Читайте также:
Почему, поступая на программы по логопедии и дефектологии, вы точно получите результат?Эпилепсия — неврологическое заболевание, которое затрагивает все стороны развития ребенка, включая речь. Работа логопеда в этом случае требует особого подхода: важно корректировать речевые нарушения, но при этом не вызывать приступ.
Как строится такая работа и какие методики помогают, рассказала эксперт АНО «НИИДПО» Марьяна Кеслер.
Консультирует родителей, педагогов и специалистов по вопросам развития речи и коррекции речевых нарушений у детей; организует и проводит образовательные мероприятия, мастер-классы и семинары по развитию речи, технике речи и логопедической коррекции: участвует в научно-практических конференциях: публикует статьи и методические материалы.
Эпилепсия: определение, причины и виды приступов
Эпилепсия — нарушение работы нервной системы, при котором часть нейронов мозга находится в состоянии повышенной электрической активности. Эти участки называются эпилептическими очагами.
Когда импульс в очаге становится слишком сильным, он распространяется на соседние зоны мозга и вызывает приступ. Чем больше нейронов вовлекается в этот процесс, тем выраженнее симптомы: судороги, обмороки и прочие проявления, повторяющиеся с определенной периодичностью.
Причины заболевания у детей
Причины бывают первичными и вторичными. К первичным относят внутриутробную гипоксию, родовые травмы, инфекции и наследственные факторы. Вторичные связаны с опухолями или другими структурными изменениями головного мозга.
Для подтверждения диагноза проводится электроэнцефалограмма, которая фиксирует эпилептическую активность. При необходимости назначают магнитно-резонансную томографию, чтобы исключить опухолевые процессы.
Логопедия и дошкольная дефектология (1340ч)
Получите две квалификации — логопеда и дефектолога — за один год, чтобы:
- работать с нарушениями речи
- помогать детям с ОВЗ раннего и дошкольного возраста
Виды эпилептических припадков
Большие припадки сопровождаются судорогами: начинаются непроизвольные мышечные спазмы, глаза закатываются, все конечности напрягаются. После потери сознания наступает глубокий сон. Иногда во время приступа у ребенка происходят непроизвольное мочеиспускание или опорожнение кишечника.
Малые припадки проявляются менее заметно:
- Абсансы — периоды «замирания», когда ребенок на короткое время фиксирует взгляд в одной точке и перестает реагировать на окружающих.
- Атонические приступы — внезапное ослабление мышц и падение.
- Детский спазм — обычно появляется утром: ребенок поднимает руки к груди, кивает головой и вытягивает ноги.
Малые приступы особенно опасны: родителям бывает сложно распознать эпилепсию на ранней стадии. Но такие проявления — тревожный сигнал, требующий обследования, иначе со временем они могут развиться в более тяжелые формы заболевания.
Группа здоровья и цели реабилитации
Состояние здоровья ребенка оценивается на основе медицинских обследований, учитывающих частоту и тяжесть приступов. От этого показателя зависит, может ли ребенок посещать детский сад и школу.
Главная задача реабилитации — уменьшить частоту приступов или полностью их устранить. Каждый эпизод не только тормозит развитие, но и может откатывать назад уже сформированные навыки.
Станьте эрготерапевтом и медицинским логопедом на одном курсе
Всего за 8 месяцев получите две профессии и диплом о профпереподготовке
Речевое развитие при эпилепсии
У ребенка могут наблюдаться как временные сбои речевой функции, так и длительные стойкие нарушения. Их выраженность варьируется — от незначительных трудностей в произношении и понимании слов до полной утраты речевой функции.
Временные нарушения
Такие отклонения могут проявляться до начала приступа, возникать после него или полностью его заменять. Чаще всего они выражаются в заикании или внезапной утрате способности подобрать нужное слово. Ребенок может забывать привычные выражения, путать фразы, не понимать обращенную к нему речь. Со стороны это нередко выглядит как нарушение слуха.
Если у ребенка появляются необычные сбои речи, важно пройти обследование с помощью ЭЭГ. Только этот метод позволяет увидеть эпилептические очаги даже при отсутствии классических приступов. Эпилепсия часто становится скрытой причиной речевых расстройств.
Устойчивые нарушения
При длительном течении болезни страдает вся структура речи. Произношение становится нечетким, темп — замедленным, интонации — однообразными. Голос нередко звучит гнусаво и тускло. В предложениях появляются пропуски слов, искажается их смысл, а ответы на вопросы становятся короткими и односложными. Иногда ребенок просто повторяет вопрос собеседника.
Эпилепсия отражается как на устной, так и на письменной речи.
Нарушения устной речи:
- Сложности с артикуляцией. Ребенку трудно выполнять движения языком и губами, произносить звуки правильно.
- Изменение голоса. Речь становится монотонной, гнусавой или тихой.
- Замедленный темп речи. Дети говорят медленно, делают длинные паузы, с трудом подбирают слова.
