Сенсорная интеграция — способность мозга получать информацию от органов чувств, обрабатывать ее и соответствующим образом на нее реагировать. Это то, что дает человеку возможность эффективно функционировать в своем окружении и учиться новому.
Нарушение сенсорной интеграции — это состояние, при котором человек испытывает сложности в обработке информации, поступающей от различных органов чувств (зрения, слуха и прочих). Оно может проявляться в разной степени чувствительности ребенка к звукам, осязанию, восприятию движения, что влияет на его способность адаптироваться к окружающей среде. Расскажем о симптомах, диагностике и причинах этого расстройства в статье.
Содержание статьи:
- Причины нарушения сенсорной интеграции у детей
- Симптомы нарушений сенсорной интеграции
- Уровни нарушения сенсорной интеграции
- Диагностика нарушений сенсорной интеграции
- Коррекция нарушений сенсорной интеграции
- Где выучиться на специалиста по сенсорной интеграции
Причины нарушения сенсорной интеграции у детей
Нарушения сенсорной интеграции у детей имеют разные причины и обычно являются результатом сочетания различных факторов.
- Генетические факторы
Некоторые исследователи полагают, что в возникновении нарушений сенсорной интеграции играет роль наследственность. Таким состояниям чаще подвержены дети, у близких которых были схожие проблемы.
- Проблемы внутриутробного развития
Нарушения сенсорной интеграции могут быть связаны с влиянием различных патогенных факторов на ребенка в период внутриутробного развития (инфекционные заболевания матери, воздействие различных токсических веществ и т.д.).
- Сложные роды
Нарушение нормального течения родов может привести к тому, что мозг ребенка не получит достаточно кислорода. В будущем это может привести к проблемам с сенсорной интеграцией.
- Недостаточная стимуляция
Недостаток разнообразного сенсорного опыта в раннем возрасте или ограниченные возможности для игр и исследования мира также могут негативно сказаться на развитии сенсорной интеграции у детей.
Различные расстройства, например аутизм, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) или церебральный паралич не являются причинами нарушения сенсорной интеграции. В то же время эти нарушения могут проявляться у детей с данными расстройствами.
Симптомы нарушений сенсорной интеграции
Симптомами нарушения сенсорной интеграции могут быть:
- сложности восприятия слуховой, зрительной и тактильной информации;
- нарушения моторных и вестибулярных функций;
- проблемы с поведением;
- невозможность сконцентрироваться (повышенная отвлекаемость);
- чрезмерно сильные эмоциональные реакции даже на минимальные раздражители;
- трудности развития речи и языка;
- проблемы с обучением в школе;
- сложности с ориентацией в пространстве.
Уровни нарушения сенсорной интеграции
Нарушения сенсорной обработки могут быть классифицированы по нескольким критериям. Они разделяются на гипер- и гипореактивные в зависимости от того, как ребенок воспринимает сенсорные сигналы. Нарушения могут быть связаны с различными типами стимулов: звуковыми, визуальными, слуховыми или проприоцептивными.
Распространена классификация нарушений сенсорной интеграции на основе активности и поведения детей с подобными нарушениями:
- Снижение регистрации стимулов — часть входящих сигналов не регистрируется мозгом, что проявляется в малоподвижности и слабом мышечном тонусе. Ребенок кажется безразличным, апатичным и изолированным.
- Повышенная чувствительность — мозг регистрирует большое количество сигналов, затрудняя выделение важных из них. Это отражается в невнимательности, высокой отвлекаемости и гиперактивности. Чаще всего выражена чувствительность к звукам и вкусовым ощущениям.
- Поиск ощущений — интеграция сенсорных сигналов искажена, создается частичный сенсорный дефицит. Ребенок гиперактивен и легко возбудим, постоянно стремится к новым ощущениям: облизывает предметы, погружает пальцы в жидкость или шумно стучит по предметам.
