Логопедам и дефектологам бывает не просто выбрать программу для обучения: профессия требует серьезной практической подготовки, а многие курсы включают лишь сухую теорию. Специалисту приходится методом проб и ошибок самостоятельно адаптировать полученные знания к реальной жизни.
Чтобы сделать обучение практико-ориентированным и полезным, в АНО «НИИДПО» используют компетентностный подход.
Руководитель отдела методологии и качества Екатерина Никитаева рассказала, почему уже во время обучения важно получить практические навыки и инструменты, а также поделилась, как компетентностный подход помогает будущим специалистам быстрее войти в профессию.
Преподает, разрабатывает образовательные программы и научно-методическое сопровождение дисциплин. Проводит коррекционно-развивающую психологическую работу с детьми и взрослыми.
Как компетентностный подход влияет на подготовку логопедов
— В чем суть компетентностного подхода?
— Компетентностный подход — это способ разработки образовательных программ, ориентированный на практику.
Лекционные и дополнительные материалы, тесты, практика — все, что входит в программу, формирует у обучающегося профессионально значимые компетенции. Учебный план такой программы выстраивается, в первую очередь, не от знаний, а от навыков, которые нужны специалисту.
Теория, конечно, также важна и составляет значимую часть программы. Однако это будут именно те теоретические знания, которые реально пригодятся на работе.
Логопед с дополнительной специализацией в области дефектологии
За 11 месяцев получите сразу две квалификации и составляйте индивидуальные программы коррекционного обучения и воспитания
- дистанционное обучение с практикой
- регулярные вебинары от экспертов
- диплом о профпереподготовке
— Как вы используете подход для разработки образовательных программ в сфере «Логопедии и дефектологии»? Расскажите на примере программы, как подбираются компетенции для конкретного специалиста.
— Профессии логопеда и дефектолога требуют от специалиста одновременно глубокой теоретической подготовки и владения большим количеством методов и инструментов.
С помощью компетентностного подхода мы создаем не только объемные программы профпереподготовки, но и относительно небольшие курсы повышения квалификации. При разработке таких программ важно определить четкие образовательные результаты — что именно будут знать и уметь наши выпускники.
Компетентностный подход позволяет избежать «обучения ради обучения», когда вроде что-то осваивал, но как это переложить на собственную практику — неясно.
Например, недавно мы проектировали программу повышения квалификации «Дисграфия и дислексия. Причины, диагностика, современные методы и подходы к коррекции у школьников».
Научитесь корректировать нарушения письма и чтения у школьников
Получите удостоверение о повышении квалификации через 2 месяца
Перед тем, как перейти к составлению матрицы компетенций для этой программы, мы тщательно изучили запросы нашей целевой аудитории: для кого и зачем мы будем создавать эту программу.
Такая программа может быть интересна как действующим логопедам, так и представителям смежных профессий, например, учителям начальных классов. Поэтому нам важно было заложить в содержание конкретные навыки и инструменты, которые слушатели смогут применять в работе. При этом не перегружать ее сложной информацией, понятной только опытным логопедам.
Вот небольшой пример того, как мы разбираем ключевые компетенции на конкретные умения, а умения — на операции, которые освоят слушатели (фрагмент):
Компетенция | Умение | Операции | Знания |
|---|---|---|---|
Коррекционная | 1. Развитие и коррекция переработки зрительной информации | 1. Развитие зрительного восприятия | 1. Задания и упражнения для развития зрительного восприятия |
2. Формирование визуальных образов букв | |||
2. Развитие и коррекция зрительно—пространственных функций и зрительно—моторной координации | 1. Уточнение представлений ребенка о схеме собственного тела | 1. Игры и задания для формирования зрительно пространственных функций 2. Упражнения для развития зрительно—моторной координации | |
2. Формирование пространственного восприятия | |||
3. Формирование логико—грамматических конструкций | |||
4. Работа со зрительно—моторной координацией | |||
3. Развитие и коррекция серийной организации движений | 1. Формирование способности программировать и выполнять серии плавно сменяющихся движений руки | 1. Упражнения, целью которых является тренировка регуляции направления, амплитуды и переключения движений руки | |
2. Развитие способности программировать написание сходных элементов букв и переключения с одного движения на другое. |
— Есть ли в программах общие универсальные компетенции, которые важны для любого логопеда/ дефектолога, или в каждой программе учитываются индивидуальные умения?
