Одно из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования — система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Система инклюзивного образования позволяет каждому ребенку освоить необходимый объем знаний о мире, независимо от его физических, психологических или других особенностей здоровья. Такой формат в России появился в 1980-х годах и до сих пор остается актуальным. Вместе с этим растет востребованность тьюторов. Рассказываем, какая роль отводится этим специалистам в инклюзивном образовании.
Содержание статьи:
Кто такой тьютор
Тьютор — это специалист, который помогает одному или нескольким детям с особыми потребностями или инвалидностью получать образование. Для этого он может создавать специальные условия, составлять персональный образовательный маршрут и т. д.
Образовательный процесс строится на основе потребностей ребенка. Например, некоторые дети быстро утомляются, поэтому материал им нужно преподносить небольшими частями. Другим ученикам часто требуется физическая помощь.
Тьютор сопровождает обучающегося в образовательном пространстве. Его основная задача — построить индивидуальную стратегию, которая позволит ребенку получить образование наравне с остальными детьми.
Какие функции выполняет специалист
Чтобы помочь ребенку получить образование, тьютор выполняет различные функции. К ним относятся:
1. Обеспечение комфортных условий. Тьютор создает такую среду в школе, в которой ребенку будет спокойно и безопасно. Это может быть специально организованное рабочее место, доступный вход в школу и передвижение по ней, особый режим работы и отдыха.
2. Взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса. Тьютор — связующее звено между подопечным, родителями, другими учениками, коллегами, руководством школы. Благодаря такому сотрудничеству получается создать единую образовательную среду, которая психологически комфортна всем ее участникам.
3. Социализация. Большая часть работы тьютора отводится адаптации ребенка к школе, классу, сверстникам, учебе. Это помогает ребенку социализироваться и научиться выстраивать здоровые отношения со взрослыми и другими детьми.
4. Преодоление трудностей в учебе. Специалист следит за тем, чтобы его подопечный мог качественно усваивать образовательную программу. В случае сложностей тьютор помогает преодолеть их либо скорректировать программу обучения. Для этого специалист опирается на зоны ближайшего развития ребенка, а также его особенности и ресурсы.
5. Организация преемственности разных специалистов в помощи ребенку. Тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.
6. Включение родителей в процесс обучения. Если родители активно включаются в работу и понимают суть и цель занятий, то обучение и социализация ребенка проходят эффективнее.
7. Оценка результатов. Тьютор регулярно следит за динамикой своей работы, отслеживает ее эффективность по результатам деятельности ребенка.
Как стать тьютором
Если у вас есть высшее или среднее профессиональное образование, можно за несколько месяцев пройти программу переподготовки.
Например, программа «Тьюторское сопровождение обучающихся» в дистанционном Институте АНО «НИИДПО» длится чуть больше трех месяцев. Это время рассчитано на то, чтобы вы освоили базовые знания по тьюторской деятельности и смогли приступить к работе сразу после обучения.
В программу входит 7 дисциплин. Среди них коррекционная педагогика и психология, теория тьюторства, основы диагностики и консультирования, создание образовательной среды и другие.
Курс включает лекции, тесты, практические задания, общение с лекторами, рекомендации от экспертов, схемы конспектов и проведения диагностики. Многое из этого поможет начать профессиональную деятельность с нуля.
После обучения вы получите диплом о профпереподготовке, в котором будет указана квалификация тьютора.
Узнать подробности программы можно здесь:
Требования к должности
Согласно профессиональному стандарту, для работы специалист должен иметь определенное образование:
- Высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки».
- Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профильное профессиональное образование.
Все это поможет выстраивать позитивные отношения с учениками и приводить их к намеченной цели.
Помимо образования, важны и личные качества тьютора. К ним относятся:
тактичность, толерантность, выдержка, доброта, эмпатичность, внимательность, коммуникабельность.