- Избегание ощущений — это искаженное восприятие стимулов с нарушением их распознавания. Проявляется в пониженной активности, эмоциональной возбудимости и неспособности переносить новые ощущения. Такие дети предпочитают ритуалы и избегают новых ситуаций, предпочитая известное окружение и уединение.
Диагностика нарушений сенсорной интеграции
Выявить нарушения сенсорной интеграции у детей в возрасте до 6–7 лет достаточно сложно. При этом важно сделать это как можно раньше, чтобы провести своевременную коррекцию.
Процесс диагностики основывается на предположении о взаимосвязи между поведением, познавательными процессами и работой мозга. Осмотр проводит специализированная команда, которая состоит из невролога, психиатра, психолога и дефектолога.
Самое сложное в диагностике — отсутствие четкого списка симптомов. Это обусловлено сложным взаимодействием различных сенсорных систем с другими областями мозга. Обычно диагностика начинается с клинических методов: опроса родителей, беседы с ребенком и наблюдения за его поведением.
Для более точной диагностики используют стандартизированные тесты:
- TSFI применяется для детей от 4 до 18 месяцев и оценивает различные сенсорные функции. Оценка позволяет выявить нормальное развитие, риск сенсорных проблем или нарушения.
- SIPT используется для диагностики у детей от 4 до 9 лет и оценивает сенсорную интеграцию разных модальностей. Результаты выражаются в количественных баллах и помогает разработать индивидуальный план коррекции.
- EASI предназначен для детей от 3 до 12 лет и оценивает различные виды сенсорных расстройств, за исключением обонятельных и вкусовых. Результаты представляют в виде графика с указанием степени нарушения, что помогает понять, находится ли сенсорная интеграция у ребенка в области нормы или нарушения.
Коррекция нарушений сенсорной интеграции
По результатам диагностики специалисты создают индивидуальную программу коррекции, в основе которой лежит ключевая стратегия — проведение занятий, направленных на оптимизацию процессов восприятия у ребенка.
Для этого используют игры и упражнения, которые помогают стимулировать вестибулярный аппарат, проприоцепторы, тактильные, визуальные и слуховые рецепторы. Специалист тщательно следит за реакцией ребенка, подстраивая в зависимости от нее интенсивность стимуляции.
Программа коррекции состоит из нескольких основных частей:
- Вестибулярные и проприоцептивные стимуляции
Специалисты используют игры с различными видами движения, преодолением сопротивления, изменением скорости. Во время игр могут применяться разнообразные качели, платформы-планеры и горки, что помогает формировать у ребенка представление о теле и его положении в пространстве.
- Тактильные стимуляции
Чтобы улучшить интеграцию сигналов, поступающих через кожу, используют разнообразные виды прикосновений, например, растирание щетками, массаж текстурными материалами и вибрацию. Один из популярных способов тактильной стимуляции — пересыпание круп, такая активность не только развивает мелкую моторику ребенка, но и успокаивает его.
- Зрительные стимуляции
Эта часть включает игровые упражнения с цветными гирляндами, зеркалами, калейдоскопом и тенями. Для детей постарше используют сложные задания, направленные на оценку расстояния и восприятие перспективы.
- Вкусовые и обонятельные стимуляции
Для расширения опыта восприятия ребенка на занятиях используют натуральные продукты, душистые растения и специи. Обычно сначала ребенка просто знакомят с ароматами, потом ребенок нюхает и пробует их на вкус. Такие занятия помогают развить чувство вкуса и запаха.
- Слуховые стимуляции
Состоят из игр с погремушками и музыкальными инструментами, а также из прослушивания аудиозаписей, например, звука дождя, пения птиц или голосов. Ребенку предлагается внимательно слушать и определять источник звуков.
Где выучиться на специалиста по сенсорной интеграции
Для того, чтобы психологу или дефектологу стать специалистом по функциональному тренингу, необязательно оканчивать университет. Для этого можно пройти курсы повышения квалификации.
В НИИДПО вы можете выучиться на специалиста по сенсорной интеграции на онлайн-курсах: