Читайте также:
Почему, поступая на программы по логопедии и дефектологии, вы точно получите результат?Эпилепсия — неврологическое заболевание, которое затрагивает все стороны развития ребенка, включая речь. Работа логопеда в этом случае требует особого подхода: важно корректировать речевые нарушения, но при этом не вызывать приступ.
Эпилепсия: определение, причины и виды приступов
Эпилепсия — нарушение работы нервной системы, при котором часть нейронов мозга находится в состоянии повышенной электрической активности. Эти участки называются эпилептическими очагами.
Причины заболевания у детей
Причины бывают первичными и вторичными. К первичным относят внутриутробную гипоксию, родовые травмы, инфекции и наследственные факторы. Вторичные связаны с опухолями или другими структурными изменениями головного мозга.
Для подтверждения диагноза проводится электроэнцефалограмма, которая фиксирует эпилептическую активность. При необходимости назначают магнитно-резонансную томографию, чтобы исключить опухолевые процессы.
Логопедия и дошкольная дефектология (1340ч)
Получите две квалификации — логопеда и дефектолога — за один год, чтобы:
- работать с нарушениями речи
- помогать детям с ОВЗ раннего и дошкольного возраста
Виды эпилептических припадков
Большие припадки сопровождаются судорогами: начинаются непроизвольные мышечные спазмы, глаза закатываются, все конечности напрягаются. После потери сознания наступает глубокий сон. Иногда во время приступа у ребенка происходят непроизвольное мочеиспускание или опорожнение кишечника.
Малые припадки проявляются менее заметно:
- Абсансы — периоды «замирания», когда ребенок на короткое время фиксирует взгляд в одной точке и перестает реагировать на окружающих.
- Атонические приступы — внезапное ослабление мышц и падение.
- Детский спазм — обычно появляется утром: ребенок поднимает руки к груди, кивает головой и вытягивает ноги.
Малые приступы особенно опасны: родителям бывает сложно распознать эпилепсию на ранней стадии. Но такие проявления — тревожный сигнал, требующий обследования, иначе со временем они могут развиться в более тяжелые формы заболевания.
Группа здоровья и цели реабилитации
Состояние здоровья ребенка оценивается на основе медицинских обследований, учитывающих частоту и тяжесть приступов. От этого показателя зависит, может ли ребенок посещать детский сад и школу.
Главная задача реабилитации — уменьшить частоту приступов или полностью их устранить. Каждый эпизод не только тормозит развитие, но и может откатывать назад уже сформированные навыки.
Станьте эрготерапевтом и медицинским логопедом на одном курсе
Всего за 8 месяцев получите две профессии и диплом о профпереподготовке
Речевое развитие при эпилепсии
У ребенка могут наблюдаться как временные сбои речевой функции, так и длительные стойкие нарушения. Их выраженность варьируется — от незначительных трудностей в произношении и понимании слов до полной утраты речевой функции.
Временные нарушения
Такие отклонения могут проявляться до начала приступа, возникать после него или полностью его заменять. Чаще всего они выражаются в заикании или внезапной утрате способности подобрать нужное слово. Ребенок может забывать привычные выражения, путать фразы, не понимать обращенную к нему речь. Со стороны это нередко выглядит как нарушение слуха.
Устойчивые нарушения
При длительном течении болезни страдает вся структура речи. Произношение становится нечетким, темп — замедленным, интонации — однообразными. Голос нередко звучит гнусаво и тускло. В предложениях появляются пропуски слов, искажается их смысл, а ответы на вопросы становятся короткими и односложными. Иногда ребенок просто повторяет вопрос собеседника.
Эпилепсия отражается как на устной, так и на письменной речи.
Нарушения устной речи:
- Сложности с артикуляцией. Ребенку трудно выполнять движения языком и губами, произносить звуки правильно.
- Изменение голоса. Речь становится монотонной, гнусавой или тихой.
- Замедленный темп речи. Дети говорят медленно, делают длинные паузы, с трудом подбирают слова.
- Ошибки в построении предложений. Пропускают слова, меняют их местами, искажают смысл фраз.
- Эхолалия. Повторяют услышанные слова или фразы, например, из мультфильмов, не осознавая этого.
- Проблемы с фонематическим слухом. Слышат звуки, но не различают их, не могут обработать услышанную информацию.
- Снижение слухоречевой памяти. Путают или забывают слова, не запоминают устную информацию.
Нарушения письменной речи:
- Дислексия. Ошибки при чтении: перестановка букв, смешение звуков, трудности с пониманием прочитанного.
- Дизорфография. Постоянные орфографические ошибки, не связанные с незнанием правил.
- Замедленное письмо. Ребенок быстро утомляется, пишет медленно и неаккуратно.
- Ошибки из-за слухового восприятия. Неправильно передает услышанные слова, путает окончания и формы.
Как логопед помогает ребенку
Методы коррекции подбираются индивидуально, исходя из особенностей течения болезни и уровня развития речи. Логопед оценивает, какие функции нарушены сильнее — артикуляция, фонематический слух, память, внимание или связная речь.
На первом этапе проводится подробная диагностика. Специалист изучает не только речь, но и другие высшие психические функции: мышление, восприятие, воображение, способность концентрироваться.
Далее логопед составляет индивидуальную программу, которая включает следующие направления:
- развитие мотивации к общению и речевой активности;
- коррекцию фонематического слуха и слухоречевой памяти;
- формирование навыков понимания речи и построения связных последовательных высказываний;
- обогащение лексики;
- освоение грамматических конструкций;
- нормализацию ритма и темпа речи, преодоление заикания;
- постановку и автоматизацию звуков;
- развитие моторики;
- профилактику и устранение дислексии и дисграфии.
Работа ведется до тех пор, пока не появятся устойчивые положительные изменения. Если результата нет, логопед проводит повторный анализ ситуации, при необходимости советуется с неврологом и может рекомендовать консультацию психолога или других специалистов.
Что важно учитывать логопеду
Специалисту необходимо учитывать специфику заболевания и соблюдать определенные правила во время занятий, чтобы не спровоцировать приступ.
Нельзя:
- давать упражнения на скорость, быстроту реакции и переключение внимания;
- выполнять логопедический массаж;
- проводить длительные или слишком интенсивные занятия;
- перегружать ребенка эмоционально и физически.
Можно и нужно:
- создавать мягкую и спокойную атмосферу на занятиях;
- использовать в кабинете приглушенное освещение и нейтральные цвета;
- убирать из кабинета яркие и мигающие предметы;
- оборудовать уголок отдыха и научить ребенка распознавать признаки усталости;
- иметь несколько безопасных методик и выбирать подходящую под состояние ребенка;
- при ухудшении самочувствия сразу делать перерыв или отменять занятие.
Чтобы повысить мотивацию и помочь ребенку адаптироваться в обществе, в занятия можно включать музыкально-ритмические упражнения, рисование и спокойные подвижные игры.
Перед этим важно проконсультироваться с лечащим врачом по поводу допустимых физических нагрузок.
С кем важно сотрудничать логопеду
Развитие речи у ребенка с эпилепсией — это командная работа. Логопеду необходимо взаимодействовать со следующими специалистами:
- Невролог — ставит диагноз, подбирает лечение, дает информацию о состоянии и прогнозе.
- Эпилептолог — консультирует по особенностям заболевания и корректировке терапии.
- Психолог — помогает справиться с тревожностью, неуверенностью, трудностями в общении и обучении.
- Физиотерапевт — улучшает координацию и работу мелкой моторики, что напрямую влияет на речь.
- Эрготерапевт — обучает стратегиям самопомощи, чтобы ребенку было легче в повседневной жизни.
Особую роль играют родители. Важно, чтобы они наблюдали за состоянием малыша и давали обратную связь специалисту о поведении, изменениях, приступах, а также соблюдали все рекомендации.
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных


