Классический психоанализ, созданный Зигмундом Фрейдом, в свое время стал мощным толчком к развитию психологии как науки. Сейчас многие идеи Фрейда кажутся спорными, но основные методы психоанализа по-прежнему применяются в психологической практике и помогают людям решать самые разные запросы, работать с психотравмами и расстройствами (личностными, поведенческими и другими).
Расскажем главное о психоаналитическом подходе: в чем заключается, как это работает и как научиться применять техники психоанализа в работе психолога.
Содержание статьи:
- Суть психоаналитического подхода
- Основные положения психоаналитического подхода
- Основные методы современного психоанализа
- Отличия психоанализа от других направлений психологии
Суть психоаналитического подхода
Психоанализ — психологическая концепция, построенная на важности бессознательного, а также самостоятельный метод психотерапии, основанный на этой теории.
Основные положения психоаналитического подхода:
- На поведение человека влияют события, которые он не осознает или не помнит.
- Проговаривание личных переживаний само по себе терапевтично.
- Главная задача психолога — помочь клиенту осознать и проанализировать бессознательный опыт.
- В процессе осознания бессознательного у человека автоматически включаются защитные механизмы, мешающие психотерапевтическому процессу, и психолог должен помочь клиенту преодолеть эти защиты.
Другой известный психоаналитик, Эрих Фромм, в своей книге «Ревизия психоанализа» пишет, что именно конфликт между сознательным и бессознательным часто становится причиной стресса, депрессий, фобий и других психологических нарушений.
Положения современного психоанализа переработаны и дополнены учеными. Некоторые устаревшие идеи Фрейда больше не применяются в психоаналитическом подходе, но психоанализ все еще эффективен в работе психолога. Если клиент хочет разобраться в себе, осознать влияние прошлого на настоящее и готов пройти длительную терапию, тогда психоанализ — это то, что нужно.
Современные программы обучения психологии включают базовые общие дисциплины и специальные дисциплины. В базовых содержится много идей из психоанализа, например, психологи любого направления изучают защитные механизмы психики, а их тоже открыл Фрейд.
Психоанализ возник в 1896 году. Другие известные сейчас направления, например, гештальтпсихология, бихевиоризм, когнитивная и гуманистическая психология, транзактный анализ, появились позже и с опорой на идеи психоанализа.
Основные положения психоаналитического подхода и их современное применение
Фрейд создал две модели устройства психики: модель первого порядка и модель второго порядка (структурная). Рассмотрим их подробнее.
Модель первого порядка
Психика состоит из трех уровней (слоев, частей) от нижнего к верхнему: Бессознательное, Предсознательное, Сознательное.
Сознательное (Conscious) — это осознаваемые желания, влечения, интересы, воспоминания, чувства. Например, человек осознает тревогу из-за конфликта дома или на работе. Все, что находится на этом уровне, доступно для восприятия. Человек знает, что хранится в Сознательном, и может говорить об этом.
Предсознательное (Preconscious) — это информация (мысли, чувства, желания, воспоминания), которая обычно не осознается человеком и ускользает от внимания, но при определенных условиях ее можно вывести на уровень Сознательного. Пример: воспоминания из детства, которые не всегда находятся в центре нашего внимания, но при необходимости доступны для воспроизведения.
Бессознательное (Unconscious) — это вытесненные (подавленные или забытые) воспоминания, переживания, чувства, желания, травматические события, нерешенные конфликты, инстинкты и другие психические элементы. В Бессознательное попадает все, что человек воспринимает как запретное, неприемлемое, субъективно болезненное или порицаемое обществом.
Из-за защитных механизмов психики человек не может осознать то, что находится на уровне Бессознательного. Однако эти элементы влияют на решения человека, его поведение, деятельность, мысли, чувства, мотивацию, этические и сексуальные предпочтения. Сам же человек не видит и не осознает этого.
Пример влияния Бессознательного. Девочке с детства твердили, что она должна делать все идеально и думать только о других. Девочка выросла и стала женщиной, которая работает на износ в желании угодить всем подряд.
Роль Бессознательного — одно из самых значимых открытий психоанализа. Бессознательное признается и современной психологией, но называют его иногда иначе — подсознание.
Для наглядного и более понятного описания устройства психики Фрейд использовал метафору айсберга, предложенную немецким психологом Густавом Фехнером. Бессознательное — это самый большой и невидимый уровень, который находится глубоко под «водой». Сознательное — то, что над «водой». Предсознательное — между ними.
Модель второго порядка
В структурной (второй) модели психики Фрейд выделил три психические инстанции: Оно, Я и Сверх-Я. Это не то же самое, что отделы психики из модели первого порядка, хотя некоторые термины и похожи.
Оно (Ид) — бессознательная часть, жаждущая удовлетворить свои желания любым способом, несмотря на нормы морали и условия реальности. Или жаждущая любым способом устранить неприятные ощущения. На этом уровне находятся базовые инстинкты, желания и потребности, которые человек не осознает и не управляет ими. Взаимодействие «Оно» с «Я» и «Сверх-Я» определяет психическую жизнь (мысли, чувства, стремления и другое) и поведение человека.
Я (Эго) — сознательная часть, которая контролирует Оно и принимает решения. Это посредник между Оно и реальностью. Опираясь на логику и мораль, Я принимает решения, позволяющие удовлетворить желания Оно, но в соответствие с требованиями общества.
Сверх-Я (Супер-Эго) — часть, которая состоит из ценностей, норм морали и запретов, усвоенные человеком от родителей и общества. Это совесть, внутренний «моральный страж», который подавляет неприемлемые желания Оно.
Гармоничное взаимодействие Оно, Я и Сверх-Я — основа психического благополучия и здоровья человека. При эффективном взаимодействии частей психики, человек осознает свои желания и удовлетворяет их с опорой на реальность и нормы морали. В то время как конфликт между Ид, Эго и супер-Эго, напротив, может вызвать психическую нестабильность, привести к возникновению неврозов и других психических проблем.
По сути, в человеке всегда идет «борьба» — Эго ищет баланс между желаниями Ид и социальными нормами (требованиями Супер-Эго). Эго помогает человеку:
- отделить свои реальные потребности от сиюминутных капризов и жажды мгновенного удовлетворения;
- контролировать свои поступки;
- развивать свою индивидуальность и формировать осознанное Я.
В момент, когда Эго не может справиться с внутренним конфликтом или сложным выбором, появляются субличности (различные версии Я). Они отражают отдельные особенности личности. Например, многие люди знакомы с субличностью Внутреннего критика, который сомневается в способностях своего «обладателя». Также многие знакомы с субличностью Внутреннего ребенка, который ощущает страх или нужду в заботе.
Эго, как и Супер-Эго, может быть сознательным, предсознательным и бессознательным (расположенным сразу на трех уровнях из первой модели психики в концепции Фрейда). Ид располагается строго в Бессознательном.
Для снятия возникшего напряжения при невозможно разрешить конфликт бессознательное Эго обращается к защитным механизмам психики. Чаще к двум:
- подавление — неприемлемые желания подавляются или конфликты блокируются и не могут выйти на уровень Сознательного;
- сублимация — энергия от неприемлемых желаний перенаправляется на более приемлемые формы выражения, например, на творчество или спорт.
Теория о сознательном и бессознательном Эго помогает лучше понять скрытые мотивы человека, конфликты и причины его поведения. Это еще одно самое значимое открытие психоанализа.
Показатель внутреннего психического дисбаланса — тревога, вызванная напряжением из-за неудовлетворенных желаний Ид. Она может проявиться на физическом, эмоциональном и поведенческом уровне. Умеренная тревога оказывает мобилизующий эффект — готовит организм для борьбы или избегания опасности. Слишком интенсивная тревога может привести к психическим и физическим нарушениям, например, паническим атакам или преступному поведению.
Как мы уже отметили, стремясь удовлетворить желания Оно, Я опирается на требования Сверх-Я. Можно сказать, что Сверх-Я выступает в роли советчика, контролирует действия и желания Ид, отбирая из них «хорошие» (те, что проходят фильтр социальных норм и ценностей). Однако Супер-Эго не всегда действует в интересах человека. Иногда оно бывает слишком строгим, требующим, ограничивающим, запрещающим. Это может привести к внутриличностному конфликту и возникновению неврозов. Нарушения запретов вызывают чувство вины, стыда и желание быть наказанным. Таким образом, какие-либо психологические проблемы человека, с точки зрения психоанализа, говорят о слабом или слишком строгом Супер-Эго.
Защитные механизмы психики (ЗМП)
Защитные механизмы психики — это психические процессы, которые помогают человеку справиться с психологической травмой. ЗМП есть у каждого человека, их цель — поддерживать психическое здоровье. Поэтому включаются защитные механизмы в ситуации, когда что-то угрожает стабильности жизни человека и его безопасности.
Человек не осознает, как он выбирает защитные механизмы, поэтому выбор может быть не самым удачным. Например, при невыносимой зависти человек может обесценивать того, кому завидует, и испортить отношения с ним.
В современном психоанализе понятие защитных механизмов продолжает активно использоваться, но оно расширилось. Теперь ЗМП делятся на два вида:
- Первичные защитные механизмы. Относятся к примитивным защитам и не осознаются человеком. Например, отрицание — защитный механизм, при котором человек отрицает свершившиеся события, искажая реальность.
- Вторичные защитные механизмы. Более совершенные психологические защиты, применяемые осознанно. Например, интеллектуализация, когда человек объясняет негативные эмоции с точки зрения логики.
Первым о защитных механизмах заговорил З. Фрейд (1894 год), позже его идеи продолжила дочь — Анна Фрейд. Современная психология знает десятки защитных механизмов психики.
Основные методы современного психоанализа
Современные психоаналитики используют следующие методы:
- Свободные ассоциации. Клиент выражает свои мысли в свободной форме без оглядки на правила приличия и общественные установки. Этот метод помогает выявить мысли, о которых говорить не принято. А также скрытые убеждения, травмы и переживания человека.
- Толкование сновидений. Психоанализ рассматривает сны как источник истинных чувств и желаний человека. Анализируя сны клиента, психоаналитик может помочь ему определить смысл пришедших образов.
- Интерпретация. Применяя этот метод, психоаналитик выражает свою версию того, что говорит бессознательное клиента. Например, интерпретирует его сновидение.
Эти методы и сейчас используют психологи разных направлений. Например, популярные вариации метода свободных ассоциаций: метафорические ассоциативные карты, техника незаконченных предложений, сочинение сказок и другие. Также активно используется теория психосексуального развития человека, предложенная Фрейдом.
И, конечно, каждый современный психолог изучает феномен переноса и контрпереноса, открытые З. Фрейдом:
- Перенос — это переадресация психологу чувств, которые клиент испытывает к другим людям. Например, клиент увидел в психологе отца, на которого злится, и начинает злится на психолога.
- Контрперенос — личные реакции психолога в ответ на перенос клиента. Например, специалист не понимает, что клиент злится на отца, а не на психолога, и обижается в ответ. Перенос и контрперенос можно умело использовать для повышения эффективности терапии, но этому нужно учиться.
Отличия психоанализа от других направлений психологии
Основное отличие психоанализа от других психологических направлений — акцент на прошлом клиента и поиск в нем причин психологических травм. Для сравнения: в гештальт-терапии прошлому клиента не придается такое значение, и психолог старается работать с клиентом в настоящем (здесь и сейчас). В когнитивно-поведенческой терапии прошлое человека тоже не так важно: в рамках КПТ-подхода клиент исследует собственные когнитивные искажения, сосредоточившись на текущем запросе.
Исследования, проведенные с применением магнитно-резонансной томографии, показали, что психоанализ действительно эффективен. Ученые выяснили, что у людей, занимающихся с психоаналитиком, улучшается работа мозга в разных его областях, что положительно отражается на психологическом состоянии. В исследовании участвовали здоровые люди, клиенты с нарциссическим и депрессивным расстройствами.