Схема-терапия в психологии — это интегративный метод психотерапии, разработанный психотерапевтом Джеффри Янгом. Он заложил основу схема-терапии, а другие специалисты расширили концепцию. Современный подход включает в себя элементы не только когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), но и психоанализа, гештальт-терапии, транзактного анализа, психодрамы. Метод используют для работы с расстройствами личности, зависимостями и созависимостью, многими другими проблемами. В статье рассказываем о сути и эффективности схема-терапии.
Содержание статьи:
- История возникновения и эффективность метода
- Основные определения подхода
- Суть и методы схема-терапии
- Почему терапия схем эффективнее когнитивной терапии
История возникновения и эффективность метода
Схема-терапия возникла из когнитивно-поведенческой терапии (третья волна). В 1990-х годах, работая с клиентами, психотерапевт Джеффри Янг заметил, что иногда КПТ не дает устойчивых результатов — в частности, при терапии личностных расстройств. Тогда Янг разработал новый подход, который позже развивали другие психологи.
Схема-терапия эффективна в лечении пограничного расстройства личности (ПРЛ). Отмечается значительное снижение симптомов тревоги и депрессии, улучшение эмоциональной регуляции и уменьшение зависимости от психоактивных веществ. Подход отличается низким уровнем отказа от терапии, что делает его ценным при сложных расстройствах. Не только при ПРЛ, но и при других расстройствах личности: избегающем, зависимом, нарциссическом, параноидном, истерическом (источник: Научное обозрение. Медицинские науки, 2024).
С чем еще помогает схема-терапия:
- нарушения пищевого поведения;
- тревожные состояния;
- депрессивное расстройство;
- обсессивно-компульсивное расстройство;
- зависимости (алкоголизм, наркомания, игромания);
- биполярное аффективное расстройство;
- посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и комплексное ПТСР;
- проблемы в отношениях (конфликты, созависимость);
- фобии, например страх близости;
- навязчивое поведение;
- синдром самозванца;
- хроническое чувство стыда;
- эмоциональная дисрегуляция и гиперчувствительность.
Источники: Neuropsychiatr Dis Treat, 2022; BMC Psychiatry, 2020; Британский журнал клинической психологии, 2020.
Схема-терапия зарекомендовала себя как универсальный метод, эффективный для работы с детьми, подростками, взрослыми и пожилыми людьми. Она подходит для индивидуальных и групповых консультаций, в том числе семейных. Схема-терапия не просто убирает симптомы вроде низкой самооценки, непринятия себя, одиночества или агрессии, а на глубоком уровне прорабатывает причины.
Основные определения подхода
Схема-терапия направлена на работу с устойчивыми эмоциональными, когнитивными и поведенческими паттернами (схемами). Они бывают адаптивными и дезадаптивными.
Адаптивные схемы помогают справляться с жизненными трудностями, развивать здоровые отношения и помогать в карьерном росте. Они основаны на позитивном жизненном опыте, который укрепляет уверенность в себе и доверие к окружающим.
Дезадаптивные схемы формируются в детстве или юности из-за травмирующего опыта, неудовлетворенных потребностей и негативного влияния окружения. Эти схемы мешают достигать целей, строить здоровые отношения и сохранять эмоциональное благополучие. Примеры:
- схема брошенности — страх, что близкие люди покинут;
- схема пораженности — убеждение, что человек всегда будет терпеть неудачи;
- схема уязвимости — постоянный страх катастроф.
Рассмотрим еще 3 важных понятия.
Базовые эмоциональные потребности. Это потребности, которые должны быть удовлетворены в детстве для формирования психологически здоровой личности:
- безопасность и стабильность;
- любовь и привязанность;
- автономия и чувство компетентности (уверенность);
- спонтанность и игра;
- реалистичные границы и самоконтроль.
В ответ на каждую неудовлетворенную потребность могут сформироваться разные схемы. Так, при незакрытой потребности в привязанности и любви обычно возникают схемы покинутости, недоверия, дефективности (стыда), социальной изоляции. Всего дисфункциональных схем восемнадцать: по 2–5 на каждую группу потребностей.
Режимы (модусы). Это эмоциональные и поведенческие паттерны, которые активируются в ответ на триггерные ситуации. Бывают разных видов.
Режим | Описание |
Дисфункциональные детские режимы | |
Уязвимый ребенок | Страх, беспомощность, одиночество |
Злой / импульсивный ребенок | Гнев, необдуманные поступки |
Счастливый ребенок | Здоровое проявление детской части |
Дисфункциональные родительские режимы | |
Наказывающий родитель | Самокритика, жесткое отношение к себе |
Требовательный родитель | Завышенные ожидания, перфекционизм |
Дисфункциональные копинговые режимы | |
Подчинение | Принятие того, что диктует схема, без попытки ей противостоять. Например, человек хотел сменить работу, но активировалась схема «Я неудачник», и человек отказался от мечты |
Избегание | Стремление избежать ситуаций, которые могут активировать болезненные схемы |
Гиперкомпенсация | Поведение, направленное на «перебивание» схемы противоположным образом. Например, при схеме дефективности человек становится трудоголиком |
Отдельно отметим здоровый взрослый режим — интегрированное состояние, в котором человек способен осознавать свои потребности, обозначать личные границы, принимать эффективные решения, заботиться о себе и других.
Посмотрим на примере, как неосознаваемые модели восприятия себя и мира могут определять поведение и эмоциональные реакции человека.
Анна росла с требовательными родителями. Любое ее достижение, будь то пятерка или победа в конкурсе, они встречали словами «могла бы и лучше». Постепенно у Анны сформировалось убеждение, что она «недостаточно хороша» (схема дефективности), а другие люди всегда будут оценивать и критиковать ее (схема недоверия).
Сейчас Анна работает дизайнером. Постоянно переделывает свои проекты, считая их недостаточно качественными, даже когда клиенты довольны результатом. Если кто-то приглашает ее на встречу или предлагает созвониться, то Анна автоматически ожидает критику и тревожится, даже если повод разговора позитивный и известный ей. А получая комплименты от коллег и друзей, Анна внутренне не верит им, думая, что люди просто пытаются быть вежливыми. Кстати, с личной жизнью у девушки не складывается (режим требовательного родителя и избегания).
Этот пример показывает, как дезадаптивные схемы искажают восприятие реальности: объективно успешный человек видит себя неудачником, доброжелательное отношение окружающих воспринимает как неискреннее, а нейтральные ситуации интерпретирует как угрожающие.
Суть и методы схема-терапии
Схема-терапия расстройств личности и других проблем направлена на усиление режима здорового взрослого и ослабление дисфункциональных режимов. Для этого нужно:
- Распознать дезадаптивные схемы через обсуждение прошлого опыта и текущих проблем.
- Понять происхождение неэффективных схем — какие детские травмы или модели взаимодействия их породили.
- Осознать, как схемы проявляются в настоящем и что подкрепляет их.
- Вернуться к травматическому опыту в безопасной обстановке психотерапии и изменить неэффективные схемы на адаптивные (целенаправленно менять свои мысли и поведение).
В схема-терапии психолог использует разные техники: когнитивные (работа с убеждениями и мыслями), эмоциональные (визуализации, диалоги с внутренними состояниями), поведенческие (практика новых стратегий поведения). Также важную роль играет личность терапевта. Он демонстрирует поведение здорового надежного взрослого, рядом с которым безопасно. Можно сказать, что он становится родительской фигурой, временно заменяет недостающего заботливого взрослого для формирования внутренней опоры клиента.
Почему терапия схем эффективнее когнитивной терапии
В классической КПТ работа проходит здесь и сейчас на уровне мыслей, но при расстройствах личности и психотравмах этого недостаточно. Схемы и режимы очень устойчивы и могут поддерживать сами себя.
Разберем на примере. Когда парень Анны долго не отвечает на сообщения, она думает: «Он меня игнорирует. Я ему не важна». КПТ-терапевт может помочь отследить автоматические мысли и найти более реалистичные объяснения: «Возможно, он занят на работе», «У него мог разрядиться телефон». Однако за этими мыслями скрывается глубинная схема «Я недостойна любви», сформировавшаяся в детстве из-за эмоционально недоступной матери. Когда парень не отвечает, активируется режим брошенного ребенка: Анна испытывает сильную тревогу, звонит ему по 10 раз подряд, а потом обвиняет себя в навязчивости. Может случиться и так, что парень, устав объяснять, что не исчезает, а просто занят, в итоге действительно предложит расстаться. Всё это только укрепляет схему ненужности.
Даже если с помощью КПТ Анна научится справляться с отдельными эпизодами тревоги, схема и режим продолжат проявляться в других ситуациях, например на работе. Именно поэтому нужна более глубокая терапия, направленная на исцеление травм и трансформацию дезадаптивных схем. И другие техники, не только работа с мыслями, но и проигрывание ситуаций из прошлого — например, через диалог с пустым стулом или написание писем своей раненой части.
Пройти схема-терапию Джеффри Янга полезно не только людям с расстройствами и психотравмами. Метод подходит всем, у кого в жизни повторяются неприятные схожие ситуации: например, вы все время попадаете в токсичные отношения или пытаетесь достичь какой-то цели, но у вас это не получается (не можете похудеть, не удается построить карьеру и т. д.). В общем, если жизнь «не складывается» и вы не понимаете почему, то, скорее всего, дело в глубинных убеждениях. Научиться работать с ними можно на нашей программе.
- Все о когнитивно-поведенческой терапии: особенности, эффективность, как работает КПТ-терапевт
- Что такое психоанализ и как он работает
- Символдрама в психологии: основные техники и принципы
- Транзактный анализ в психологии — что это простыми словами
- Психология в 2025 году: главные тренды и направления развития