Система инклюзивного образования позволяет каждому ребенку освоить необходимый объем знаний о мире, независимо от его физических, психологических или других особенностей здоровья. Такой формат в России появился в 1980-х годах и до сих пор остается актуальным. Вместе с этим растет востребованность тьюторов. Рассказываем, какая роль отводится этим специалистам в инклюзивном образовании.
Содержание статьи:
Кто такой тьютор
Тьютор — это специалист, который помогает одному или нескольким детям с особыми потребностями или инвалидностью получать образование. Для этого он может создавать специальные условия, составлять персональный образовательный маршрут и т. д.
Образовательный процесс строится на основе потребностей ребенка. Например, некоторые дети быстро утомляются, поэтому материал им нужно преподносить небольшими частями. Другим ученикам часто требуется физическая помощь.
Тьютор сопровождает обучающегося в образовательном пространстве. Его основная задача — построить индивидуальную стратегию, которая позволит ребенку получить образование наравне с остальными детьми.
Какие функции выполняет специалист
Чтобы помочь ребенку получить образование, тьютор выполняет различные функции. К ним относятся:
- Обеспечение подходящих условий. Тьютор создает такую среду в школе, в которой ребенку будет комфортно и безопасно. Это может быть специально организованное рабочее место, доступный вход в школу и передвижение по ней, особый режим работы и отдыха.
- Взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса. Тьютор является связующим звеном между его подопечным, родителями, другими учениками, коллегами, руководством школы. Благодаря этому создается единая образовательная среда, которая психологически комфортна всем ее участникам.
- Социализация. Большая часть работы тьютора отводится адаптации ребенка к школе, классу, сверстникам, учебе. Это помогает сделать его более социализированным и научить выстраивать положительные отношения в обществе.
- Помощь в обучении. Специалист следит за тем, чтобы его подопечный мог качественно усваивать образовательную программу. В случае затруднений тьютор помогает преодолеть их либо скорректировать программу обучения. Для этого специалист опирается на зоны ближайшего развития ребенка, а также его особенности и ресурсы.
- Организация преемственности в помощи ребенку. Если тьютор видит, что ученику требуется поддержка других специалистов, он помогает включить их в процесс.
- Оценка результатов. Тьютор регулярно следит за динамикой своей работы, отслеживает ее эффективность по результатам деятельности ребенка.
Как стать тьютором
Если у вас есть высшее или среднее профессиональное образование, можно за несколько месяцев пройти программу переподготовки.
Например, программа «Тьюторское сопровождение обучающихся» в дистанционном Институте АНО «НИИДПО» длится чуть больше трех месяцев. Это время рассчитано на то, чтобы вы освоили базовые знания по тьюторской деятельности и смогли приступить к ней сразу после обучения.
В программу входит 7 дисциплин. Среди них коррекционная педагогика и психология, теория тьюторства, основы диагностики и консультирования, создание образовательной среды и другие.
Также в программу входят лекции, тесты, практические задания, общение с лекторами, рекомендации от экспертов, схемы конспектов и проведения диагностики. Многое из этого поможет начать профессиональную деятельность с нуля.
Трудоустроиться в школу вы сможете на основании диплома о профпереподготовке, в котором будет указана квалификация тьютора.
➥ Узнать подробности программы можно здесь:
Требования к должности
Согласно профессиональному стандарту, для работы специалист должен иметь определенное образование:
- высшее или среднее профессиональное в области педагогики;
- высшее или среднее профессиональное непрофильного направления и дополнительное образование на программах переподготовки.
Помимо образования, тьютору важно обладать такими личностными качествами, как:
- тактичность,
- толерантность,
- выдержка,
- доброта,
- эмпатичность,
- внимательность,
- коммуникабельность.
Все это поможет выстраивать позитивные отношения с учениками и приводить их к намеченной цели.