Логоритмикой называют комплекс специальных упражнений и игрнаправленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач на основе сочетания движения, слова и музыки. В ходе занятий малыши выполняют различные речевые упражнения с использованием частых движений тела, активнойартикуляционной и дыхательной гимнастики, музыки и слов. Цели и задачи логоритмики – помочь детям устранитьречевые нарушения, развить музыкальный слух, координацию и речь ребенка.
Содержание статьи:
- В каких случаях стоит прибегнуть к методу?
- Где пройти обучение?
- В каком возрасте можно начинать занятия логоритмикой?
- Какие технологии и задания используются в логоритмике
- 8 правил проведения занятий
- Можно ли заниматься логоритмикой дома? Как проводить занятия?
В каких случаях стоит прибегнуть к методу?
Логоритмика положительно сказывается на развитии всех детей, которые находятся в стадии активного освоения речи (2,5-4 года). Но в первую очередь ее рекомендуют тем, у кого отмечаются:
- дизартрия, задержка речевого развития, нарушения в произношении отдельных звуков;
- заикание или наследственная предрасположенность к его развитию;
- слишком быстрая, прерывистая или чересчур медленная речь;
- нарушения координации движений, моторики;
- речевой негативизм.
Так как занятия создают положительный эмоциональный настрой, укрепляют дыхательные органы, насыщают клетки организма кислородом, логоритмика благотворно сказывается на развитии ослабленных и часто болеющих детей.
Где пройти обучение?
В АНО ДПО ««Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения» можно пройти программу повышения квалификации:
Она подходит логопедам-дефектологам, воспитателям и педагогам дошкольного образования, родителям, которые хотят помочь своим детям в развитии речи. Слушатели курсов знакомятся с методами логоритмики и особенностями их применения для коррекции разных форм речевых нарушений: задержки развития речи, заикания, дизартрии, алалии и т. д.
Программ реализуется дистанционно* – вам не нужно посещать учебный центр. Вы читаете лекции, смотрите вебинары, получаете консультации преподавателей в личном кабинете на сайте. По окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации.
Занятия логоритмикой со специалистом позволяют скорректировать проблемы в развитии речи ребенка в игровой форме, без стресса. Курсы по логоритмике будут интересны не только специалистам, желающим повысить квалификацию, но и родителям, которые хотят лучше понимать своего ребенка и помогать ему преодолевать трудности.
В каком возрасте можно начинать занятия логоритмикой?
Оптимальный возраст для занятий логоритмикой - 2,5-3 года, когда малыш уже может самостоятельно петь и выполнять движения. Но можно начать занятия и раньше – логоритмические упражненияможно адаптировать под любой возраст ребенка. Если малыш еще слишком маленький, чтобы понимать указания педагога, выполнять движения и пропевать текст ему помогают мама или папа.
Какие технологии и задания используются в логоритмике
- Пальчиковая гимнастика – стихи и песни, которые сопровождаются движением рук. Нацелены на развитие мелкой моторики, выразительной и плавной речи, речевой памяти и слуха.
- Музыкально-ритмические и музыкальные игры. Помогают развивать речь, внимание, чувство ритма, умение ориентироваться в пространстве.
- Вокально-артикуляционные упражнения и логопедическая гимнастика. Укрепляют мышцы артикуляционных органов, развивают их подвижность.
- Занятия по развитию певческих данных – фонопедические упражнения, чистоговорки. Учат различать похожие звуки, используются для коррекции звукопроизношения, укрепления гортани, формирования правильного речевого дыхания.
- Занятия по развитию словотворчества. Расширяют активный словарный запас ребенка.
- Коммуникативные танцы и игры. Этот вид занятий в логоритмике развивает ассоциативно-образное мышление и эмоциональную сферу, формирует у малыша позитивное самоощущение, учит невербальному общению.
- Занятия, направленные на развитие общей моторики. Совершенствуют мышечно-двигательную активность и улучшают координацию движений.
- Упражнения, направленные на развитие мимики.
- Упражнения, направленные на активизацию внимания и памяти. Такие упражнения учат переключать внимание, развивать зрительную, двигательную и слуховую памяти.
8 правил проведения занятий
- Методика логоритмики основана на подражании. Все упражнения построены по одному принципу: ребенок повторяет движения и текст за взрослым. Не нужно специально заучивать текстовый материал. Пусть ребенок запоминает его от занятия к занятию, постепенно. На первых занятиях взрослый читает текст и побуждает малыша повторить его. Постепенно к чтению подключается и ребенок. Как только он начинает повторять все фразы без ошибок и в правильном ритме, ему позволяют проявлять инициативу.
- Результаты занятий появляются не сразу. Логоритмикой занимаются не менее 2-х раз в неделю примерно по 30 минут, а если ребенок заикается – около 4 раз. Первые результаты от регулярных упражнений можно заметить минимум через 6-12 месяцев.
- Логоритмику проводят увлекательно и весело. Ребенок должен получать от каждого занятия удовольствие и положительные эмоции. Во время упражнений обязательно нужно использовать игрушки, картинки, яркие костюмы,которые не сковывают свободу движений, куклы, куклы-рукавички, деревянные ложки или палочки, кубики, кольца от пирамидки, колокольчики, бубны, погремушки, разные мячи, флажки.
- Упражнения нужно повторять до тех пор, пока ребенок не овладеет ими в совершенстве. Если малыш не может справиться с каким-то движением или текстом, этот элемент упражнений на время убирают из программы занятий, но потом обязательно возвращают.
- Важно внимательно относиться к подбору музыки. Для логоритмики подходят и веселые детские песенки, и фрагменты классических произведений, и записи звуков природы.
- Программа должна подстраиваться под ребенка. Можно и нужно менять продолжительность занятий, состав упражнений с учетом индивидуальных особенностей малыша. Фантазия педагога не ограничивается ничем, кроме требования соблюдать единство речи, музыки, и движения.
- Речевые упражнения выполняются с максимальной тщательностью. Стихотворения проговаривают так, чтобы малышу было легко подстроить движения ног, рук, туловища под ритм речи. Важно придерживаться правильной последовательности действий: сначала ребенок смотрит на действие в исполнении взрослого, затем повторяет его вместе со специалистом и только потом делает самостоятельно, проговаривая слова и соблюдая ритм.
- Педагог должен быть терпеливым. Не нужно расстраиваться или сердиться, если у малыша что-то не выходит – он может замкнуться и потерять интерес к занятиям. Не нужно бросать начатое, как бы сложно не приходилось поначалу. Это правило важно учитывать и родителям – не стоит требовать от ребенка и от специалиста мгновенных результатов.
Можно ли заниматься логоритмикой дома? Как проводить занятия?
Можно и даже нужно проводить такие занятия дома, но только в дополнение к логоритмике со специалистом в детском саду или центре развития. Специально обученный человек может правильно выстроить программу упражнений, скорректировать ее, если что-то идет не так. С посторонними людьми дети более дисциплинированны, многие занимаются в группе более охотно.
Программы по теме статьи:
* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.