— Это зависит от программы. Если говорить о профпереподготовке, она, помимо прочего, будет включать в себя общепрофессиональные компетенции, важные не только для данной конкретной профессии, но и для ряда смежных сфер. Например, в программы по логопедии и дефектологии обязательно входит психолого-педагогический блок.
Если же это узкоспециализированная небольшая программа повышения квалификации, то и компетенции в ней также будут специфичными и будут разрабатываться специально для данной конкретной программы.
— С какими основными вызовами вы сталкиваетесь при разработке программ в соответствии с компетентностным подходом?
— Есть несколько нюансов. Во-первых, важно собрать как можно более полную информацию о содержании и специфике профессии. Кроме того, у разных экспертов может быть разный опыт и разное мнение по поводу того, нужно включать в программу, а что нет. Мы стараемся, чтобы в программу вошло только важное, без вторичной информации.
Также важно структурировать и упорядочить все образовательные результаты, определить, в каком порядке и формате их будут осваивать.
Над проектированием одной программы профпереподготовки работает целая команда: руководители направления, эксперты, методисты. Это занимает от месяца и больше. Ответственное отношение к этому этапу позволяет нам быть уверенными, что наши обучающиеся освоят профессию и смогут успешно начать карьеру.
Как компетентностный подход повлияет на практику: меньше теории, больше рабочих инструментов
— В чем вы видите сильную сторону компетентностного подхода именно в логопедии и дефектологии?
— Согласно законодательству, образовательные программы по логопедии и дефектологии должны создаваться с учетом ФГОС и профессионального стандарта. В то же время эти документы не так часто обновляются и поэтому могут не включать все актуальные тенденции в работе, которые важны для современных специалистов.
Так, например, в профессиональном стандарте вы не найдете ничего про организацию частной практики логопеда, нейропсихологические технологии, дистанционный формат работы или использование нейросетей. И тем не менее все это важные навыки, повышающие конкурентоспособность специалиста.
Благодаря компетентностному подходу мы можем совмещать строгие требования законодательства и современные актуальные тенденции в одной программе. Мы составляем матрицу компетенций для конкретной профессии и на основе этой матрицы создаем программу обучения.
Станьте учителем-дефектологом и нейропсихологом
8 месяцев освойте две востребованные квалификации
— В чем будут профессиональные преимущества выпускника, подготовленного по компетентностной модели?
— Более быстрый и комфортный вход в профессию. После теоретической подготовки, конечно, тоже можно начать практиковать, но это будет гораздо сложнее: специалисту придется самому «набивать шишки», перекладывать полученные знания на реальную практику.
Выпускникам программ, созданных на основе компетентностного подхода, проще: в процессе обучения они получают навыки и инструменты, которые пригодятся на работе.
— Как компетентностный подход влияет на структуру и содержание образовательной программы? Например, будет ли отличаться список дисциплин у обучающегося АНО «НИИДПО» и студента другого учебного центра?
— То, что образовательная программа была создана с помощью компетентностного подхода, может быть не очевидно, если просто посмотреть на ее учебный план. Список дисциплин может, на первый взгляд, ничем особо не отличаться от аналогичных программ в других учебных центрах.
Отличия будут скрываться в самом содержании, наполнении такой программы:
- Среди дисциплин и тем не будет тех, которые не имеют отношения к реальной работе специалиста, только важное.
- Учебный план будет выстроен таким образом, чтобы последовательно погружать слушателя в тему: от простого к сложному, от теории к практике.
- В лекциях будут примеры из реальной практики экспертов, приемы и технологии, полезные лайфхаки для работы, разборы сложных случаев.
- Практические задания будут направлены на отработку ключевых навыков, чтобы после обучения слушатель смог сразу использовать полученные навыки в работе.
- В программе будут дополнительные материалы — чек-листы, шаблоны, речевые карты.
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных




