Нельзя заставить сотрудников полюбить работу. Но можно стимулировать вовлеченность персонала, создавая благоприятные условия труда. Рассказываем, что такое мотивация сотрудников, какой она бывает и зачем вообще нужна на предприятии и в организации.
Что такое мотивация персонала
Мотивация — это побуждение к действию. Главная задача управленца в этом контексте заключается в ориентации сотрудников на достижение целей организации. Чтобы прийти к результату, нужно сформировать программу повышения мотивации персонала, которая опирается на ряд целей:
- привлечение в компанию ценных кадров;
- удержание компетентных сотрудников в организации;
- вознаграждение для успешных и эффективных специалистов.
В зависимости от целей выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию персонала. Первая — опирается на внешние факторы: похвала начальства, повышение зарплаты, продвижение по службе. Вторая — учитывает интересы личности, стремление к свободе деятельности и самореализации.
Какие специалисты отвечают за мотивацию персонала в компании
Повышение эффективности мотивации персонала — задача не только топ-менеджера или директора. В разных организациях за эту сферу отвечают отдельные структурные подразделения. Их сотрудники подбирают кадры, рассчитывают зарплату, формируют систему бонусов, создают комфортные условия труда.
HR-специалисты могут искать новый персонал, предлагать нематериальные стимулы, собирать обратную связь от штатных специалистов, формировать карьерный трек для каждого сотрудника.
Экономисты, финансисты и бухгалтеры ведут материальную линию: рассчитывают оклады и тарифы, разрабатывают систему премирования, оптимизируют затраты.
Руководители отделов и подразделений на своем уровне создают комфортную рабочую атмосферу для подчиненных. Начальники постоянно взаимодействуют с персоналом в организации, работая на повышение мотивации к труду и поддерживая инициативы.
Методы повышения мотивации персонала
При мотивировании персонала используют различные методы.
- Экономические: сотрудники компании получают некие выгоды, которые улучшают их материальное состояние.
Персонал стимулируют напрямую — через основную и дополнительную оплату труда, вознаграждения, премии и другие прогрессивные выплаты. Примеры косвенной мотивации — льготные места в школах и детских садах, льготные путевки в санатории, пользование служебным автомобилем. Еще один вид экономической мотивации — система штрафов.
- Административные: прямое воздействие на поведение сотрудника.
К этой категории относятся методы организационного и дисциплинарного воздействия. Чтобы развивать стремление трудиться и прививать культуру трудовой деятельности, используют нормативные документы (законы, ГОСТы, уставы), внутренние приказы и регламенты. В качестве негативных способов повышения мотивации персонала применяют методы дисциплинарного воздействия, например, увольняют за серьезный проступок.
- Морально-психологические: использование психологических приемов, которые превращают рабочую задачу в осознанный долг.
В компании формируется корпоративная система ценностей, создается особенный социально-психологический климат. Управленцы активизируют гражданские и патриотические чувства сотрудников.
Из комплекса разнообразных методов повышения мотивации персонала складывается гибкая система, которая становится уникальной для каждой компании.
Работа специалистов по мотивации сотрудников
Специалисты по мотивации персонала востребованы в крупных компаниях и среднем бизнесе. Они работают в HR-департаментах, экономических отделах и службах организационного развития. Их роль особенно важна там, где есть большой коллектив, а ценных сотрудников нужно удерживать.
Обычный день специалиста посвящен мероприятиям по повышению мотивации персонала, а именно:
- встречам с менеджерами, обсуждению планов и подготовке предложений;
- работе с отчетами и аналитикой, оценке выполненных задач;
- общению со специалистами компании.
Сотрудник много общается, работает с цифрами и выстраивает стратегии повышения мотивации персонала.
Хотите узнать, как повысить вовлеченность сотрудников и укрепить команду?
Раскройте секреты нематериальных стимулов за 1 месяц
Образование
Вузы не готовят специалистов по мотивации персонала. Однако запрос на подготовленных сотрудников по мотивированию все же есть на рынке.
Проще всего реализоваться в сфере повышения эффективности системы мотивации персонала тем, кто прошел следующие направления подготовки в вузах: «Управление персоналом», «Психология», «Экономика и менеджмент», «Социология».
Если базового образования по перечисленным специальностям нет, можно пройти курс повышения квалификации или профессиональной переподготовки по темам HR-менеджмента, управления проектами, корпоративной культуре, внутренним коммуникациям.
Где учиться
Гуманитарные и экономические дисциплины на базе вуза формируют фундаментальные знания у студентов. Без диплома о высшем образовании не обойтись при трудоустройстве в корпорацию или крупную компанию. Но тем, кто уже работает в отделе кадров, бухгалтерии или управлении, ни к чему возвращаться за парту. Изучить инструменты для разработки мероприятий по повышению мотивации персонала можно в короткий срок.
АНО «НИИДПО» предлагает освоить современные методы управления мотивацией персонала всего за 2 месяца. Обучающиеся подключаются к занятиям дистанционно* и планируют учебное расписание индивидуально. После итоговой аттестации выпускники получают удостоверение московского института.
На занятиях обучающиеся узнают, как наладить процесс мотивации, какие факторы повышения мотивации персонала наиболее эффективны, как найти баланс между желаниями сотрудника и интересами организации. Они поймут, как достичь результатов при мотивировании персонала и оценить эффективность оплаты труда.
Каждому обучающемуся доступны лекционные материалы, онлайн-вебинары и практические задания по темам мотивирования сотрудников. Общение с преподавателями, промежуточные тесты и итоговая аттестация проходит на онлайн-платформе*.
Получайте навыки специалиста по мотивации персонала за 2 месяца
и выстраивайте уникальную систему стимулов, которые подтолкнут компанию к развитию
Кому подойдет профессия
Профессия специалиста по повышению мотивации персонала подойдет тем, кто умеет балансировать между цифрами, аналитикой и общением с людьми.
Его квалификационные качества:
- интерес к управлению персоналом и развитию организации;
- готовность работать с документами и отчетами;
- стремление учиться новому;
- уметь убеждать и объяснять сложные вещи.
Проще всего заниматься стимулированием персонала и повышением мотивации тем, кто обладает эмпатией, коммуникабельностью, ответственностью и гибкостью.
Плюсы и минусы
+ Востребованность на рынке труда: мотивированный персонал нужен любой компании.
+ Потенциал карьерного роста: от специалиста до руководителя отдела и даже директора.
+ Участие в развитии компании: возможность выстраивать важные процессы.
+ Самореализация: подбор нестандартных методов и поиск особенных решений.
- Высокая ответственность: есть риск, что персонал будет недоволен принятыми решениями.
- Постоянный поиск вариантов: то, что работает сегодня, перестает работать завтра.
- Эмоциональная нагрузка: много коммуникаций, в том числе с выгоревшими сотрудниками.
Востребованность
О слаженной и эффективной команде мечтает каждый директор. Тренд на развитую систему мотивации персонала все более крепнет, поэтому спрос на экспертов в повышении эффективности управления мотивацией персонала растет.
Еще несколько лет назад привлечением и удержанием талантливых работников занимались только HR-специалисты. Сегодня формируются целые отделы и департаменты, сотрудники которых отвечают за вовлеченность и систему стимулирования.
На специальных площадках по поиску работы регулярно появляются вакансии для экспертов по мотивации сотрудников. Называются должности по-разному: специалист отдела организации труда и мотивации персонала, менеджер по мотивации и оплате труда, сотрудник отдела труда и повышения мотивации персонала.
Особенно востребованы такие кадры на предприятиях, в IT и крупных торговых сетях. Региональные компании чаще всего ищут специалистов, которые совмещают функции по подбору персонала и его мотивированию.
Около 68% сотрудников готовы работать, если им повысят зарплату. Проходите специальные программы и узнавайте, как сохранить ценного специалиста в рамках бюджета:
Сколько зарабатывают специалисты по мотивации персонала
Проанализировав вакансии на hh.ru, можно заметить, что начинающие специалисты получают до 60 000 рублей в месяц. Менеджеры с опытом более одного года в области повышения мотивации и вовлеченности персонала зарабатывают до 85 000 рублей в месяц (в Краснодаре) или 165 000 рублей (в Москве). Сотрудникам с опытом от шести лет работодатели предлагают от 115 000 рублей в месяц (Санкт-Петербург). Специалистам в области компенсации и бенефитов (C&B) с глубокими знаниями готовы платить от 300 000 рублей в месяц (Москва).
Карьера и перспективы
Для старта карьеры можно подобрать позицию HR-ассистента или младшего специалиста по персоналу, занимаясь простыми задачами на повышение мотивации персонала в организации. Со временем можно стать главным специалистом по мотивированию сотрудников, руководителем отдела, HR-бизнес-партнером или директором по организационному развитию.
➥ Пройти повышение квалификации и в полной мере овладеть методами повышения мотивации персонала можно в АНО «НИИДПО». Вы разберетесь, что от эффективно выстроенной системы мотивирования сотрудников зависит успех компании, и сможете применить знания на практике — на рабочем месте или в своем бизнесе. Записывайтесь на занятия в специальной форме на сайте.
*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных
- Что такое мотивация персонала
- Какие специалисты отвечают за мотивацию персонала в компании
- Методы повышения мотивации персонала
- Работа специалистов по мотивации сотрудников
- Образование
- Где учиться
- Кому подойдет профессия
- Плюсы и минусы
- Востребованность
- Сколько зарабатывают специалисты по мотивации персонала
- Карьера и перспективы