- Ошибки в построении предложений. Пропускают слова, меняют их местами, искажают смысл фраз.
- Эхолалия. Повторяют услышанные слова или фразы, например, из мультфильмов, не осознавая этого.
- Проблемы с фонематическим слухом. Слышат звуки, но не различают их, не могут обработать услышанную информацию.
- Снижение слухоречевой памяти. Путают или забывают слова, не запоминают устную информацию.
Нарушения письменной речи:
- Дислексия. Ошибки при чтении: перестановка букв, смешение звуков, трудности с пониманием прочитанного.
- Дизорфография. Постоянные орфографические ошибки, не связанные с незнанием правил.
- Замедленное письмо. Ребенок быстро утомляется, пишет медленно и неаккуратно.
- Ошибки из-за слухового восприятия. Неправильно передает услышанные слова, путает окончания и формы.
У всех детей с эпилепсией возникают речевые нарушения. Особенно уязвим возраст от трех до семи лет — в этот период речь может резко ухудшиться или даже исчезнуть. Восстановление занимает месяцы и требует участия нескольких специалистов.
Как логопед помогает ребенку
Методы коррекции подбираются индивидуально, исходя из особенностей течения болезни и уровня развития речи. Логопед оценивает, какие функции нарушены сильнее — артикуляция, фонематический слух, память, внимание или связная речь.
На первом этапе проводится подробная диагностика. Специалист изучает не только речь, но и другие высшие психические функции: мышление, восприятие, воображение, способность концентрироваться.
Далее логопед составляет индивидуальную программу, которая включает следующие направления:
- развитие мотивации к общению и речевой активности;
- коррекцию фонематического слуха и слухоречевой памяти;
- формирование навыков понимания речи и построения связных последовательных высказываний;
- обогащение лексики;
- освоение грамматических конструкций;
- нормализацию ритма и темпа речи, преодоление заикания;
- постановку и автоматизацию звуков;
- развитие моторики;
- профилактику и устранение дислексии и дисграфии.
Работа ведется до тех пор, пока не появятся устойчивые положительные изменения. Если результата нет, логопед проводит повторный анализ ситуации, при необходимости советуется с неврологом и может рекомендовать консультацию психолога или других специалистов.
Что важно учитывать логопеду
Специалисту необходимо учитывать специфику заболевания и соблюдать определенные правила во время занятий, чтобы не спровоцировать приступ.
Нельзя:
- давать упражнения на скорость, быстроту реакции и переключение внимания;
- выполнять логопедический массаж;
- проводить длительные или слишком интенсивные занятия;
- перегружать ребенка эмоционально и физически.
Можно и нужно:
- создавать мягкую и спокойную атмосферу на занятиях;
- использовать в кабинете приглушенное освещение и нейтральные цвета;
- убирать из кабинета яркие и мигающие предметы;
- оборудовать уголок отдыха и научить ребенка распознавать признаки усталости;
- иметь несколько безопасных методик и выбирать подходящую под состояние ребенка;
- при ухудшении самочувствия сразу делать перерыв или отменять занятие.
Важно помнить, что прогресс у ребенка с эпилепсией идет медленнее и учитывать факторы, способные провоцировать приступы: стресс, переутомление, тревожность, недосып и недомогание.
Чтобы повысить мотивацию и помочь ребенку адаптироваться в обществе, в занятия можно включать музыкально-ритмические упражнения, рисование и спокойные подвижные игры.
Перед этим важно проконсультироваться с лечащим врачом по поводу допустимых физических нагрузок.
Главное правило логопеда при работе с ребенком с эпилепсией — не навредить. Безопасная атмосфера и индивидуальный подход позволяют сделать занятия не только полезными, но и комфортными для малыша.
С кем важно сотрудничать логопеду
Развитие речи у ребенка с эпилепсией — это командная работа. Логопеду необходимо взаимодействовать со следующими специалистами:
- Невролог — ставит диагноз, подбирает лечение, дает информацию о состоянии и прогнозе.
- Эпилептолог — консультирует по особенностям заболевания и корректировке терапии.
- Психолог — помогает справиться с тревожностью, неуверенностью, трудностями в общении и обучении.
- Физиотерапевт — улучшает координацию и работу мелкой моторики, что напрямую влияет на речь.
- Эрготерапевт — обучает стратегиям самопомощи, чтобы ребенку было легче в повседневной жизни.
Особую роль играют родители. Важно, чтобы они наблюдали за состоянием малыша и давали обратную связь специалисту о поведении, изменениях, приступах, а также соблюдали все рекомендации.
Только совместная и скоординированная работа всех специалистов позволяет добиться устойчивого прогресса у ребенка. Логопед — важный член команды, который развивает речь, поддерживает когнитивные и коммуникативные навыки и помогает ребенку увереннее взаимодействовать с окружающими.
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных



