Инклюзивное образование детей с ОВЗ: обучение специалистов

12.07.2018

Инклюзивное образование детей с ОВЗ: обучение специалистовНа кого и где лучше учиться, чтобы работать с «особенными» детьми в формате инклюзии? Тьютор, дефектолог, воспитатель детей с ОВЗ, методист. Понять особенности обучения детей с ОВЗ в России и выбрать перспективный профиль подготовки поможет статья заведующей кафедрой теории и методики начального и дополнительного образования НИИДПО Гладневой Светланы Геннадьевны.

Инклюзивное и интегрированное образование детей с ОВЗ – это основные и дополнительные программы обучения, реализуемые в формате включения детей с психофизиологическими особенностями в образовательный процесс наравне с детьми, не имеющими ограничений здоровья. Существующая система специальных образовательных организаций для обучения детей с ОВЗ в России и СНГ является наследием советского времени. У нас имеется ценный опыт организации работы таких учреждений, высококвалифицированные специалисты, дефектологи, педагоги, воспитатели по разным направлениям коррекционного развития. Недостаток такой системы заключается в том, что выпускаются дети, которые не имеют навыков жизнедеятельности в обществе, их адаптация происходит крайне тяжело. В ряде развитых стран успешно себя зарекомендовал инклюзивный подход. Он строится на принципах, обратных изоляции «особых» детей.

Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ

  • Безусловная ценность любого человека.
  • Каждый имеет право на удовлетворение своей потребности в общении независимо от своих психофизиологических возможностей.
  • Все люди имеют право чувствовать, переживать, проявлять эмоции.
  • Образование лиц с ОВЗ возможно только в условиях реального общения и взаимодействия со сверстниками.
  • Важен прогресс человека относительно самого себя, а не в сравнении с другим или с неким шаблоном.

Преимущества и сложности инклюзивного образования лиц с ОВЗ

  1. Изучение общеобразовательной программы даёт возможность детям с ОВЗ успешно социализироваться и трудоустраиваться.
  2. Вовлечение детей с ОВЗ в дополнительное образование, где они занимаются совместно с «обычными» сверстниками, способствует разностороннему развитию.
  3. Организация получения образования детьми с ОВЗ на принципах инклюзии – это важный шаг гуманизации общества, создания равных условий для всех.

Однако обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях – это не только положительные результаты, но и ряд актуальных трудностей, с которыми отечественная система инклюзии сталкивается сегодня.

  • Архитектура школ и дошкольных образовательных организаций не рассчитана на комфортное передвижение детей с ОВЗ.
  • Требуется материально-техническое оснащение для создания специальной образовательной среды.
  • Остро стоит необходимость обучения педагогов и иных специалистов современным подходам в работе с «особыми» детьми.

Гладнева Светлана ГеннадьевнаТехнологии инклюзивного обучения детей с ОВЗ

Организаторы и участники процесса инклюзивного образования должны владеть технологиями включённого обучения. Эти технологии направлены на формирование среды, которая делает обучение, воспитание и развитие доступным для всех детей независимо от их психофизиологического развития.

Организационные технологии направлены на создание и обеспечение функционирования системы инклюзивного обучения в образовательном учреждении. Эти технологии разбиваются на виды в зависимости от этапов создания системы инклюзии:

  1. Разработка проекта включённого обучения.
  2. Организация команды специалистов:
  1. Создание адаптированного образовательного пространства, создающего равные возможности для всех детей в образовательном учреждении.

Следует отметить важность активного вовлечения в командную работу администрации, родителей и учащихся. Их конструктивное взаимодействие позволит оперативно устранять барьеры, обеспечивая доступность образовательной среды и эффективность инклюзивного обучения.

Обучение специалистов по работе с «особенными» детьми: дополнительные программы по ОВЗ

Участие в процессе инклюзивного образования требует специальной подготовки, развития дополнительных компетенций коррекционно-развивающего обучения. Программа дополнительного образования детей ОВЗ в дистанционном формате позволяет «без отрыва» от работы повышать свой профессионализм, отрабатывать на практике полученные знания и навыки. В НИИДПО реализуется несколько десятков курсов переподготовки и повышения квалификации для тех, кто планирует работать с «особыми» детьми, в том числе в инклюзивном образовании. Посмотреть их все вы можете по тегам: «ОВЗ», «инклюзивное образование» или воспользовавшись поиском по сайту. Также вы можете обратиться к специалистам приёмной комиссии Института через форму обратной связи или по телефону 8(800)707-52-87 и вам помогут выбрать программу обучения для работы в сфере инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Контакты
117556, г. Москва, Варшавское ш. 79, к. 2
8 (800) 707-52-87, 8 (495) 150-17-11

Карта сайта