инструментов | На многих современных обучениях слушатели осваивают работу с нейросетями, учатся применять их в профессии — анализируют тесты и автоматизируют рутинные задачи |
У каждой специальности свои компетенции, но есть повторяющиеся. Например, у психологов и педагогов пересекается проблема, как вести документацию и организовать работу. В профстандартах часто есть обобщенная формулировка вроде «ведение документации», но не написано, какие именно журналы, где их брать, кто подписывает. Эти детали мы выясняем у практикующих экспертов и включаем в программу.
Вторая важная тема — частная практика. Мы обсуждаем, как зарегистрировать самозанятость, как оформлять и продвигать свои услуги с учетом специфики профессии. Это полезно, например, психологам и репетиторам.
И наконец, новая компетенция, которую можно встроить в любую профессию — от педагогики до дизайнера, — как использовать нейросети. Хотя в профстандартах об этом еще не пишут, спрос на такие навыки уже огромный.
Компетентностный подход дает инструменты, которые помогают не теряться в новой реальности, где постоянно появляются новые технологии и меняются ожидания от специалиста.
Искусственный интеллект в образовании: основы применения нейросетей в работе педагога (120ч)
За 1 месяц научитесь использовать ИИ для автоматизации рабочей рутины:
- анализируйте данные и осуществляйте планирование
- проверяйте тесты, создавайте презентации, составляйте задания
- грамотно формулируйте запросы и генерируйте контент в нейросетях

Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных