Карьерные возможности воспитателя не ограничиваются только работой в детском саду. Сейчас практически в любом городе есть развивающие центры, где всегда нужны специалисты в области дошкольного образования. Чем же они отличаются от государственных или частных детсадов? Каковы плюсы и минусы работы в таких организациях?
Что такое развивающий центр?
Развивающие центры – это частные некоммерческие или коммерческие образовательные учреждения. Чаще всего их посещают дети дошкольного возраста, которые не ходят в детский сад, но в некоторых проводятся и занятия для учеников младшей и средней школы. Задачи развивающих центров – обучение детей, их подготовка к школе, социализация.
От детского сада центры отличаются:
- большей ориентацией на разностороннее развитие и обучение детей;
- кратковременным пребыванием детей – в среднем от 1 до 3–4 часов;
- небольшими группами – обычно 6–12 человек;
- возможностью участия родителей в занятиях.
Часто детские развивающие центры работают по определенной авторской методике обучения и воспитания. Обычно используются методики развития Никитиных, Зайцева, Сесиль Лупан, Монтессори, Масару Ибуки.
Какие требования предъявляются к воспитателям в развивающих центрах?
Если проанализировать вакансии с hh.ru, Яндекс.Работы и других порталов, можно увидеть, что для трудоустройства в развивающие центры чаще всего нужно иметь высшее педагогическое или психологическое образование (с профессиональной переподготовкой в области дошкольной педагогики). В государственные детские сады берут на работу и выпускников колледжей и техникумов, руководствуясь профессиональным стандартом воспитателя.
Также в большинстве объявлений указывается необходимый опыт работы в дошкольном образовании 2–3 года. Так что перед устройством в развивающий центр стоит попробовать свои силы в обычном детском саду.
Направленность у образовательных развивающих центров может быть очень разной. Поэтому разнятся и требования к воспитателям. Так, в одну организацию могут принимать только специалистов с хорошим знанием иностранного языка, в другую – прошедших курсы по определенной педагогической методике, в третью – имеющих опыт работы с детьми с ОВЗ. А в некоторых центрах требования более лояльные – достаточно лишь профильной подготовки и умения ладить с детьми.
Обязанности воспитателя в детском развивающем центре
В целом работа воспитателя в центре развития не сильно отличается от работы в детском саду. Его задача – присматривать за детьми, когда они не занимаются с педагогами, организовывать режимные моменты и досуг, реализовывать образовательную программу, участвовать в различных мероприятиях (утренниках, собраниях, соревнованиях). Степень вовлеченности воспитателя в образовательную деятельность зависит от педагогического коллектива центра. Чаще всего он проводит комплексные занятия, направленные на развитие коммуникативных навыков, мелкой моторики, формирование грамотной речи и расширение словарного запаса, общее физическое, интеллектуальное, эстетическое развитие.
Воспитатель помогает детям социализироваться, создает развивающую среду, следит за порядком в учебных помещениях, решает бытовые вопросы, взаимодействует с родителями. У специалиста также большой объем работы по составлению планов, отчетов и других документов.
Плюсы работы воспитателя в развивающем центре в сравнении с детским садом
Воспитатели предпочитают устраиваться в центры развития из-за:
- Высокой зарплаты. Например, в Москве (по данным портала Яндекс.Работа) в государственном детском саду воспитателю платят в среднем от 30 000 рублей в месяц, а в развивающих центрах много вакансий с зарплатой 40 000–60 000 рублей.
- Комфортных бытовых условий. В развивающих центрах чаще всего просторные помещения с современным ремонтом, новая мебель, техника. Воспитателю не нужно мастерить или приобретать на собственные средства развивающие пособия, игрушки, книги, обращаться к родителям для покупки новых штор или гигиенических принадлежностей.
- Небольшой наполняемости групп. Воспитателю в детском саду часто приходится работать с 30 и даже 40 детьми, а в развивающем центре одновременно занимаются с группой из 6–12 детей.
- Возможностей для профессионального роста и развития. Для руководства развивающих центров грамотные сотрудники, которые регулярно повышают квалификацию, участвуют в педагогических мероприятиях, занимаются научной работой – это конкурентное преимущество. Поэтому воспитателей охотно отпускают на курсы, поддерживают их желание освоить новые методики, приобрести пособия и т. д.
Недостатки дошкольных развивающих центров
Минусы у работы в центрах детского развития тоже есть. Например, высокие требования к соискателям вакансий. Как мы уже писали выше, чтобы устроиться в хороший центр, нужно иметь высшее профильное образование, опыт работы, знать авторские методики развития детей. Часто предъявляются и строгие требования к внешнему виду, речи.
Если в государственном ДОО воспитатель постоянно работает с одной и той же группой, то в развивающем центре ему приходится взаимодействовать с разными детьми, ведь их приводят только на несколько часов. Больше времени уходит на общение с родителями, они часто присутствуют на занятиях. При этом график в центрах развития обычно не сменный, как в ДОО (с 8:00 до 14:00 и с 14:00 до 18:00 часов), а стандартный офисный – с 8:00-9:00 до 18:00-19:00, 5 дней в неделю. Отпуск короткий – всего 4 недели. В летние месяцы многих воспитателей отправляют в неоплачиваемый отпуск, потому что детей на занятиях становится меньше.
Развивающие центры в силу своего частного статуса предоставляют воспитателям очень разные условия. Где-то сотрудников бесплатно кормят и отправляют на стажировки за рубеж, а где-то даже не оформляют на работу официально. Естественно, чем лучше условия работы, тем выше и требования к специалистам. Поэтому воспитателю, настроенному на трудоустройство в развивающий центр, нужно активно заниматься своим профессиональным и личностным развитием.
Карьерные перспективы
Во-первых, можно перейти в центр с более высокой зарплатой или комфортными условиями работы. Во-вторых, можно параллельно с должностью воспитателя занять должность педагога развивающего центра по физической культуре, по музыке и хореографии, по иностранному языку и другим образовательным областям в зависимости от имеющихся компетенций. В-третьих, можно занять должность руководителя центра детского развития или открыть свою образовательную организацию.
Где получить образование для работы в центре детского развития?
Получить специальность воспитателя можно в вузах, колледжах, техникумах. Но если у вас уже есть диплом о высшем или среднем специальном образовании по другому профилю, необязательно тратить на обучение еще несколько лет.
Дистанционные* курсы профессиональной переподготовки АНО «НИИДПО» позволяют получить нужные знания и навыки для работы воспитателем всего за несколько месяцев.
Программы по теме статьи:
Также мы предлагаем пройти дистанционные* курсы повышения квалификации. Они познакомят вас с различными методиками, технологиями, приемами дошкольного образования, в том числе авторскими.
Программы по теме:
Выбирайте программу и записывайтесь на обучение по телефону или через форму заявки на сайте. Ответственный подход к профессиональному образованию и развитию позволит вам достичь карьерных высот вне зависимости от того, где вы планируете работать – в детском саду или в развивающем центре.
*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Хотите работать психологом и вести частную практику?
Оставьте контакты, и мы отправим инструкцию вам на почту